Впервые в Хельсинки. Часть 1: прогулка по центру и пригородам

Dec 05, 2012 08:19



Финляндия как цель туристической поездки заинтересовала меня давно. Я хорошо помню, как чуть меньше чем год назад, ещё живя во Владимире, разрабатывал план путешествия по Скандинавии, в котором страна Nokia и Angry Birds была первой в списке посещений. Тогда отправиться в путь не получилось в силу тех или иных обстоятельств. Но идея и желание внутри меня не умерли - наоборот, становились всё сильнее с каждым месяцем.

Значительным толчком на пути к осуществлению поставленной цели стал переезд в Петербург - город, в котором финский шенген есть едва ли не у каждого второго. В принципе, оно и понятно, если учесть, что от Северной столицы до соседней страны - смешные полторы сотни километров. Это нормальная практика для петербуржцев - ездить за одеждой и едой (считаются качественнее и стоят дешевле) в приграничные финляндские городки. На помощь в исполнении их желания приходят десятки компаний-перевозчиков с совершенно разным парком транспортных средств, предлагающих за несущественные суммы доехать в ту или иную часть Финляндии. Площадь у Московского возала, парковка у Парк Инна на площади Победы, стоянка у Финляндского вокзала - далеко не весь перечень мест, где чуть ли не в любое время суток можно застать микроавтобус или большой рейсовый автобус до Хельсинки, Лаппеенранты и других городов. И спрос вполне себе окупает предложение.

Впрочем, мы решили не пользоваться автомобильным транспортом. На маршрутке пришлось бы ехать не меньше шести часов (что само по себе немало), к которым, скорее всего, примкнуло бы еще и время ожидания на границе. Поначалу добираться до Хельсинки планировалось на пароме (ночь в пути и 5000 за двухместную каюту в обе стороны), но когда я узнал о временной акции РЖД - с 10 по 20 октября билеты на ряд ноябрьских скоростных поездов "Аллегро" уценивались вдвое (2300 вместо 4600, а иногда и дороже) - сомнений не оставалось, мы едем железной дорогой.

"Аллегро" - очень похожий по философии на "Сапсан" поезд, позволяющий за три с половиной часа преодолеть расстояние в 443 километра между двумя столицами Прибалтики. Идентичное деление на первый и второй класс, автоматически открывающиеся двери в вагонах и между ними, удобные сиденья, бесплатный wi-fi на борту, столики для каждого пассажира, розетки для подзарядки телефонов и ноутбуков, индивидуальное освещение каждого места. Впрочем, главной особенностью называют другое - "Аллегро" является наиболее быстрым способом добраться из Санкт-Петербурга в Хельсинки, выигрывая даже у самолёта.

Из Северной Столицы наш поезд должен был выезжать в 6:50 утра. Очень удобное время. На первой, практически пустой электричке метро мы спокойно добрались со своей окраины до площади Ленина, где располагается Финляндский вокзал, еще до того как наш поезд подали к платформе на посадку.

1. Утренний "Аллегро" у перрона Финляндского вокзала.


2.


Стоит заметить, что посадка на скоростные поезда до Хельсинки осуществляется не через здание вокзала, а с бокового входа (он находится слева, если стоять спиной к площади Ленина и Неве). Небольшой но чистый зал ожидания, далее - площадка досмотра. Однако, насколько я понял, попросить прокатить вещи сквозь сканнер или самому пройти через рамки служащие могут лишь если вы им визуально не понравитесь или покажетесь подозрительными (ну, например, с национальностью не повезло). Мы и большинство других пассажиров "Аллегро" прошли через котрольный пункт без проблем (честно говоря, вообще не заметил, чтобы кого-то досматривали), и, прогулявшись по платформе вдоль состава, уселись на свои места.

"Аллегро" похож на "Сапсан" по философии, но все же это другой поезд. Как мне показалось, меньший и более уютный, европейский. В Финляндии такие поезда не редкость. В стране с хорошо налаженным скоростным сообщением идентичные составы называются "Intercity", они соединяют крупные города и регионы. Такие поезда являются наиболее дорогим способом путешествия, отсюда и сопровождающий пассажиров комфорт.

3. Рабочий wi-fi и зарядка 220 В в пути.


4. Интерьер вагона второго класса. Пассажиров - море, билеты на поезд были раскуплены заранее, но пока это, скорее, исключение. Работники поезда отмечают подобный аншлаг обычно только в канун Рождества и Нового Года.



5. Просторный столик доступен каждому пассажиру - он встроен в кресло соседа спереди. Ах да, забыл упомянуть, в "Аллегро" бесплатный куллер со стаканчиками: сделать чай или кофе со своей заваркой - без проблем!


До Выборга мы домчались меньше чем за час. Поезд ехал на скорости 170-190 км/ч совершенно незаметно: очень плавно и бесшумно. За это время по нашему вагону прошлись российские таможенники. Нас спросили, не везем ли мы чего противозаконного, посмотрели на наш багаж (две полузаполненные наплечные сумки - мы не запаривались и взяли с собой лишь то, что обычно берем для прогулок по Петербургу). Вслед за ними приветливые девушки-пограничницы изучили наши документы, внимательно сверив фотографию с лицом, покопались с минуту в своём супернавороченном наладоннике и шлёпнули печать выезда из страны с паровозиком. :) Все эти процедуры прошли, можно сказать, незаметно. Мы сидели на своих местах, болтая друг с другом, и в сумме на бюрократические тонкости ушло не более трех-четырех минут. Можно ли рассчитывать на такое при путешествии в Финляндию автотранспортом или самолётом? Навряд ли.

На участке между Выборгом и приграничным финляндским городком Вайниккала поезд снизил скорость до 40-60. Граница между Россией и цивилизованной Европой оправдала ожидания - с километр (а то и больше) залитых светом мощных софитов путей, высокий забор с колючей проволокой по обоим сторонам, но ни души.

С переездом в Финляндию природа практически не изменилась, зато дома, станции, автомобильные дороги, которые мы пролетали, резко стали ухоженными и аккуратными - никаких развалин, серости, грязи и ветхих построек. Хотя поначалу, сквозь тьму предрассветного часа сложно было разглядеть за окном различия, с каждой минутой внутри появлялось все более и более четкое ощущение того, что мы совершенно в другом мире, за тысячи километров от серой, грязной России. То, что на родине мы были всего несколько десятков минут назад - в это совсем, совсем не верилось.

Тем временем, в наш вагон зашли офицеры финляндского пограничного контроля. Милые, деликатные дядечки в перчатках и здоровенными пушками на поясах.

6.


Тот пограничник, который проверял паспорта у нас, долго что-то печатал на своём наладоннике, затем спросил у нас, на сколько времени мы едем в страну и какова цель нашего визита. Мы честно ответили, и офицер пожелал нам приятного времяпрепровождения, улыбнувшись на прощанье. Печати въезда проставлены, миграционные карты сданы - все, приветствуем милую Финляндию!

7. На станции Пасила.


Как я уже отмечал, "другую страну" начинаешь чувствовать буквально сразу же по пересечению границы. Все финские станции благоустроены и сопровождены светящимися информационными плакатами, стендами, мониторами. Склады почтовых и логистических компаний у скоростных путей - в идеальном состоянии, большинство из них сопровождено подсвечивающимся логотипом. Все расписание финляндских железных дорог тщательно выверено и спланировано так, чтобы пассажир наиболее кратчайшим и скорейшим путём мог добраться из любого пункта А в любой пункт Б. В первую очередь, так получается благодаря эффективной организации "стыковок" - буквально через 5-15 минут после прибытия одного поезда от узловых станций отправляются другие, тем самым позволяя пассажиру продолжить путешествие по любому направлению сразу, без длительного ожидания и траты времени. В прибывающем поезде за некоторое время до прибытия сообщается, через сколько минут и с какого пути "стыковочные" поезда будут отправляться со станции назначения.

Время в пути пролетело незаметно - не успели мы с любимой насладиться скоростным поездом, как по громкой связи объявили о том, что мы подъезжаем к Хельсинки. Пришлось скорее собираться.

8. Главный вокзал финляндской столицы. О нём ещё зайдёт речь к концу записи.


Хельсинки нас встретили серым, хмурым небом и холодным ветром. Привокзальная площадь была застроена довольно давно, в 60е-80е годы прошлого века. Из-за своеобразного стиля того времени всё здесь будто бы подчеркивало серость и тоску погоды. Однако, идеальная чистота и благоустройство сглаживали грустную атмосферу.

9.


10. Улочка, отходящая от вокзала.


Центр Хельсинки довольно компактный и удобный. Железнодорожная станция, построенная еще в 1860 году (современное здание вокзала - 1919 год) не переносилась со дня основания и расположена в самом центре - крупном хельсинском торговом квартале, всего в трёх минутах ходьбы от главной улицы финляндской столицы. На нее мы очень скоро и попали.

11.


В Хельсинки наш поезд прибыл в начале девятого (так рано получилось из-за разницы во времени между Россией и Финляндией в целых два часа - #спасибоМедведевузаэто). В столь ранний час в выходной день даже городские магистрали были пустынны и безлюдны, а большинство встреченных прохожих оказались русскими.

Мы отправились вперёд, куда глаза глядят, чтобы полюбоваться центральными кварталами скандинавской столицы.

12.


Раньше я много спрашивал про Хельсинки у своих знакомых петербуржцев, и довольно часто сталкивался со мнением, что там особо делать нечего, мол, в Петербурге куда интереснее. Таким образом, предварительно о финляндской столице у меня сложилось впечатление как о большой, но ухоженной и чистой деревне. Однако, стоило мне приехать туда, как стереотипы тут же исчезли - я увидел полноценный крупный европейский город, по своим традициям, инфраструктуре, устройству и внешнему виду практически ничем не отличающийся от Праги, Дрездена да, думаю, и любой другой центральноевройской столицы. Ровные дороги, красивые дома с гармонично вписывающейся в их архитектурный облик рекламой. Современные, удобные, чистые и быстрые трамваи, указатели, умная организация дорожного движения и парковок. Достопримечательностей в Хельсинки не так уж и много, но если вы - не музейная крыса, и способны увидеть что-то удивительное и впечатляющее даже если на нем не висит таблички, говорящей об этом, у вас определенно получится по достоинству оценить этот город.

13.


Накануне нашего приезда в Хельсинки широко отмечали День всех святых (он же Хэллоуин). То и дело, прогуливаяся по центру города, мы натыкались на раскиданный мусор после праздника (впрочем, по количеству и "качеству" с постпраздничным состоянием российских улиц и площадей даже в сравнение не идет), а нам на встречу частенько брели уставшие зомби (не настоящая нечисть - просто люди в костюмах) после ночной вечеринки.

14.


15. Ghostbusters.


16. "Украшенная" по случаю Дня Всех Святых витрина магазина.


В Хельсинки очень популярен велосипед как средство передвижения. Как и полагается европейцам, финны очень внимательны к окружающей среде. Людей всячески стимулируют пользоваться современным и быстрым общественным транспортом, параллельно снижая негативное влияние транспорта на окружающую среду - например, сейчас активно внедряется проект по замене автобусов электробусами - машинами с гибридным или полностью электрическим двигателем.

Ах да, что это я ушел от темы... Мне всего лишь хотелось заметить, что в Хельсинки воруют и курочат пристегнутые на улицах велосипеды не хуже чем в Ричмонде, Вирджиния! :)

17.


Мы гуляли по центральным улицам без цели и планов - просто шли туда, где нравилось больше. Хотя ответить на этот вопрос с каждым перекрестком становилось все сложнее - каждая улица притягивала, манила, была красива по-своему.

18.


19. Ну чем вам не Прага?


20. Старые крыши, стремящиеся ввысь шпили - городская романтика в лучшем ее проявлении!


21. У входа в парадные (буду говорить по-питерски, да, раз уж переехал сюда) всюду замысловатые устройства со щётками - очевидно, чтобы жители и гости дома имели возможость привести свою обувь в порядок прежде чем зайти внутрь.


22. Современные жилые дома, на которые мы внезапно наткнулись будучи в центре.


23. Ещё квартал, и мы вышли вот к этому очаровательному костёлу.


24. Истинно европейская улочка. О боже, как мне нравятся такие виды!


25. Аккуратные придомовые территории


26. Городские пейзажи в Хельсинки - сказочные!


Изрядно нагулявшись, замёрзнув и слегка устав после петляний по центральным кварталам финской столицы, мы решили отдохнуть, испробовав городской общественный транспорт. Его устройство практически ничем не отличается от других европейских аналогов.

В Хельсинских трамваях, автобусах и метро - никаких турникетов или кондукторов. Оплата осуществляется с помощью электронного билета, который выглядит очень мило и позитивно.

27.


Два самых распространённых способа приобрести такую карточку - непосредственно в салоне транспортного средства (выходит дороже процентов на 20-25) и в очень популярных магазинах "R-Kioski", многие из которых круглосуточные. При покупке следует уточнять, какой именно билет вас интересует. Разовый - наименее выгодный способ передвижения. Водитель продает его за €2.70, в киосках и автоматах стоимость проездного - €2.20. Куда удобнее покупать сразу суточный билет: €7 за 24 часа, €10.50 - за 48, €14 - за 72 и так далее, плюс €3.50 за каждые последующие сутки до одной недели. Многодневные абонементы действуют в течение указанного времени во всех видах транспорта - трамваях, метро, автобусах и даже на городском пароме до крепости Суоменлина.

Мы с любимой не упустили возможность воспользоваться такой очевидной выгодой, и приобрели два суточных билета, чтобы как следует посмотреть город, ну и опробовать хельсинский транспорт.

28. На остановке у главного железнодорожного вокзала.


Трамвай в финляндской столице - самое популярное и удобное средство передвижения. Рельсы проложены буквально повсюду, маршруты предельно оптимизированы для нужд жителей и гостей города. Трамвайный парк наполовину новый, впрочем даже старшее поколение вагонов находится в идеальнейшем состоянии. Первоклассная заводская сборка и внимательный уход позволили "старичкам" спустя 20 и больше лет выглядеть так, будто их только что купили у производителя. Что уж говорить о новых моделях - они просто великолепны!

В числе достоинств - низкая посадка, бесшумное передвижение, а какой салон! Сиденья расположены друг напротив друга, между ними расположены небольшие столики.

29.


Салон трамвая сочленён из нескольких вагончиков, разделения между которыми практически незаметны. Жёлтые штуки на поручнях - кнопки для запоса остановки. Если никто на кнопку не нажмёт, а на улице у посадочной площадки люди трамвай ждать не будут - водитель просто не остановится и проедет мимо. Нажатие кнопки сопровождается звуковым сигналом, в салоне загораются табло "Остановка".

30.


Водитель трамвая сидит в почти прозрачной цилиндрической формы кабине, очень напоминающей душ :) Рядом с кабиной - монитор, по которому показывают новости и рекламу.

31.


Нашей главной целью в Хельсинки было не посещение попсовых, занесенных в туристические путеводители мест в центре. Нам очень хотелось увидеть Хельсинки таким, каким видят его местные жители. Поэтому, нарезав круг на трамвае по центру, мы не вышли, а поехали дальше, смотреть нетуристические жилые кварталы. В одном из таких районов, наугад, вышли на остановке. Итак, вся суровая правда о столице Финляндии!

32. Так тут выглядят дома.


33. А вот так - дворы. Велосипед - очень популярное средство передвижения в Хельсинки. Велопарковки - повсюду. Но вот самих велосипедистов в те выходные в городе было не очень много. Наверное, из-за погоды.


34. Дорожка во дворе. Почти Россия, если бы не аккуратный газон и отсутствие мусора.


35. И лужи, и серые дома - все это тоже есть! Прощайте, иллюзии о счастливой загранице? :)


Шутки шутками, конечно, но серости в Хельсинки много. Впрочем, мне показалось она все равно какой-то другой, не такой, как в России. Она более свежа, меньше тянет из тебя сил, меньше давит своим грузом. Впрочем, все равно остается серостью. Это, конечно, недостаток.

Между жилыми домами наткнулись на обычный магазин. Сию же секунду зашли. Ассортимент порадовал. Просто море продукции с Angry Birds.

36. Вкуснющие мармеладки.


37. Фирменная газировка с Angry Birds, а под ней суперпопулярный напиток в Америке, отлично знакомый (но так и не воспринятый мной) по прошлому лету. Вообще ассортимент оказался очень похожим на обычный магазин в Штатах, только цены, мягко говоря, заоблачные (и это то вдали от центра, в обычном жилом квартале - бедные финны!).


Зато входная дверь в магазин открывалась сама. Только не разъезжаясь в сторону, как это обычно происходит в России, а просто наружу, как если бы это была обычная механическая дверь.

Погуляв по дворам, мы довольно скоро вышли на главную улицу с трамвайным движением.

38.


Все трамвайные остановки в Хельсинки снабжены большой картой маршрутов (на которой очень не кстати не отмечают почему-то твоё текущее местонахождение). Но самое главное - электронное табло, которое указывает точное время до прибытия ближайшего трамвая каждого маршрута. Это невероятно удобно, очень помогает наиболее эффективно спланировать поездку.

39.


Мы продолжали с любимой нашу прогулку, сворачивая когда вздумается - чуть завидев что-то интересное. Наш неспланированный маршрут петлял, разворачивал нас, но зато он был полон сюрпризов и интересностей. Совершенно случайно, зайдя погреться в торговый центр, мы вышли через него на автобусный вокзал. Точнее как - хотели просто проехаться на лифте до выхода, нажали кнопку "0", а опустились дальше, чем рассчитывали. В Хельсинки автовокзал оказался один в один, как в Нью-Йорке - подземный, с залом прибытий и отправлений, отделенным от автобусов стеклянными стенами. Это реально круто.

40.


Получше в Финляндии автовокзалы будут чем у нас, на Родине, ведь верно? :)

41.


Так же случайно, как нам удалось попасть на пустынный автовокзал, мы очутились в метро - с помощью того же лифта. Он высадил нас прямо на платформу станции Kamppi.

42.


Метрополитен в Хельсинки - это всего лишь одна, но достаточно протяженная ветка, на своем восточном конце разветвляющаяся на два направления. Над кабиной машиниста и на вагонах размещены световые табло, где указывается конечная станция, до которой следует данный поезд. Электрички в хельсинском метро новые (впрочем, и их обещают до конца года обновить свежевыпущенными испанскими поездами), чистые и просторные. Как и трамваи, они практичеки бесшумны. Сколько-нибудь способные отвлечь или помешать разговору, но в то же время и довольно смешные звуки составы издают лишь при торможении.

43.


Вот как выглядит поезд хельсинского метро изнутри. Я обожаю такое расположение сидений и искренне удивлясь, какого черта в России делают иначе? Ну да, за счет стоячих мест вместимость вагона в Питере или Москве больше, но комфорт пассажира зато очень, очень страдает.

44.


Кстати! Если вы намерены воспользоваться метро Хельсинки с очаровательным котиком, собачкой или другим домашним животным, следующее правило вас порадует - проезд с питомцем разрешается только в каждом втором (!) вагоне. На самом деле, это круто - ненавистники животных гарантированно не станут пилить вас злым взглядом - для них предусмотрены нечетные вагоны.

Как я уже ранее замечал, главной целью нашей поездки было увидеть настоящий Хельсинки, а не туристический. Поэтому, сев в метро, мы отправились в пригороды - финские Солнцево, Капотню и Шушары. Нам было очень интересно - а как все устроено там?

Центр наш поезд проезжал по подземным тоннелям со станциями, следовавшими едва ли не друг за дружкой. Каждый раз, после закрытия дверей, мы ехали минуту, от силы. После остановки, название которой показалось мне созвучным с "футурама", электричка вышла из-под земли и помчалась через мосты и перегоны мимо красивейших озер, рек, лесов и точечно расположенных грибов-пригородов. На одной из станций, обнаружив, что это не очередной парк, а жилой пригород, ведомые волей всемогущего божества Рандома, мы вышли.

45. Наземная станция "Herttoniemi". В павильоне у выхода из метро. Заметьте, справа на металлической колонне висит небольшое устройство - это валидатор билетов. Чтобы проездной стал действительным, его необходимо приложить к девайсу и ждать, пока последний не засветится зелёным (как правило, происходит моментально). Чтобы узнать время, до которого билет действителен, зеленую карточку достаточно так же приложить к устройству - необходимая информация будет выведена на экран. Это всё. Больше никаких турникетов, ворот и ограничителей. Видите слева эскалатор? Десять-пятнадцать секунд на нем, и вы на платформе.


С выбором станции мы не ошиблись. Herttoniemi - действительно классический пригород Хельсинки, в котором живут среднестатистические финны. Вот тихая дорожка от метро сквозь спальный район. Нравится то, как прорисован знак?

46.


47. Среднестатистический финский многоквартирный дом и дворик. Вроде и похож по материалам и манере исполнения на советские дома, но все же иной - окна шире, идеально чистые балконы (и никакого хлама!), покатая крыша. А каким он содержится! Ни грязи, ни надписей, травка подстрижена, все аккуратно... Разница в менталитете - на лицо.


48. Детская площадка. Простенько, но идеально. Я хотел бы, чтобы мои дети играли здесь. А вы?


49. Иванка примеряет необычные качели. Ей очень нравится идея использовать покрышки вместо деревянных сидений. А еще качели не скрипят вообще! Любимая говорит, в Эстонии, где она провела детство, все было очень похоже. Почему же нам, соотечественники, с нашим детством так не повезло?


50. Дворовая дорожка. Вот тут уже отличия от России и в природно-климатическом отношении - видите скалы?


51. Заходим за дом с предыдущего фото. Тут лишь овраг с небольшим лесом и вот эта самодельная площадка для отдыха и детей, с беседкой.


52. Тут же еще одни качели. А под ними... Да-да, вам не показалось, брошенная банка из-под пива. На этом месте я бы не злорадствовал как, возможно, сейчас делают мои патриотически настроенные читатели - в Финляндии подобная картина вызывает особе внимание, поскольку это редкость.  Что, конечно, не может не радовать.


53. Жилые дома расположены на приличном расстоянии друг от друга. Между ними - лесок. За леском - озеро. Гулять детишкам - сплошное удовольствие!


54. Сушилка для белья. Быт финнов разительно от русского не отличается. Просто все чисто, исправно и аккуратно.


55. Многоквартирный бюджетный дом на скале. Обратите внимание, какие божественные окна! Ну почему в России они, как правило, раза в два меньше?!


56. Жилые кварталы пригорода идеально вписаны в природный ландшафт.


57. Еще одна детская площадка.


58. А вот и современные дома. Новый жилой комплекс.


59. Знакомая, наверное, каждому из вас, современная скандинавская архитектура. С течением времени она покоряет сердца все большего количества русских. На Крестовском острове в Петербурге возведено уже с десяток похожих домов (ежемесячная стоимость аренды квартиры в которых колеблется от $5000 до $9000 - баснословные деньги).


60. В то время как на Родине подобные кварталы ограждены минимум трехметровым забором, в Хельсинки мы не встретили никаких преград (в том числе этих дурацких американских, понатыканных везде табличек "Private Property / Keep Out"), чтобы сначали подойти поближе, а позже заглянуть внутрь.


61. Здесь тоже урбанистика идеально вписывает в природу - лужайки и скалы.


62. Мне показалось, или действительно для газонов застройщик закупил специальную траву, которая по цвету идеально гармонировала бы со зданиями, асфальтом и скалами? А какие классные балконы!


63. Жилой комплекс сопровожден подземной парковкой, паркингом непосредственно у домов (вероятно, для гостей) и весьма симпатичной стоянкой для велосипедов у каждого из подъездов.


64. Сделав круг по пригороду или, выражаясь российской терминологией, - спальному району Хельсинки, мы вновь вернулись к метро "Herttoniemi".


Впрочем, выйдя на платформу, ехать обратно в центр у нас и в мыслях не было! Знакомство с одним только пригородом показалось нам недостаточным, и мы продолжили движение в обратную от Хельсинки сторону, чтобы разочароваться или окончательно влюбится в быт граждан Финляндии.

В очередной раз станция для высадки была выбрана случайно. На этот раз ею стала узловая "Itäkeskus" (по-русски, "Восточный Центр"), на которой основная линия хельсинкского метрополитена разделяется на две коротких.

На станции оказался крупный молл. Мы с любимой побродили вокруг, пофоткали всякие симпатичные городские пейзажи.

65.


66. Чёрным цветом выделена велосипедная дорожка.


67. Для пешеходов - плитка, для велосипедистов - асфальт. Прямо воплощение мечты !


68. У входа в торговый центр.


69. Внутри торгового центра. Неплохо ведь?


Тем временем, пока мы гуляли по окраинам Большого Хельсинки, часы уже показывали два пополудни - время заселения в гостиницу. Ничего не поделаешь - пришлось садиться в метро и возвращаться назад.

Начало. Окончание - в следующей записи.

Понравилась статья?
Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.

Финляндия, Ленивочка, фото, Хельсинки, Я Рекомендую!, canon eos 1100d, путешествия

Previous post Next post
Up