Режиссёры Александр Иванов
Евгений Шифферс
Автор
сценария Ольга Берггольц
В главных
ролях Владимир Честноков
Владимир Заманский
Лариса Данилина
Геннадий Нилов
Инна Кондратьева
Владимир Смирнов
Оператор Евгений Шапиро
Композитор Николай Каретников
Кинокомпании Киностудия «Ленфильм»
Второе творческое объединение
Длительность 78 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1967
Режиссеры Александр Иванов и Евгений Шифферс. Фильм музыкально-поэтичный и очень статичный. По поэме и сценарию Ольги Берггольц "Первороссийск". Фильм рассказывает о рабочих Невской заставы Петрограда, приехавших в 1918 году на Алтай строить первую земледельческую коммуну. Картина снималась к 50-летию Октябрьской революции.
Пишут, что начальству фильм так не понравился, что было приказано его не просто положить "на полку", а уничтожить все копии, и чудом сохранился один негатив, с помощью которого его восстановили. Так оно или не так, не знаю, но фильм в советское время не показывали. Я и не знал о нём даже.
Что же не понравилось советскому киноначальству? Может быть, религиозность, мистериальность, которая пронизывает всё действие фильма. Он и начинается с торжественной сцены массовых похорон, когда несут много гробов к какому-то истукану древнеегипетского типа, а затем возникает Ленин (питерский актер Владимир Честноков) и изрекает нечто типа: "коммуна в России рождается в кровавых муках". Так оно и было, и страна чуть не померла при родах, тяжко болела 70 лет, да пока еще толком не возродилась.
Потом в фильме показаны те самые кровавые муки, коммунаров встречают враждебно, сжигают их поле и дома. Делают из них мучеников. Во главе противоборствующих сил Председатель - Владимир Замансий и Атаман - Юлиан Панич (вскоре, в 1972 году, эмигрировал, работал на радио "Свобода", могли и из-за него кино запретить).
Но коммунары продолжают борьбу, и в целом они сильно похожи на первых христиан, а преследующие их казаки на римских солдат. Эту параллель явно выстраивал режиссер Шифферс, который был мистиком-богословом, хотя и нетрадиционным. Но в 1967 году советскому начальству никакая религиозная трактовка большевиков-коммунаров не была нужна.
В фильме очень интересная цветовая гамма и прекрасная музыка Николая Каретникова. Было бы жаль, если бы это не сохранилось.
Еще
Click to view
Мое кино