Режиссёр Ричард Аттенборо
Продюсер Ричард Аттенборо
Автор
сценария Джон Брайли
В главных
ролях Бен Кингсли
Рохини Хаттангади
Рошан Сет
Операторы Билли Уильямс
Ронни Тейлор
Композиторы Джордж Фентон
Рави Шанкар
Художник-постановщик Стюарт Крэйг
Кинокомпании International Film Investors, National Film Development Corporation of India (NFDC), Goldcrest Films International, Indo-British, Carolina Bank
прокат: Columbia Pictures
Дистрибьютор Columbia Pictures
Длительность 188 мин
Страны Великобритания
Индия
Язык английский
Год 1982
Это байопик, а я этот жанр не люблю, прежде всего потому, что он задаёт жесткую схему любому, даже самому талантливому режиссеру, сковывает его фантазию и творческие возможности. В результате все равно получается иллюстрация, своего рода экранизированная "жизнь замечательных людей". И из этих оков схематизма и иллюстративности невозможно выскочить, хотя, конечно, внутри "скорлупы" можно снять яркие, эффектные, сильные эпизоды. Что и сделал Аттенборо, благо биография Ганди и история борьбы за независимость Индии давала богатые возможности: шествия, кровавые расстрелы, мусульмано-индуистские погромы, всего было в достатке.
Сперва кровавые преступления совершала Великобритания, вплоть до расстрела мирного митинга безоружных людей, в том числе женщин и детей, что было покруче и намного страшнее нашего "кровавого воскресенья", жертв было намного больше, а генерала Дайера, отдавшего приказ стрелять, чтобы "преподать урок" индийцам, только уволили из армии. Ну а потом начались гораздо более кровавые столкновения между обезумевшими исламскими и индуистскими дикарями, что стало неизбежным следствием ухода Британии. Прекраснодушный мечтатель Ганди выступал против, объявлял голодовку, но ему не под силу было изменить человеческую природу, превратить толпы фанатичных дикарей в цивилизованное общество собратьев.
Вот и еще один неизбежный недостаток байопиков - обязательное возвеличивание главного героя. Махатма Ганди был человеком незаурядным, и даже более того, но...
Его экстравагантные чудачества типа набедренной повязки вместо нормального костюма поданы слишком серьёзно, хотя это еще ладно. А вот нелепые фантазии о мирном сосуществовании индусов и мусульман - суть не просто причуды старика, а опасные заблуждения. Понятно, что англичане проводили политику divide et impera, но для этого не требовалось особых усилий, Индия была изначально разделена, раздроблена, не было там никакой единой нации, и все попытки создать ее искусственно, примирив непримиримых религиозных фанатиков - чем, собственно, занимался Ганди, используя свой духовный авторитет, как административный ресурс - ни к чему не вели, кроме новых и новых жертв. "Блаженный миротворец" Махатма был тоже фанатиком in his fashion. В фильме это не отражено. Хотя Бен Кингсли, чье настоящее имя Кришна Пандит Бханджи (отец его был индийцем из Восточной Африки) - замечательный актер, он смог создать запоминающийся образ, а главное живой и убедительный.
Думаю, что режиссеру немного иронии бы не повредило, а то получилось в чем-то похоже на советские фильмы сталинской поры, посвященные разным великим людям. "Прогрессивная" цензура, да по сути самоцензура не позволяла выйти за рамки политкорректной дозволенной схемы... Ну что ж, тем не менее и этот фильм можно посмотреть.
Еще
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Мое кино