Режиссёр Михаил Чиаурели
Авторы
сценария Анна Антоновская
Борис Чёрный
В главных
ролях Акакий Хорава
Оператор Александр Дигмелов
Композитор Андрей Баланчивадзе
Кинокомпания Тбилисская киностудия
Длительность 184 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1942
Режиссер Михаил Чиаурели. Советский грузинский фильм, при этом очень-очень грузинский. Даже почти все титры - грузинскими буквами, хотя изредка вдруг русские проскакивают. Но говорят все по-русски, правда, некоторых дублируют замечательные актеры во главе с самим Качаловым (!), который дублирует Серго Закариадзе в роли одного из главных отрицательных героев, князя-предателя Шадимана Бараташвили.
Предатель он по фильму, что там было в исторической реальности, разобраться непросто, мягко говоря. С историей в Закавказье обращаются весьма игриво, как с дамой лёгкого поведения, и всяк склоняет на свою сторону. Так и тут.
Одно лишь ясно: исторический Георгий Саакадзе успел повоевать за Грузию, за Персию и за Османскую империю, служил и шаху Аббасу, и разным царям раздробленной Грузии, и туркам. Так сложилась судьба, и относиться к этому можно по-разному. Но в 1942 году, когда снимался фильм, важнее всего была патриотическая тема защиты Родины от врагов. Ну и, кроме того, эта союзная республика была на особом положении, и если там почитают Георгия Саакадзе, он же Великий моурави - управляющий провинции, округа, города, селения. Административная должность в феодальной Грузии. Термин встречается уже в X веке. Назначались из представителей знати. Следили за исполнением царских указов - то и в кино он должен быть безусловно положительным рыцарем без страха и упрёка, никак иначе.
В роли Саакадзе - Великий, хотя и не моурави, Акакий Хорава, тут он помоложе, чем в фильме про Скандербега, и вообще роль ему отлично подходит. Как и роль его покровителя и супостата шаха Аббаса - второму Великому Акакию грузинской сцены - Васадзе. На такие картины всегда старались собрать лучших мастеров. Поэтому в роли жены Георгия - Верико Анджапаридзе (с прекрасным русским произношением, между прочим, еще старой школы).
Занятно, что в фильме сильно преувеличено значение союза с Русью, якобы пугающего персов, ну так надо же было как-то обозначить якобы многовековую "российско-грузинскую дружбу". Равно как преувеличены победы Саакадзе в деле "освобождения" Грузии. Понятно, что никакого освобождения в XVII веке не было, напротив, Грузию еще больше раздробили и разделили между Османской империей и Персидской, которые веками враждовали между собой, но от этого не было легче их вассалам. Но это не имеет отношения к фильму.
Впрочем, финал его - реалистический. После победы над персами опять возобновляется междоусобица, князья воюют друг с другом, порочный круг не разомкнуть.
Да еще перед этим персы присылают Георгию голову его сына, оставшегося заложником у шаха, и тут происходит очень сильная сцена в исполнении Анджапаридзе, так что трагические краски преобладают.
Думаю, в Грузии и сегодня могут хорошо относиться к этому фильму, хотя кинематограф там умер окончательно.
Еще
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Мое кино