Вот в этом самом кабинете, возле этого стола с зеленой лампой, за которым восседал Владимир Евгеньевич Чуров, мне пришлось побывать. Так что есть у меня о сабже и личные впечатления. С них и начну.
Дело было так. Чуров написал некую статью, которую захотел напечатать в некоем журнале, с редакцией которого у меня сложились хорошие отношения. Поэтому ни журнал, ни тему статьи называть не буду, это не имеет значения, сами поймете, почему.
Могу только сказать, что статья была по международно-правовому вопросу (не о выборах) и была при этом невыносимо скучной. Меня и попросили попытаться сделать что-нибудь, дабы сей материал оживить. Журнал не из тех, что готовы беспрекословно публиковать Большого Начальника, редакции надо, чтобы журнал читали.
Не без труда осилив многостраничный и многопудовый опус Чурова, я понял, что ничего с ним сделать не могу. Тогда родилась следующая идея: попробовать преобразовать, транскрибировать статью в интервью. Вдруг при системе вопрос-ответ всё станет живее и интереснее.
Сказано - сделано. Так я и очутился в кабинете г-на Чурова с диктофоном в руках.
Сразу сообщу, что с задачей я все равно не справился, да и справиться не мог. Пересказывать свои мысли своими словами Чуров не позволял - и его можно понять. А его собственные многопудовые тяжеловесные пассажи были неудобочитаемы в любом жанре. Статья опубликована не была, почему я и воздержался от конкретики.
Зато я смог составить личное, непосредственное мнение о персоне главы Министерства выборов.
Терпеть не могу общаться с Большими Начальниками в их кабинетах. Они там теряют нормальный человеческий облик. Как правило - Чуров не был исключением.
Он сидел за своим столом с глубокомысленным видом громовержца и вершителя судеб, надменно и неторопливо, делая невыносимые паузы, цедил и ронял слова, и при этом был... Как бы выразиться помягче? А! Типичным напыщенным болваном. С характерными графоманскими ухватками. Он явно считал, что сама его должность делает его публицистом, мыслителем, писателем, да кем угодно.
При всем при том Владимир Евгеньевич - неплохой человек, по-моему. Когда я уходил, его секретарша уговорила меня взять с десяток яблок с дачи начальника, рассказав, что он, вернее, его водитель, привозит их в немалом количестве и раздает всем в здании Центризбиркома.
Да за несколько лет до этого рандеву я участвовал в неформальной встрече журналистов и блогеров с Чуровым, и там Владимир Евгеньевич выглядел вполне естественно, раскованно, шутил и не "изрекал", а просто говорил, отвечал на самые разные вопросы.
Ну так ведь дело вовсе не в его личности, а как раз в его должности, и в том, что он творил, пребывая в этой должности.
Дальше
В нашем бесконечном избирательном беспределе для меня кроется загадка. Существуют две аксиомы. Первая: результаты наших выборов в значительной мере сфальсифицированы. Вторая: наша власть, то есть, коллективный Путин-Единая Россия-ОНФ или что угодно, пользуется поддержкой подавляющего большинства избирателей, а так называемая "оппозиция" обитает в ареале двух процентов.
При этом только наличие первой аксиомы позволяет так называемой "оппозиции" постоянно пытаться оспаривать вторую аксиому и во многом не давать забыть о своем существовании. Вдобавок их - то бишь "оппозицию" - зачем-то то и дело не допускают до выборов и занимаются всякими тому подобными глупостями.
Более того! Столь же идиотской и бессмысленной является борьба с системной "оппозицией" - КПРФ, Справедливой Россией, ЛДПР и так далее. Эту борьбу невозможно оправдать никакими высшими интересами "сохранения страны", "не раскачивать лодку" и прочей демагогией.
ИБО - когда дошло дело до реально судьбоносных решений вроде присоединения Крыма, не обнаружилось никакой разницы между фракциями и партиями системной оппозиции и Единой Россией. И даже немалая часть НЕсистемной оппозиции (Лимонов, Удальцов, русские националисты) поддержала официальную линию.
Выходит, что нечестный подсчет голосов, фальсификации, подтасовки и приписки в пользу Единой России и выдвинутых ею кандидатов, в том числе всяческие "карусели" носили характер мелкий, подлый, шкурный и корыстный. А дедушка Чуров все эти безобразия покрывал.
Сразу скажу: формально фальсификациями занимались не в Центризбиркоме, а на более низком уровне, прежде всего - в окружных избирательных комиссиях, хотя и члены участковых не брезговали, а Чуров только принимал подтасованные ими данные и складывал в общий, федеральный процент. Но он прекрасно знал, что творится на нижних этажах его ведомства. Да и сами понимаете: когда воруют и жульничают чиновники какого-либо министерства, ответственность за все их непотребства несет министр, даже если сам он чист аки агнец. Все равно он не агнец, а козел.
Между прочим, предшественник г-на Чурова Александр Вешняков не был таким безропотным и безмятежным. Когда Единая Россия обнаглела и принялась, пользуясь большинством в Госдуме, менять правила по ходу игры, Вешняков воспротивился и пытался не допустить принятия соответствующих поправок. На чем и погорел.
Причем сам Вешняков был лично не очень приятным человеком, эдакий, простите, суходрищ. Но у него есть определенные принципы.
Зато лично приятный если не во всех, то во многих отношениях Чуров никаких принципов не имеет и ничуть не мешал "партии власти", всё той ЕдРоссии несколько раз самым жульническим образом менять правила игры прямо на ходу, как на федеральном, так и на городском московском уровне.
Поэтому Владимир Чуров не заслуживает никакого снисхождения.
Видимо, про него было сказано: борода многогрешная. Говорят, что Чуров - верующий, окормляется у духовника, то есть, не может не знать о Высшем суде. Впрочем, это его личное дело.
Что касается дел общественных, то большого вреда он России не принес, от Министерства выборов в нашей стране мало что зависит по большому счету, но и пользы никакой государству от Чурова тоже не было
Необязательные мемуары АПД 22 марта 2023 Владимир Чуров скончался после обширного инфаркта, едва дожив до 70 лет. Царствие ему Небесное.