Предыдущий герой Автор этой иконы, изображающей апостола Павла - Феофан Стрелидзас, известный как Феофан Критский, Θεοφάνης Στρελίτζας, Θεοφάνης ο Κρης.
Стиль, в которой создана икона, еще называют "итало-критским", что не совсем справедливо. Критская школа - естественное продолжение византийской, сформировалась после взятия турками Константинополя, откуда многие мастера-изографы убежали на Крит. Остров в ту пору принадлежал Венеции, против которой неоднократно восставал, но затем, перед угрозой поглощения Османской империей, эти конфликты ушли на второй план, да они утратили остроту. Венецианская колониальная администрация - в городе Кандия был свой дож, большой совет и прочие институты и атрибуты власти la Serenissima - вынуждена была допустить религиозную "толерантность", перестала бороться с православием.
Эта биконфессиональность сильно повлияла на иконопись. Сложилось своеобразное сочетание византийской иконографии с особенностями искусства итальянского проторенессанса. Иконы итало-критских мастеров заказывали как православные, так и католики. Существовало письмо по выбору: в «греческой манере» (итал. maniera greca ) или в «латинской манере» (итал. maniera latina ). К характерным чертам ранней итальянской иконописи относится традиционная византийская иконография Богоматери Одигитрии, техника темперы по деревянной доске покрытой левкасом, золотой фон, жёсткая, графичная моделировка складок одежд. Итальянские иконы вставляли в деревянный киот - массивную резную золочёную раму с готическим орнаментом либо имитирующей архитектонические обрамления готического стиля
Из этой школы вышел гениальный живописец Эль Греко, уехавший в Венецию, затем в Рим, а оттуда в Испанию. Он опередил свое время, и его искусство простирается далеко за пределы иконописи. Но были и другие мастера.
Тут
кое-что о них рассказано и показано. Тут
тоже немало информации.
Тут некоторые их работы
Αγγελος ̓Ακοτάντος Ангелос Акотантос
Μιχαήλ Δαμασκηνός Михаил Дамаскин
Первый Вселенский собор
Θεοφάνης Στρελίτζας Феофан Критский, с которого я начал
Εμμανουήλ Τζάνες Эммануил Тзанес, очень поздний, второй половины XVII века, огда рит был захвачен турками
Θεόδωρος Πουλάκης Теодорос Пулакес, ставший венецианцем
Гимн Богородице
Разное
Моя картинная галерея