Режиссёр Аркадий Кольцатый
Авторы
сценария Гелий Рябов
Алексей Нагорный
В главных
ролях Владимир Дружников
Евгений Жариков
Валентин Зубков
Татьяна Конюхова
Станислав Чекан
Оператор Пётр Терпсихоров
Композитор Никита Богословский
Кинокомпании Киностудия «Мосфильм», Творческое объединение «Экран»
Дистрибьютор Мосфильм
Длительность 83 минуты
Страна СССР
Язык Русский
Год 1967
Режиссер - некто Аркадий Кольцатый. Одна из ранних попыток снять советский вестерн, точнее истерн. Довольно удачная попытка, кстати. Сюжет закручен лихо, долго нельзя понять, кто там "свой среди чужих и чужой среди своих" (Никита Михалков потом довёл жанр до высшего совершенства, выше было некуда, на том и остановились), кто агент красных среди белых, а кто тайный агент белых среди красных. Поэтому поневоле приходится внимательно следить за развитием событий.
Но вот что самое занятное, скорее всего, не задуманное авторами (хотя среди авторов сценария есть Гелий Рябов, позднее оказавшийся поклонником Николая Второго): красные и белые практически ничем не отличаются друг от друга, кроме некоторых отдельных дежурных фраз, на которые можно не обращать внимание. В этом-то и скрывается печальная суть гражданской войны, все там одинаково отвратительные или восхитительные, тут уж кто как воспринимает.
Например, "засланный казачок" от красных, изображающий белого офицера, поручика, якобы взятого в плен и отправленного на расстрел, убивает конвойного, который помог ему и еще одному офицеру (уже реальному) бежать. Объясняет он этот поступок так: он предал их, значит, может предать и нас. Тем более, тот конвойный уже однажды предал своих, перейдя к красным. Так что тут коллизия с двойным, если не тройным дном: красный агент на самом деле, наверное, просто убивает предателя, но ведь и его трактовка верна: тот, кто предал однажды, тем более дважды, может предать снова. В общем, нелегка участь предателя, любого цвета, хоть красного, хоть серо-буро-малинового.
Вот ведь на какие серьёзные рассуждения подвиг меня этот с виду простенький фильм. Да только с виду, это не примитивные "Неуловимые мстители", тоже советский вестерн-истерн, но без вторых планов и подтекстов, там сразу всё ясно и дураку.
Наконец, поддержана традиция, ставшая модной в 60-е годы: отказ от карикатурного изображения белых. Впрочем, тут дошло почти до релятивизма и неразличимости, и когда в финале разгорается перестрелка, то пусть бы хоть всех там поубивали, и красных, и белых, никого не жалко.
Из актеров хороши Дружников и Белявский, остальные безликие или слишком уж однозначные, вроде Станислава Чекана в его вечном амплуа увальня-громилы с добродушной усмешкой.
Еще
Музыка Никиты Богословского, слова Михаила Танича
Click to view
Click to view
Click to view
Мое кино