Памяти Резо Габриадзе

Jun 08, 2021 03:00



Реваз (Резо) Леванович Габриадзе. რევაზ (რეზო) ლევანის ძე გაბრიაძე скончался на 85-м году жизни. Вот его
цикл короткометражных фильмов о дорожных рабочих, трёх "богатырях дорожной разметки". Он там автор идеи и сценариев.
Режиссер Рамаз Шарабидзе и другие, а иногда сам Резо Габриадзе. Сначала о фильмах.
Три главных героя - типичные грузины: ленивые, работать не любят, однако приходится, но при первой возможности норовят сачкануть; бранчливые, вспыльчивые, но отходчивые; постоянно ссорятся по пустякам, потом мирятся; пижоны и понтярщики, но, в общем, ребята неплохие. Юмор Габриадзе всегда добрый и светлый, хотя местами беспощадный и убийственный. Он из тех грузин, которые не боятся посмеяться над собой, в том числе и в целом.
Фильмы держат на себе три актера: великолепный Кахи Кавсадзе, тонкий, умный, с отдельным, особенным мягким юмором, и более грубые, на мой вкус, и простые Баадур Цуладзе и Гиви Берикашвили.
Все они вместе составляют блестящую комедию характеров со множеством оттенков - от лирики до иронии, без пяти минут сарказма. Но герои так и не впадают в крайности, в последний момент исправляются, что отнюдь не мешает искрометности и легкой сатиричности.

Теперь о новопреставленном Резо Габриадзе. Человек был разнообразно и многообразно талантливый. Про спектакли его театра марионеток я писал в своем дневнике (бумажном, не электронном) 29 мая 1986 года:

"Грузинский театр марионеток под руководством Резо Габриадзе - интеллигентный и интеллигентский, эстетский, с отличным чувством стиля, цвета и ритма, с безошибочным художественным вкусом.
В спектаклях много ассоциаций, аллюзий, перекличек с самыми различными пластами мировой культуры: литературы, кино, живописи и пр. Множество сугубо грузинских намеков, интонаций, ассоциаций. Но не столь сильно, чтобы стать замкнутым в себе национальным раритетом.
Хотя требуется образованный, культурный, подготовленный зритель.
Всё театрально, действенно и лаконично, но сюжеты пьес пересказу не поддаются, ибо суть притчи, параболы, иносказания.
Есть элемент автоиронии, редчайший для грузин, очень уверенной в себе нации, в целом не воспринимающей и не принимающей какой бы то ни было иронии.

"Бриллиант маршала де Фантье" - комедия с бурным, буффонным, абсурдно-фантастическим сюжетом и с лирическими мотивами, подсвеченными тонким, изысканным юмором, не теряющим трогательности.
"Осень нашей весны" - сложно выстроенная притча, грустная, почти трагическая, но и в ней много юмора, тоже тонкого и непередаваемого.
Хотя основной мотив минорен: человек губит своих меньших братьев. Удивительно трогателен главный герой, птичка по имени Боря, сказочно-фантастический персонаж, идейный центр притчи.
В общем, театр изысканно тонкий, полуэлитарный, но не лабораторно эзотерический, хотя и не для массового зрителя. Самое близкородственное явление - мультфильм Норштейна "Сказка сказок". Так же неуловим сюжет, трудновыразима идея, но сильно эмоциональное действие".

Габриадзе был из тех редких умных грузин, которые не считали нужным ссориться с Россией, но его не слушала обалдевшая нация.
Он же автор сценариев выдающихся фильмов Георгия Данелия - "Не горюй", "Мимино" и "Кин-дза-дза". Знаю, что вкусы бывают разные, но я все эти картины считаю шедеврами и по форме, и по содержанию, а в "Мимино" не вижу никакой "русофобии", наоборот - там полное саморазоблачение тех же грузин, да и армян за компанию, бездна самоиронии, за которую, кстати, Данелию многие упёртые, "щирые" грузины не любят и не признают. Ну а в Габриадзе можно было найти многие разные свойства-качества, но ни намёка на национальную ограниченность, что опять-таки нетипично для его земляков, но он всегда был оригинален и самодостаточен.
Светлая память батоно Резо! Царствие ему Небесное. სამეფო სამოთხეში
Еще





Термометр

image Click to view


Все фильмы. Пари. Субботний вечер. Бабочка (очень лирический фильм!). Лимонный торт. Покорители гор. Три жениха. Удача.


Мое кино

кино, память, отличное

Previous post Next post
Up