И оркестр играет песни прежних лет... (с)

May 19, 2013 01:26

Поскольку Магистры вежливо и даже, вроде бы, с удовольствием :), покорялись капризам нагрянувшего Великого Магистра да, это я *шаркнула ножкой*, то Московская Оперетта встречала наш Орден в разных составных комбинациях сразу на трех спектаклях подряд. Три майских вечера, на протяжении которых мне приходилось с неописуемым удовольствием тонуть в бездонном омуте ностальгии и одновременно при этом пытаться аккуратно оградить сиюмитное восприятие от ехидного влияния комментирующих реалий изменившейся, что ни говори, системы театральных ценностей.



"Программу можно изменить
И снова, как вчера, любить,
Не зная ни тревоги, ни сомненья". (с)

Мне порой свойственна какая-то не совсем правильная, но упрямая и эмоциональная однобокая категоричность, да. Так вот в отношениях с музыкальным театром вообще и с опереттами в частности она проявила себя во всей красе. Это когда два года тому назад по голове со всей дури первым же спектаклем с размаху двинул Коляда-Театр, и вся театральная (и не только) жизнь перевернулась вверх тормашками. Ошалев, я потрясла головой и пришла к мгновенному выводу о том, что уровень актерского да режиссерского мастерства, до сих пор мне доступный и более чем радующий, был развенчан в пух и прах. В ушах звенело слишком сильно, настолько, что знания о иных несомненных плюсах и волшебствах лёгкого жанра улетучились из памяти так, будто их там никогда и не было. Типа "повзрослела" я в общем, пхы.

Но врать не буду - время спустя я понемногу начала осознавать, что музыкальных театральных мгновений мне все-таки не хватает. Чем дальше - тем не хватает сильнее. Но та самая упрямая категоричность меня и здесь не подводила, поэтому со Свердловским Музкомом действовала и действует полнейшая психологическая несовместимость. Вот посему и приходилось по этому флангу довольствоваться единственным недо-музыкальным экземпляром: драмовской "Ханумой". Я ценю её драматургическую и драматическую составляющую, но каждый раз, приходя туда, содрогаюсь, чувствуя, как малТчики, изображающие балет, с грацией гиппопотамов топчутся по всем моим светлым воспоминаниям об отточенной ТО-хореографии. Не говория уж про более чем сомнительный (лишь за парой исключений) вокал, помноженный на хрюкающие микрофоны.

В общем, слава Леворукому, спектакли у Коляды в более чем достаточной мере музыкальные, поэтому в принципе заглушать тоску таки удавалось. А вышеупомянутая Ханума, кстати, как раз и смогла постепенно вправить мне мозги не совсем чтобы обратно, но хотя бы слегка в менее радикальную сторону. Ибо вывод напрашивался вполне логичный: если ты признаешь за драматическим театром несомненное право на порой откровенную лажу в вокале и хореографии, то отчего театру музыкальному, профессионально поющему и танцующему, ты отказываешь во вполне естественном праве на менее глубоки уровень режиссуры и драматической составляющей, м?

И лишь одном эти два года я была неизменна вопреки всем происходящим в душе переворотам - это в любви к Московской Оперетте. К монументальному и хитрому зданию по адресу Большая Дмитровка, 6, куда память заносила меня временами крайне отчаянно, поскольку именно там наша театральная колыбель, именно там начиналось, творилось и переживалось слишком важное и многое. И по какой синусоиде бы ни развивались мои отношения с опереттами и мюзиклами как с жанром, все, происходящее в стенах ТО я буду прекрасно воспринимать всегда - даже если не благодаря, то вопреки. Что, собственно, и было доказано в нынешние майские праздники.

Поначалу, вновь вернувшись в волшебные владения Духа Оперетты, я ошалела от моря нахлынувших ностальгических чувств и, бродя по пространствам бесконечных запутывающих этажей и до слёз родного зрительного зала, вдыхая наркотический аромат театральной пыли, поочередно висла на каждом из Магистров с перманентными воплями а-ля "аааа я снооова здесь, я не верю!" и т.д. и т.п. Хвала Магистрам - они вытерпели весь этот сопливый концерт без заявок с оркестром, и мы под звуки звонка красотки-красотки *обожеясноваегослышуаааа*-кабаре угнездились в бельэтаже. И вот где-то около получаса после начала спектакля моё сознание еще пыталось бунтовать, но потом я окончательно решила про себя, что уж если ты пришла по собственной воле и даже с удовольствием дегустировать кондитерское изделие вида "торт с кремовыми розочками", то крайне глупо возмущаться тому, что изделие, собственно, какое-то несолёное. Так что отключи глобальную стравнительную критику и принимай оперетту такой, какою она есть и быть должна.

Два с половиной года спустя в любимом зале.)



01.05.2013 Открывался наш майский опереточный марафон приветом из прошлого - это был долгожданный (и поначалу в планах относительно единственный) "Мистер Х".

...А тогда именно этим спектаклем марафон мы торжественно закрывали. Точнее, переводили его в плоскость сугубо монте-кристовскую, и, наверное, поэтому (а заодно и в силу уймы пережитых до этого нон-стопом опереточных эмоций) этот спектакль у меня в памяти остался сильно общими размытыми очертаниями, из которых я все-таки вынесла три четких воспоминания: а) главным героем стал Пьеро б) Теодора сослепу и с бельэтажа непонятно отчего упрямо напоминала Люду Светлову в) Маркелов крут!!1 . И, казалось бы, парадоксальный вывод: мы тогда вопили в четыре голоса со своей верхотуры безумное "браво!" (!?!), а Икс даже занял неплохие позиции в личном рейтинге.

За пролетевшие годы магистры успели выучить этот спектакль наизусть, а я же - выветрить из памяти всё, окромя вечного "устал я греться у чужого огня/ но где же сердце, что полюбит меня? и т.д". Нынче аккурат перед походом эту арию нам успела вдруг напомнить Лора Бочарова - в безбожно лажающем, но при этом крайне воодушевляющем исполнении :). Так, что наше бурное и вечно стебущееся воображение вмиг нарисовало вариант оперетты в менестрельном стиле и Мистера Икса с гитаркой наперевес, пуркуа бы и не па?. . И получилось так, что состав, выпав в этот раз кардинально противоположным, именно неизбежным эффектом сравнения помог извлечь откуда-то из невероятных глубин памяти более четкие и яркие воспоминания о спектакле первом. И по итогам спекта и ностальгического анализа был выведен рецепт мого иксового дримкаста: перемешать составы первого и второго. Всего-то!)

Главные герои. В этот раз они для меня - были, и это одна из главных причин тому, что спектакль не рассыпался на отдельные вспышки-составляющие и черная полумаска Мистера Х да милейшая синяя шляпка- цилиндр Теодоры не остались единственными запомнившимся элементами данных персонажей. Икс - Максим Катырев заставил эту_арию таки зазвучать (в прошлый раз она была феерично запорота неизвестно-и-знать-не-хочу-кем) и вообще выглядел и слушался вполне себе таким аутентичным главным_героем_оперетты, страдал от любви более или менее убедительно, в общем, другого и не требовалось. Тем паче что постебаться мы таки тоже успели. Анри! - Филипп! :))

Теодора - Елена Зайцева. Не секрет что я вернулась пришибленным фанатьем что нынче самой главной дримкастовой целью походов в ТО вообще изначально являлось именно её присутствие в вечно коварных составах. Судьба изволила проявить снисхождение ко страждущим - и самая очаровательная Теодора нам была явлена, посему оставалось только смотреть, радоваться и понимать, что уже давняя моя великая симпатия к ЕГ, с лёгкостью в свое время затмившей всех ТО-шных дам, с каждой минутой спектакля все больше эволюционирует во прекрасное влюбленное_фанатство, тысяча чертей. Так вот - Теодора Вердье нынче в этой истории тоже присутствовала, радовала взор и слух, выручала забывающих текст коллег ("Вы хотите спросить, зачем мы сюда пришли?" (с) - магистры в зале бурно веселятся) и являла изумительный образец стереотипной женской_логики ("Зачем мне вы, если его больше нет?" (с) - магистры в зале выпадают от сей фразы в вопрошающий фейспалм). В общем и целом, чУдно и чУдны.

А вот весь прочий комплект персонажей, как оказалось, я бы очень хотела возвратить из прошлого. За исключением, наверное, только Мари, поскольку кто же была ею в прошлый раз - тайна, покрытая мраком, и посему Василинаса Николаева вызывала вполне положительные эмоции (странным образом восприятие Николаевой вообще сильно разнится в зависимости от спектакля, надо сказать). А вот прочий комплект... От фееричного переигрывания Тони - господина Борисенко - меня просто укачивало и вообще он меня испокон века раздражает нещадно. Каминский, в прошлый раз бывший вполне сносным Тони, присутствовал на сцене в этот раз в виде Пеликана и радости тоже доставлял мало. Изначально непонятно за какие уши притянутый на эту роль и наполняющий её потоком своих обычных пластических ужимок и кривляний, прекрасно идущих образам очередного "идиота-приказчика" (с), но непростительных Пеликану, он заставлял лишь вздыхать от сожаления, что на сцене не Маркелов, который одной только своей "мамуленцией" выносил зал в пух и прах и вообще всегда безупречен ыыыы я его фанатко. Кревельяк в исполнении Мишле особо отметился только тем, что перевирал и забывал текст, а Пуассон не отложился в памяти совершенно.

Абсолютно ничего плохого не могу сказать об Инаре Гулиевой, скорее, наоборот - актерски она в этот вечер несомненно переиграла всех и вся. Но тут у меня просто включился дурацкий диссонанс, поскольку казалось, что её Каролина (в силу типажа мб) просто душевная и милейшая дама как-то априори, посему старательно рисуемый Тони "психологический портрет" матушки расходится с реальностью с первым же появлением хозяйки "Зеленого Попугая" на сцене, да и конфликт с Мари, равно как и дальнейшая победа последней теряет всю свою соль. Для чего весь этот тарелочный грохот, если матушка-добрейшая-душа в принципе изначально вроде и не особо против женитьбы сыночкаидиота Ну или может быть мне это все кажется еще и потому, что глубокоуважаемую нашу Марину Коледову я слишком уж люблю. :) Ну и единственным звеном, объединяющим спектакли прошлый и настоящий, был, конечно же, Пьеро. Наш добрый бессловесный дух Цирка, порхающий по сцене на крыльях переживаний за главных героев, - хвала постановщикам (Гулиевой, кстати) за привнесение этого замечательного образа в спектакль, хвала Александру Бабенко за его безукоризненное воплощение.)

Вот так вот. Поскольку, к величайшим сожалениям, Фиалочки и Долли больше нет в репертуаре, а Сильву, поскольку она была самой первой, я помню сейчас в большей степени благодаря Кальману, а не режиссуре и актерским воплощениям ТО (надо срочно пересматривать), то Мистер Х отныне занимает безоговорочную лидирующую позицию в моем достаточно скромном рейтинге предпочтений спектов ТО. Только составы перемешать, да.

02.05.2013. Изначально на премьерную в театре "Фею карнавала" мы и вовсе не собирались, но я уже в антракте Икса поняла, что я буду здесь завтра - было уже совершенно почихать на то, что мы будем смотреть и где мы будем сидеть, главное - это просто лишний раз вернуться в этот зал. Вот наверное потому, что направились мы на следующий день в ТО именно с таким настроем (я - ностальгировать, магистр Э. - вынужденно меня сопровождать)), то никакие особые ожидания и надежды повержены увиденным особо не были

Начинался спект интерактивным приёмом "про театр в театре" и на сцене опосля системы закрытия/открытия/закрытия занавеса пышно расцвело действо, изображающее оперетту_в_оперетте. На целую арию включился овершенно безумный трэш в древнегреческой позолоте, венчали который пасущиеся по сцене совершенно убийственно вида кентавры с парализованными плюшевыми задними ногами (лапами?). Слегка придя в себя, я подумала, что если весь спектакль будет разыгрываться в подобном ключе - то тут даже моей ностальгии не хватит. Но, слава Леворукому, сие действо оперативно свернулось и появилась надежда, что дальше все будет более адекватно. Увы, надежды не оправдались, и все последующее, это, по сути, те же кентавры, только в профиль.

Несчастная сюжетная линия, и без того донельзя скомканная, полная логических неувязок и в фактах и в характерах персонажей, была вконец загублена распределением сценического времени и превращена в нечто малоудобоваримо-невнятное, служащее в принципе лишь полем для бенефиса С.П. Варгузовой. Народной артистки было не просто много - её было слишком_много. А, учитывая ненормально безумные (даже по меркам оперетты) костюмы уважаемой примы, - невыносимо_много. Любовные линии казались самыми бледными и схематично-условными из всех, что я видела в оперетте (при том, что я итак обычно в оперетточную любовь не верю и просто воспринимаю её как некое "дано" в условиях задачи.); плюс штрихом к изображению постановки добавьте парочку заимстований из американского юморка (а-ля тортом-в-лицо или отправление инвалидной коляски за кулисы с соответствующим грохотом), в общем, становится становится совсем уныло.

С первых минут спектакля герой Веденеева заинтриговал нас обещанием невероятной истории, и мы в принципе даже готовы были этому поверить если бы не кентавры. И ведь, казалось бы, ситуация действительно могла бы быть не столь печальной, ибо мотивы переплетения театра, закулисья и реальной жизни обычно наблюдать, скажем, интересно. Поэтому даже какое-никакое развитие событий посулила было труппа некоего театра оперетты, вынужденная волею высокого начальства изображать реальных персонажей из мира высшего света, дабы коллективно выручить сыночка своей примадонны. Но - увы. Сюжетная линия напрочь повисла и беспомощно растерялась между бесконечными ариями примы о своем прошлом и страданиях-причитаниях о судьбе актерской вообще и пафосных восхвалениях жанра оперетты в частности, что в итоге уже начало вызывать совершенно противоположную реакцию. Помнится, Фиалочке удавалось признаваться в любви оперетте с легкостью и бодрой самоиронией, а здесь же кулик слишком навязчиво и тяжеловесно хвалил собственное болото.

Собственно, некоторые персонажи и рады были бы как-то исправить ситуацию, но, увы, в заданных режиссурой рамках им развернуться было просто негде. Это, в первую очередь, касается Александра Маркелова, чей суфлёр Готфрид вынужденно оказался единственным героем, по сути, отвечающим за миссиию по донесению до зрителя коллизий столкновения труппы театра с аристократическим салоном, в чем выпрыгивающие цитаты из различных оперетт ему помогали. Еще, пожалуй, спектаклю благодарность за возможность лицезреть Герарда Васильева, он безупречно и ожидаемо прекрасен, это аксиома, даже в том минимуме сценического времени, что был ему выделен. И восхищение номер один по итогам спектакля - неведомая ранее ни мне ни даже магистрам Марина Торхова (студентка, как пояснил мне сайт). Самый яркий и живой женский персонаж получился, идеальная уравновешивающая середина между всеобъемлющей броскостью героини Варгузовой и полнейшей бледностью прочих дам. Ну и, конечно, эпизодические сценки изображения стайки фанатья на служебном входе - этта пять))) А вот Финал - отдельная песня. За две минуты между ариями героиня Варгузовой успела в паре предложений походя раскрыть все, казалось бы, интриги, а всем остальным, собственно, было вообще на все пофиг. В общем, для чего было изначально заводить этот цирк - непонятно. Ничего не понятно - идите домой. .

Но, в общем, не жалею, что сходили - когда бы еще удалось так отчаянно постебаться в театре? :)

03.05.2013. "Веселая вдова". Меня ею вдруг отчаянно пугали, обзывали Вдову "Унылой" и всячески обещали пару часов крепкого сна. Но я, надо сказать, на провокации не поддалась, поскольку указанная в составах правильно, Зайцева, с ходу в любом случае устраняла любые сомнения. Тем более после Феи было уже ничего не страшно.

Оказалось все неожиданно замечательно, надо сказать. Основополагающе - музыка. В планомерном черном пиаре Вдовы мне указывалось, что ни одна ария не запоминается (с). Ну да, может и так. Это вам не Сильва и что либо а-ля "безженщинжитьнельзянасветенет" по выпаду на Большую Дмитровку мы не напевали. И, быть может, это к лучшему - все мелодии рождались, проникали сквозь сердце и душу и растворялись где-то в этих же волшебных стенах, не привязываясь въедливо в мозг. Кальман, конечно, он всегда viva!, но в какой-то момент уже понимаешь, что маэстро из оперетты в оперетту бодро слегка плагиатил сам у себя, поэтому, хвала Легару, на Вдове мои уши не увязли в знакомых мотивах, а с блаженством внимали совершенно новому и музыкальному потоку.

Совершенно божественные костюмы, просто мооооо и отрада для глаз после давешнего варварского безумия. Все вариации одеяний сказочно прекрасны и при этом на каждый выход сотворены в изумительной стилистической гармонии с возрастанием степени сказочности - от девушек балетных до главной героини. Финальное платье госпожи Главари - это вообще очаровательность из разряда "тоже такое хочу" )

Порадовал и сюжет, опять же, ощутимо не_кальмановский, в котором нет внезапной из ниоткуда сваливающейся героям на голову внезапной абстрактной Любви, а лишь раскрывается новыми красками и поворотами уже давняя история между очаровательно-озорной и ироничной Ганной и элегантным Данило на фоне "интриг, политических и любовных" (с). Зайцева и Шумейко просто изумительно смотрятся в паре и, в общем, я поздравила себя с тем, что это была первая история любви на опереточных подмостках, в которую я поверила. Да и вообще все остальные - молодцы.)) И в постановке ну ничего не раздражало и стебаться почти не хотелось и вообще...чего-то я слишком благостная была, кажется))

Перед спектаклем, вопреки терзающим уже третий день кряду проявлениям щепетильных сомнений, в ТО я таки пришла с веником и впервые поучаствовала в скучной процедуре обукечивания_через_капельдинеров. То есть когда ты, снабдив веник бумажкой, с ним расстаешься, и только потом на поклонах наблюдаешь, как он практически самостоятельно находит своего адресата. Непривычно, но что делать :) После поклонов мы отправились тряхнуть стариной и вспомнить молодость, то бишь на служак, смиренно караулить ЕГ, коя вышла, как и положено приме, позже остальных, что дало возможность еще и краем глаза понаблюдать за бурной и веселой служебочной жизнью - таки это вам не Екб). А потом... потом пришла пора расставаться с Опереттой и покидать Большую Дмитровку. Увы. Но теперь все ощущалось далеко не так безысходно, как когда-то. Теперь я обязательно вернусь в ТО раньше, чем через пару-тройку лет. :)

Москва, друзья, люблю, театр, ТО

Previous post Next post
Up