Гамлет (фильм, 1964)

Jun 22, 2022 03:00



Режиссёр Григорий Козинцев
На основе одноимённой трагедии Уильяма Шекспира
Автор
сценария Григорий Козинцев
В главных
ролях Иннокентий Смоктуновский
Михаил Названов
Эльза Радзинь
Юрий Толубеев
Анастасия Вертинская
Оператор Ионас Грицюс
Композитор Дмитрий Шостакович
Художники-постановщики Евгений Еней
Георгий Кропачёв
Кинокомпании «Ленфильм»
Первое творческое объединение
Дистрибьютор Ленфильм
Длительность 144 мин
Страна СССР
Язык Русский
Год 1964
Фильм этот я раза два смотрел, но прошло время, и я сейчас очень кстати еще раз свежим взглядом его воспринял, и правильно, что спустя всего пару дней после фильма Лоуренса Оливье. Раньше мне эти два кино-Гамлета казались похожими. Но это была аберрация, нет никакого сходства, кроме, конечно, сюжета и неизбежной фактуры - море, скалы, камни замка-дворца. Надо же было изобразить Эльсинор (Хельсингёр), а тут разнообразия не получится.
Во всем остальном этот фильм более зрелый что ли, более "породистый". Тут всё на порядок выше, сильнее, глубже, да просто качественнее. Прежде всего сам Козинцев как кинематографист, накопивший огромный опыт, он тут разразился каскадом образов, приемов, метафор, причем читаемых, ясных, но ни в коей мере не примитивных. Изобретенный им мир Эльсинора - условный, разумеется, - чрезвычайно интересен, его хочется рассматривать, все эти скульптуры, портреты, гобелены и т.д. Некоторые образы вызывают неожиданные ассоциации у меня: например, лошади, которые в страхе перед призраком отца Гамлета скачут прочь из конюшни. Уж не отсюда ли "взял", позаимствовал своих лошадей в своих фильмах Тарковский?
Сам Гамлет тоже на порядок объёмнее, если у Оливье это был воин, человек действия и мститель, то Гамлет - Смоктуновский - еще и философ, интеллектуал. Другое дело, что он как настоящая гармоническая личность эпохи Возрождения умеет не только мыслить, анализировать, вникать в тайны и законы бытия, но и драться, фехтовать, владеет оружием. Он тоже хочет отомстить за смерть отца, но эта идея - не идея-фикс, он не мономан, не сосредоточен лишь на одной теме, и великолепно его язвительное шутовство под маской сумасшедшего. А самая главная его сцена - с флейтой, которой вовсе нет в фильме Оливье, с этим криком души: "Играть на мне нельзя!"
На Гамлете - Оливье тоже нельзя играть, но для него этот мотив, так сказать, суверенитета личности не настолько важен. Безусловно, Гамлет Смоктуновского намного интереснее, и не случайно он пользовался большим успехом в Англии.
Глубже, интереснее разработаны и другие персонажи трагедии - прежде всего Полоний, которого играет великий Юрий Толубеев, и совсем юная Анастасия Вертинская - Офелия, от которой как будто исходит сияние, это лирическая душа пьесы. Блестящи Вадим Медведев и Игорь Дмитриев - Розенкранц и Гильденстерн. Попроще и послабее, то есть вполне традиционны Клавдий, Гертруда и особенно Лаэрт, он вообще по сути отсутствует, я бы его отнес к недостаткам фильма, но достоинств намного больше.
Наконец, музыка. Уильям Уолтон хороший композитор, но Шостакович есть Шостакович. Тут лучше не сравнивать.
Короче говоря, я пришел к выводу, что это лучший из кинематографических "Гамлетов" - как постановка в целом, ну а Гамлет Смоктуновского - лучшее из всех исполнений этой роли, что я видел, а видел я очень и очень многих.
Еще







image Click to view



image Click to view


Дмитрий Шостакович. Музыка к кинофильму «Гамлет» (1964)

image Click to view


Фильм целиком


Мое кино

кино, отличное

Previous post Next post
Up