Пост сквозь годы. Пушкин, Бондарчук-старший и кино

Nov 07, 2022 17:00

Предыдущий пост сквозь годы
Они не противоречат друг другу и превосходно сочетаются.
Извольте ознакомиться

Борис Годунов. Фильм

15 октября 2015 года



Фильм 1986 года. Режиссер и, как видите, исполнитель заглавной роли - Сергей Бондарчук. С телеспектаклем Эфроса сравнивать не надо, это две разные эстетики. А вот вампука Мирзоева - "Борис Годунов" в пиджаках и с мерседесами - даже рядом не лежала, фильм Бондарчука ее попросту убивает, уничтожает.
Я всегда знал, что Сергей Бондарчук - замечательный актер, его Борис значителен, глубок и импозантен, это крупный государственный деятель, незаурядная личность (в фильме Мирзоева Суханов играл не царя, а мелкого уголовника), он мучается грехом (забудем о том, что вся эта история с якобы "убийством" царевича - политтехнологическая акция Романовых, которым надо было задним числом опорочить "узурпатора" Годунова, это другая тема), страдает, но до последних минут крепко держит в руках бразды правления.

И теперь я понимаю, что Бондарчук-старший был талантливым кинорежиссером. В фильме есть несколько великолепных кадров (оператор - Вадим Юсов) и ярких сцен. Например, когда Самозванец режет торт в виде московского Кремля. Кстати, покойный Александр Соловьев очень хорош, обаятельный авантюрист, игрок и слегка понтярщик. Падающая и гаснущая свечка в руках умирающего Бориса - тоже хороший, ясный кинематографический образ.
Прекрасен Анатолий Ромашин - Шуйский, еще один лукавый царедворец, не уступающий в этой роли Броневому. И, конечно, велик Бурков - эпичный Варлаам. Жаль только, что режиссер обрезал сцену в корчме и вообще напрасно сокращал пушкинский текст.
Фильм, как ни парадоксально, довольно лаконичен, хотя есть несколько отличных батальных сцен, на которых Бондарчук собаку съел, но здесь это скорее искусные этюды, чем мощное полотно.
Кстати, в принципе, кинематограф не противоречит эстетике пушкинской драмы, как и шекспировской, даже напротив, она для кино подходит больше, чем для театра. Впрочем, и для телевидения подходит тоже, но в телеспектаклях - другие принципы лаконичности и условности.

Жаль, что фильм прошел не замеченным в 1986 году, когда разгоралась перестройка, в том числе ломали-крушили правление Союза кинематографистов, и было не до искусства.
Хотя Сергей Бондарчук после этого фильма еще прожил 8 лет и пытался снять "Тихий дон", но именно "Борис" - его творческое завещание.

Из недостатков. Царевича Федодора играет молодой Феодор Бондарчук. Узнать его невозможно, но он уже тогда был отменно плохим актером. Хотя папа, как мастер режиссуры, умело прячет актерскую несостоятельность сына.
Ну и все-таки странно смотрятся до боли знакомые виды Кремля, Лобного места, собора Василия Блаженного - в историческом антураже. Тут от Бондарчука мало что зависело, но ей богу Ромашин и актер, играющий Воротынского, прячущиеся в зубцах реальной кремлевской стены, хоть и в исторических костюмах, ничем не лучше этой парочки в фильме Мирзоева, в современных костюмах, пиджаках с галстуками, фигурирующие на фоне современной же Красной площади. И то, и другое ненатурально.
Но в фильме Бондарчука отдельные недостатки не заслоняют общего впечатления, мощи замысла и исполнения.





Фрагментов нет, зато весь фильм можно посмотреть

image Click to view



Мое кино
Previous post Next post
Up