Часть перваяВ перестройку фильмы, и зарубежные, и наши бывшие запрещенные хлынули потоком. Тогда я много что посмотрел в кинотеатрах, в кинозале "Известий", по видео у друзей (в видеосалоне ни разу не был, видеомагнитофона дома не имел, и вовсе не потому, что не мог себе позволить, не было желания). Потом многие шедевры мирового кинематографа стали показывать по телевизору, а заодно всякую эротику, Тинто Брасса и других, без ограничений (теперь ударились в другую крайность, скоро сиськи-письки будут заблюривать).
Но должно было пройти больше 25 лет, чтобы я решил всерьёз заняться просмотром кинофильмов "от Ромула", то есть от братьев Люмьер - в буквальном смысле - до наших дней.
С 2015 года я смотрю кино почти ежедневно. Это у меня ритуал, образ жизни, традиция, если несколько дней не посмотрю, то чувствую, что чего-то не хватает. Спасибо интернету. Изредка выбираюсь в кинотеатры, но мне неважны размеры экрана или монитора, это всё детские игры. Кстати фильмы в 3D-формате воспринимаю как детские мультики, самая искусная компьютерная графика не заменяет и никогда не заменит натурной съемки, как кино не заменило театр, а телевидение и интернет не заменили кино.
По итогам многолетнего просмотра всего богатства мирового кинематографа я пришел к определенным выводам, испытав восторги и разочарования.
Итак, по порядку, по странам и континентам.
Впервые я познакомился за эти годы с азиатским кино, а точнее с Японским и Китайским. И немного - с Корейским, там есть гений Ким Ки Дук, безвременно скончавшийся от ковида в Риге в 2020 году, потому что латышские врачи не умели лечить эту болезнь.
Другие мне не показались интересными. В том числе хорошо развитое и имеющее долгую историю Индийское. Смотрел я и Радж Капура, и "Песнь дороги" Сатьяджит Рея, и "Танцор диско", но всё это - побочная ветвь древа киноискусства, без которой можно обойтись.
А вот китайцы, самые разные, и материковые, и гонконгские, и тайванские - это глубоко и серьёзно. Один Вонг Карвай чего стоит! Или Чжан Имоу. Мощные мастера.
Ну а японское кино - просто одно из лучших в мире, там есть истинный гений Куросава, но и немало других. До того, то есть до 2015 года я видел только "Легенду о Нараями" Имамуры, очень давно, но впечатление было настолько сильное, что по сей день сохраняется в памяти в деталях.
Теперь же я знаю этот особый мир лучше, хотя не всё мне в нём понятно, некоторые фильмы приводят в глубокое недоумение и кажутся абсолютно бессмысленными. Но только некоторые.
Дальше
Какие еще есть кинематографы, достойные внимания?
Американский. И не Голливудом единым, и к Голливуду я был несправедлив. Хотя, что самое смешное, американское кино прошло все те же мытарства, что и советское: и цензуру на поцелуи (хотя до такого уровня ханжества в СССР не доходили), и идиотские извинения перед зрителями за "показ негативных явлений" - перед сеансами фильма Хоукса "Лицо со шрамом"/Scarface, и натужный наигранный оптимизм. А вечная боязнь печальных финалов, да вообще нелюбовь к трагедийности - застарелый недуг американского кино.
Всё было. Но было и высокое искусство. Хотя... Ни одного американского режиссера гением назвать не могу - ни Уайлера или Уайлдера, ни Копполу, ни Скорсезе, ни даже Элиа Казана. Разве что, может быть, Серджо Леоне? Но он итальянец, как ни крути.
Есть еще Орсон Уэллс, хоть и американец по происхождению, но кино его не чисто американское, а совершенно отдельное. Хотя гениальный "Гражданин Кейн" - плоть от плоти Америки, но все равно, это особенный художественный мир, не равный Голливуду.
Итальянское кино было лучшим в мире. Это аксиома. Тут не о чем спорить. Феллини, Антониони, Висконти, Пазолини, Бертолуччи, Джерми, Де Сика - !!!! И это еще не все.
Правда, потом, когда великие умерли или "исписались", как Бертолуччи, итальянское кино деградировало, превратилось в обычное, банальное, провинциальное. Жаль.
Британское кино любопытно и разнообразно, но не хватает ему своеобычности, все равно оно перемешано с американской продукцией, актеры и режиссеры работают там и там, и вся английская, и даже ирландская кинопродукция в результате получается неким филиалом американской метрополии, хотя им самим такой подход не понравится.
Кстати, то же самое с австралийским кино, но тут всё проще, все главные таланты уезжают на заработки в США. Как и из Латинской Америки. Голливуд высасывает соки отовсюду. До поры до времени это шло на пользу американскому кино.
Французское кино оригинальное, но оно мне решительно не нравится. Годар, Трюффо и всякая "новая волна" не цепляют, не впечатляют. Да и не вижу я ничего нового в той "новой волне". Все их "открытия" были сделаны еще Марселем Карне и другими в 30-е годы, французская игра в документальность и жизнеподобие не увлекает, у итальянцев это получается проще, легче и естественнее.
Есть, правда, два весьма специфических режиссера, ни на кого не похожих - Брессон (не путать с Бессоном!) и Бертран Блие, но они немного фильмов сняли.
Всё остальное с точки зрения эстетики не в моем вкусе. Зато какие роскошные женщины!
Во второй половине ХХ века возник такой яркий и глубокий феномен как Польское кино. Вдумчивый и тонкий мастер Вайда и истинный гений Кесьлёвский - это очень и очень много для мелкого лимитрофа.
Кстати, о Кесьлёвском. Разные начетчики любят составлять "десятки" лучших фильмов. Так вот, я бы включил в эту "десятку" все десять серий "Декалога" Кесьлёвского.
Два национальных кинематографа шли в авангарде и мощнее других развивались в 20-е - 30-е годы ХХ века. Вместе с США они создали кинематограф как вид искусства.
Но были загублены на корню тупыми политиками - Немецкий и Русский, он же Советский. Вот где рождались гении, классики и демиурги, но всех погубили Гитлер со Сталиным. Хотя события развивались по-разному.
Из Третьего райха все лучшие творцы бежали в Америку и там многие остановились в развитии, а гениальный Мурнау погиб в дурацкой автокатастрофе.
В СССР правительство так зарегламентировало кинематограф, что жизнь там почти замерла. Сталин лично смотрел каждый фильм, что не способствовало прогрессу. Вождя интересовал общественно-политический эффект, а не искусство.
Хотя, конечно, несмотря ни на что искусство прорывалось. Советские сказки Пырьева и Александрова все равно умудрились сохранить обаяние и живое дыхание. Эйзенштейн trotz allem протащил свою гениальность сквозь все препоны, пробился сквозь глыбы и сумел создать два шедевра. Но только два, и рано умер.
Послевоенное Немецкое кино, за исключением Фассбиндера, превратилось в европейское провинциальное.
Ну а про метания и метаморфозы советского кино можно писать долго, но места не хватит. Оно своё, родное, потому и спрос особый, но и совсем другое отношение, чем к иностранному. Просто ближе и понятнее. Потому лучше.
Есть ли еще какие-нибудь кино? Ну да, например, Шведское, хотя там - Ингмар Бергман всех заслонил. Как и в Испанском - Бунюэль.
А очень талантливый, возможно, даже гениальный Альмодовар надоел своей проповедью гомосексуализма и парадом потенциальных трансгендером. Это так ненормально, что становится скучным.
Есть талантливые мастера и в Венгерском кино. И отдельный Кустурица.
Наконец, имеется гений Ларс фон Триер, формально датчанин, но его кино - вне национальной принадлежности и ограниченности. Хотя он не первый датский кинорежиссер, перешавгнувший границы, ведь был еще Дрейер.
Вот всё, пожалуй. Гениев всегда мало. На данный момент остался всего один - фон Триер, да и тот с психическими отклонениями.
Наше отечественное кино, хотя и не поддалось пандемии извращений, увы, худосочное и бедно талантами. Ну а на Западе киноискусство гибнет, его догрызает "политкорректная" цензура трансгендеров и их подручных, кино мутирует и распадается. Новейшие фильмы, как правило, невозможно смотреть без содрогания.
Но на мой оставшийся недолгий век еще хватит классики и неплохих картин прошлых лет.
Необязательные мемуары