Женитьба (фильм, 1977)

Dec 11, 2022 03:00



Режиссёр Виталий Мельников
Автор
сценария Виталий Мельников
В главных
ролях Светлана Крючкова
Алексей Петренко
Олег Борисов
Оператор Юрий Векслер
Композитор Олег Каравайчук
Художник-постановщик Белла Маневич
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм». Первое творческое объединение
Длительность 99 мин
Страна СССР
Язык русский
Год 1977
Режиссер Виталий Мельников. В свое время, а именно в августе 1978 года я посмотрел этот фильм, после чего написал в дневнике следующее:

Фильм решен в серьезных, строгих, почти трагических тонах. Гоголевский юмор ликвидирован абсолютно и редко, редко просвечивает, как пламя печи сквозь плотно закрытые створки, в исполнении О. Борисова (Кочкарев) и А. Петренко (Подколесин). Да и то это, по-моему, создано не режиссером, а актеры не могли совсем не смешить.
Ни в коем случае нельзя полагать, что гоголевские пьесы - просто смешные комедии, но природа Гоголя такова, что без смеха, без юмора он не воспринимается. И потому фильм "Женитьба" стал очень тягучим, унылым, бледным, неинтересным.
Очень серьезно, глубоко разбирая переживания своих героев, играют и все актеры.

С. Крючкова - Агафья Тихоновна - играет не просто драму, а мелодраму, она поминутно рыдает, кончает фильм истерикой. Актриса искренна, естественна, очень подходит внешне. Все ее страдания неподдельны и глубоки, она физически превозмогает себя, выходя замуж, выбирая женихов.
Всё это мало подходит к данной роли - Крючкова больше напоминает трагических героинь Островского, чем гоголевскую девочку Агафью Тихоновну. В ее исполнении нет важного компонента - легкости, так как не прочувствован юмор.

Наиболее гоголевский образ создает А. Петренко - Подколесин. Надо сказать, что в кино он полнее, интереснее, глубже исследует своего героя, чем в спектакле (Эфроса. Петренко был одним из исполнителей роли Подколесина в театре на Малой Бронной). Нравственные и физические мучения у Петренко, может быть, более всего соответствует замыслу Гоголя.
Нет необходимой энергии у О. Борисова - Кочкарева. Он играет человека, смертельно уставшего от жизни, и, приводя в движение Подколесина, он делает это сам чуть ли не через силу. Время от времени лицо этого Кочкарева освещает обаятельная и усталая улыбка. По-моему, актер делает героя умнее, чем следует - Борисов так искренне и непосредственно радуется исходу дела и все время так явно размышляет: для чего же он делает всё это?
Борисову не достает легкости и строгости Козакова, и несмотря на свое глубокое мастерство, Борисов не имеет козаковского заряда обаяния.

Больше всего страдают от недостатка комического образы женихов - Яичницы и Жевакина. В. Стржельчик, актер всегда легкий, изящный, ироничный, предельно серьезно переживает драму экзекутора со странной фамилией. Он с такой грустью рассказывает о себе, что куда-то на второй план уходит его расчетливость и желание жениться, в основном, на недвижимом имуществе. Яичницу очень жалко, столь он одинок и почти трагичен.
Е. Леонов тоже страдает, играет мягко и тепло, так что чуть не прошибает слезу. Но после потрясающего блеска Льва Дурова подобное сосредоточенно-вдумчивое исполнение обедняет образ Жевакина.
И в силу серьезности и нешуточной тяжести игры актеров - эта игра выглядит бледной на фоне гоголевского текста и совершенно затмевается эфросовским спектаклем.

Я тогда находился под сильным обаянием спектакля Эфроса, но нельзя же путать театр с кинематографом, да и с какой стати я решил, будто единственно верную и неповторимую форму воплощения пьесы Гоголя нашел А. Эфрос в спектакле - ярко-театральная комедия и серьезная драма человеческой жизни. Глупости, да и только. Карнавальность той постановки вовсе не должна быть единственно возможным способом интерпретации комедии. Да, это комедия. И юмора в кинокартине достаточно, просто великие актеры, точнее - Великие Актеры Стржельчик, Брондуков, Евгений Леонов, Олег Борисов, а также Майя Булгакова с Талызиной (Петренко и Крючкову я и так тогда справедливо похвалил) +работают тонко, элегантно, не в лоб, не напрямик. Потому хотя бы, что тут совсем другая стилистика, возможны крупные планы и игра нюансами, которую на подмостках не устроить.
Комедия-то она комедия, но и драма несложившейся, несвершившейся, едва родившейся и удушенной в зародыше любви. Эдакий своеобразный "аборт", убийство естественного, человеческого чувства. Так что и юмор неизбежно становится черным, и невидимые миру слёзы оказываются не такими уж невидимыми.
Замечательно всё это сделал Мельников! И кино ни капли не устарело. А спектакль Эфроса ушел в историю, да и не был он запечатлен... Тоже жаль. Но за тысячелетия было утрачено столько шедевров, что не надо преувеличивать значимость потери.
Еще











Мое кино

кино, отличное

Previous post Next post
Up