Один зимний день в Киеве. Часть 1.

Feb 11, 2012 14:43

Самым главным событием ушедших студенческих каникул для меня стало восьмидневное турне по Украине. Как я отмечал уже немногим ранее, поездка была спланирована мною самостоятельно еще во время сессии, в тайне от Маши, как сюрприз. Любимой он понравился, и после первой недели отдыха, с полными вещей сумками, мы отправились на железнодорожный вокзал Владимира в приятном предвкушении.

Маше Украина была интересна как нечто неизвестное - ранее ее ничто не связывало с этой страной, и каких-либо конкретных представлений (кроме стереотипов с салом и злыми "западенцами") у нее не было. Мне грядущая поездка казалась волнительной, поскольку, не смотря на то, что первые 14 лет моей жизни прошли в этой стране, в последний раз в Украине мне довелось побывать в 2007-ом - пять лет назад, и я очень переживал, что все сохранившиеся в памяти идеалистические представления и воспоминания о "неньке" были вызваны беззаботным детством, и в этот раз я могу разочароваться.

Путь начался с поездки на двух электричках до столицы с получасовой стыковкой в Петушках - небольшом городке на границе Московской и Владимирской областей. Погода стояла отменная, хоть и морозная (-21), поэтому я не преминул возможность поснимать милую, провинциальную станцию.

Наша вторая электричка, Петушки-Москва, минут за десять до объявления посадки.

Машка в отличном расположении духа - нас ждут большие приключения!

Пока время есть, а билеты уже куплены, осматриваем вокзал со стороны городка. Все кругом приятно ухожено - РЖД блюдет чистоту, поскольку здесь четырежды в день пролетает скоростной "Сапсан", из окон которого пассажиры должны наблюдать пейзажи, исключительно радующие взгляд.

Впрочем, привокзальная площадь в Петушках уже невероятно колоритная - здесь все выглядит жутко провинциально - и дома, и магазины, и реклама на больших биллбордах.

До Москвы мы добрались без приключений, согласно графику, достаточно быстро совершили переезд от Новогиреево до Киевского вокзала, где обнаружили недавно отреставрированный вход в метрополитен, напоминающий аналогичные на Монмартре. Оказалось, это милое произведение - одновременно реклама и памятник, спонсированный РЖД в честь запуска нового пассажирского поезда "Москва-Париж". Получилось, на мой взгляд, очень удачно. И почему этот вход существует только в одном экземпляре?

Поезд, которым нам предстояло ехать до Киева, увы, не оказался сверхудобным и сколь угодно привлекательным (впрочем, это обещают поправить уже в ближайшее время). Однако, и там нашлось чему удивиться - новому тренду Украинских железных дорог - ложкочаю. За 20 рублей можно было попить стаканчик горячего напитка, заваренного вот таким, похожим на сахарный, пакетиком. Очень удобно - не только исключаешь мучения с чайной ложкой, которую нужно куда-то класть (не на грязный столик же?), когда пьешь; но и тщательнее завариваешь чай параллельно с перемешиванием сахара. Вот что называется прогресс, это действительно именно он!

В Киеве, помимо осмотра достопримечательностей, у нас была еще одна цель - встретиться с живущими там моими друзьями. Первым из них был Андрей andrey_dma, с которым решено было развиртуализироваться наконец после длительного общения в Сети. Меня и Машу он прямо-таки удивил, даже ошарашил своей настойчивостью, с которой хотел встретить нас у самого поезда, не смотря на невероятно раннее прибытие в самый неподходящий день недели - пять утра субботы. Честно говоря, я искренне сомневался, что еще существуют на свете люди, способные на такое :) Было очень приятно.

Первое впечатление от города - вокзал. В Киеве он очень красивый. Современные переходы с цифровыми табло, полностью скрытые под навесом платформы, а само здание вокзала чем-то отдаленно напомнило Grand Central Terminal в Нью-Йорке.

Сразу напротив здания железнодорожного вокзала был расположен Макдональдс, примечательный тем, что он является самым загруженным с точки зрения количества обслуживаемых клиентов в мире. К сожалению, фотографии бигмачной нет - немного рассеянные, мы прошли вместе с Андреем до ожидающего нас такси и отправились на Левый Берег, в гости к моему фрэнду.

После непродолжительного сна, длинных кухонных разговоров и сытного завтрака, мы отправились исследовать Киев. В украинскую столицу пришли суровые, по местным меркам, морозы (-16 с утра, днем ближе к -10), однако, вместе с ними, объявилось и ослепительно яркое солнце, которое сделало все вокруг каким-то праздничным, нарядным.

Наша экскурсия началась со спального района, в котором живет Андрей. Главная местная достопримечательность - строящийся Греко-Католический костёл. После своего открытия он станет главным храмом конфессии в Украине, забрав этот титул у древнего львовского Собора св.Юра.

Вторая достопримечательность - огромный супермаркет прибалтийской сети. Район вообще оказался богатым на хорошие заведения.

Да и архитектура оказалась очень даже ничего: стекло, бетон - это торгово-развлекательный центр с кинотеатром, призванный утолять желания киевлян отдохнуть на выходных.

Исторически сложилось так, что Киев раскинулся на обоих берегах протекающей через него широкой реки Днепр. Причем в то время, как правобережная часть города сконцентрировала в себе практически все туристические достопримечательности, старые районы, деловые учреждения и органы власти, левая застраивалась просторными жилыми массивами, в основном, в 60-80х годах прошлого века. То ли из-за избытка места, то ли из-за нежелания запариваться, а может в силу каких-либо других обстоятельств, метро на левом берегу решили не закапывать под землю - здесь оно, словно в Чикаго, идет на возвышении, над домами, а станции располагаются над оживленными дорогами. С одной из такой нам и предстояло уехать гулять в центр.

А вот какой вид открывался, стоило повернуться влево на девяносто градусов.

Совсем скоро поезд подошел к перрону, и закрыл за нами свои двери. До центра оказалось ехать совсем недалеко - через станцию мы вышли на "Арсенальной" - самой глубокой в мире станции метрополитена. Она расположена на глубине более чем 105 метров, при этом предшествующая ей станция "Днепр" - уже наземная.

Поднявшись по, казалось бы, бесконечному эскалатору наверх, мы вышли в настоящую сказку - все кругом было в снегу, светило солнце. Перед нами была длинная, благоустроенная аллейка с десятками лавочек. По ней нам предстояло добираться до Киево-Печерской Лавры, первой на нашем пути достопримечательности.

Однако, достопримечательностей оказалось значительно больше, чем мы ожидали. Первая из них - современное здание выставочного центра, выполненное из стекла и бетон, эффектно расположившееся на крутом склоне прибрежного холма.

Отсюда открывалась замечательнейшая панорама на спальный левый берег, откуда мы приехали.

Нашли себе место и хорошо знакомые всем побывавшим в Штатах гражданам бинокли, в которые нужно опускать денежку, а потом с помощью них можно определенное время разглядывать что-то вдалеке. В то время как в США такие штуки утыканы даже на паромах местного сообщения, на постсоветском пространстве их очень сложно где-то встретить. Однако, в Киеве, ориентируясь на туристов, коммерческие бинокли установили во многих местах. Готовятся к Евро-2012 :)

Пока я непрерывно снимал открывшиеся мне замечательные виды, фотографировали Саша с Андреем. Думаю, несложно будет догадаться, что у них получилось лучше :)

Еще парочку фото с выставочным центром.

Парк, раскинувшийся по другую сторону дороги от стеклянного здания, был окаймлен необычными стелящимися по земле деревьями, которые очень эффектно выглядят даже зимой. Безумно интересно было взглянуть на них в мае, наверное, красивое зрелище.

Отправляемся дальше, к Киево-Печерской Лавре.

Сама Лавра (большой мужской монастырь) с двух сторон окружена впечатляющими по размерам мемориальными парками. С той стороны, которая ближе к метро "Арсенальная", стоит огромный обелиск и горит Вечный Огонь. Сюда приходят почтить память украинских солдат и простых граждан, погибших в годы Второй Мировой. Киев очень многое претерпел в те времена. Бомбить украинскую столицу начали с самого первого дня немецкого вторжения, ее героически защищали вплоть до осени - в то время, когда фашистские войска оккупировали всю левобережную территорию Украины, Киев еще сопротивлялся. В конечном итоге город был взят с многочисленными жертвами, однако героическое сопротивление киевлян позволило оттянуть на целых два месяца движение основной группировки немецких войск по московскому направлению, а, следовательно, дождаться зимы - как известно, впоследствии холода существенно замедлили движение гитлеровских сил и стали одной из причин коренного перелома во Второй Мировой.

К этому мемориалу регулярно возлагают цветы и ветераны, и высшие должностные лица, в свое время на Президента Януковича знаменитый венок упал тоже у обелиска с фото ниже.

Непосредственно рядом - новый памятник, возведенный во времена правления Ющенко, очень многое вложившего в развитие культуры и национальной самобытности Украины. Этот монумент посвящен трагическому периоду в истории Украины - голодомору 1932-33 годов. Сотни литературных произведений посвящены тому периоду, миллионы людей погибли от голода, не смотря на небедный урожай в те годы. Черная, зловещая пещера под обелиском - вход в музей, посвященный тем грустным событиям. В этот раз мы решили не посещать его - я еще со школы помню, насколько это тяжелая и грустная тема.

Перед мемориальным комплексом - небольшая скульптура девочки в человеческий рост, истощенной голодом, грустно смотрящей куда-то в сторону. Очень сильное место.

На этом из грустного все, отправляемся дальше по нашему маршруту.

В теплое время года по центру Киева курсирует автобус с открытым верхом - такой же, как и по всем столицам цивилизованного Запада. :) Вот одна из остановок, на которой можно заскочить в автобус, проехаться по Киеву и послушать рассказ экскурсовода.

А вот и Лавра!

Один из древнейших монастырей на Руси сегодня разделен на две части, вследствие религиозного раскола, который имеет место быть с 90-х годов в Украине. Православные здесь делятся на несколько конфессий - непризнанную церковь с богослужениями на украинском языке, руководимую непризнанным киевским Патриархом, непризнанную Украинскую Автокефальную Церковь и единственную каноническую церковь Московского Патриархата. Представители трех вышеперечисленных конфессий, не смотря на единство идеологий, враждуют между собой, называют друг друга раскольниками, ну и так далее. Киевский Патриархат давно уже хочет заполучить Лавру полностью как культурную жемчужину Украины, но московские ставленники не сдаются. В итоге украинская ветвь православных довольствуется лишь небольшой частью монастыря, расположенной справа от дороги (см. предыдущее фото), а левой частью, туристически привлекательной, со всеми достопримечательностями и интересностями типа огромной системы пещер, в которой жили монахи на протяжении столетий в прошлом, владеют пророссийские церковники.

Часть Лавры, принадлежащая московскому Патриархату, ведет достаточно успешный бизнес, судя по тому, насколько все кругом благоустроено, как круто выглядят их церковные лавки (магазины, продающие предметы культа - типа книг, икон, медальонов и так далее) и есть даже киоски с едой и согревающими напитками, оформленные в монастырском духе (может Церкви и не принадлежат, но аренду за столь популярное место платят то, наверняка).

Внутри Лавра выглядит еще красивее чем снаружи. Площади вымощены новой плиткой под старину, мостовые - булыжником. Все храмы отремонтированы, многие сияют позолотой и яркими росписями. В монастыре находится несколько платных музеев, все коммерциализировано, у главных ворот стоят кассы. Совсем не так, как это было лет десять назад, когда я здесь был маленьким мальчиком. Но, кто знает, быть может, красота того и стоит - это уже решать каждому.

На следующем фото - старинный собор, разрушенный в 30-е годы большевистской властью, и возведенный вновь по старым чертежам в начале 2000-х.

Было достаточно неожиданно, но не смотря на морозную погоду, и всего несколько дней назад имеющую место слякоть в Киеве, спускаться и подниматься по высоким холмам на булыжнике было совершенно не скользко. Уж и не знаю, чем они обрабатывают там дороги, но российским коммунальным службам определенно есть чему поучиться у киевлян.

По Киево-Печерской Лавре мы не только гуляли, но и зашли в собор, который возвышается над забором на следующем фото. Очень необычная церковь, построенная в Византийском стиле, ей много столетий. Еще с детства она мне особенно полюбилась. Правда, тогда казалась значительно большей. Спустя десять лет было неожиданностью заметить, что вовсе она и не такая громадная, как мне казалось в десять. :)

А еще, во время визита в Лавру, мы побывали в пещерах - бесконечных, узких и низких ходах под землей, в которых жили раньше монахи-отшельники. Всю свою жизнь они посвящали молитве - отказавшись от светского мира, замуровав (в прямом смысле слова) себя в малюсеньких комнатушках с крохотным окошечком, через которое им предоставляли пищу, они и днем, и ночью молились за благополучие и процветание Украины и всего мира. Сейчас там нет электричества, и царит все такой же полумрак, как и в Средневековье. В стенах то тут, то там вмурованы гробы с телами умерших века назад монахов. Они считаются нетленными - не подверженными гниению вследствие святости умерших. Жаль, но Машу это не впечатлило нисколько. Она как всегда коротко резюмировала: "Ни о чем".

Зато всем нам понравился музей микроминиатюры, расположенный тут же, рядом. Киевлянин Николай Сядристый во второй половине ХХ века создал несколько десятков действительно удивительных вещей, среди которых и подкованная блоха - мастер говорил, что это было сделать крайне легко. Поделки Сядристого человеческим глазом практически не разглядеть. Они настолько маленькие, что в музее в комплекте с ними идут микроскопы, лишь прильнув глазом к которому можно увидеть шедевр. "Кобзарь" Тараса Шевченко, портреты выдающихся личностей, настоящие рабочие часы - все это величиной с пылинку. Причем каждая поделка целостная, красивая и не смотря на свою микроминиатюрность - полноценная и лишенная недостатков, как если бы она была в натуральную величину. Как, например, шахматная доска с фигурами на головке мелкого гвоздика.

Ну вот и все, пора было покидать коммерциализированную Лавру и продолжать наш путь.

Как я уже говорил немногим ранее, мемориальные парки окружили Киево-Печерскую Лавру с двух сторон. Тот, который был раскинут дальше, оказался еще более впечатляющим. Здесь находится музей военной техники времен Второй Мировой (туда мы не пошли из-за дикого холода - мы и так еле передвигали заледеневшие ноги), а доминирующую роль играет гигантская статуя Родины-Матери, возвышающаяся над кручами Днепра.

В ее основании размещен музей, но он опять грустный, и мы решили в свой единственный день в украинской столице не портить настроение. Лучше полюбоваться на замечательные виды.

А вот этот холмик нам с Машей почему-то очень напомнил владимирский - ну, тот который напротив парка Пушкина и Успенского Собора ( вот здесь, пятая фотография снизу). Не находите сходства? Да, естественно, киевский побольше будет :)

Сразу рядом со статуей Родины-Матери - большой мемориальный парк под открытым небом. Фундаментальные скульптуры воинов Великой Отечественной, всякие другие инсталляции и море свободного пространства. Все это было возведено во второй половине прошлого века, в лучших советских традициях. Кубики, сразу в конце горки в нижней части фото - именованные городами-героями, прямо как в Москве в Александровском саду, даже тем же шрифтом :)

Поскольку парк с Родиной-Матерью - это тупик, возвращаемся назад, к троллейбусной остановке. Туда ведет узенькая тропинка (хотя, на самом деле, там довольно широкая дорожка должна быть, просто ее замело снегом).

Впереди виднеется Лавра, а вот сбоку - дорогие аппартаменты, которые были построены для богатых украинцев. Впрочем, поскольку в этой стране цены просто астрономически низки (хотя я больше склоняюсь к точке зрения, что это в России они астрономически высоки), купить одну из лучших квартир в похожем доме, можно продав обычную старую однушку или двушку в доме поздней советской постройки в Москве. И, скорее всего, еще и останется на машину. Обычная квартира в хорошем спальном районе Киева, который находится в непосредственной близости от центра, стоит примерно столько же, сколько и аналогичная ей во Владимире.

Выход из парка был уставлен образцами советской военной техники 1940-х, здесь же стояло несколько колонок, из которых лилась музыка военных лет. Прямо рядом с парком - коттеджи и особняки. Вот они уже действительно дорогие, некоторые стоят больше миллиона долларов.

Поскольку на встречном ветру мы уже заметно обморозились, да и ноги требовали отдых, мы решили вернуться до "Арсенальной" общественным транспортом - троллейбусом, поскольку следующие достопримечательности, которые нам следовало посетить, находились по другую сторону от этой станции метро.

Троллейбус, на который мы сели, был новым (в Киеве, насколько я понял, удалось заменить практически весь подвижный парк в преддверии Евро-2012), произведенным на Львовском автобусном заводе - то есть считай отечественным. В салоне было достаточно удобно, мягкая обивка на сиденьях желала приятной поездки на самых популярных иностранных языках. Стоимость проезда в троллейбусе составляла всего-навсего полторы гривны (или 6 рублей), что прямо-таки удивило. Во Владимире электротранспорт столько же стоил в 2007-ом, сейчас он в два раза дороже. О Москве, в которой одна поездка на метро стоит 28 рублей (или в 4,7 раз дороже киевского) и говорить не стоит. Для справки - в Киеве 4 миллиона человек населения (без пригородов), а, со слов Андрея, офисный работник с высшим образованием, на старте может получать $1500 (примерно 45 тысяч рублей). Собственно, выводы каждый делает сам.

Кстати, в Киеве достаточно необычная система оплаты за проезд - билет не достаточно просто купить у кондуктора, его нужно еще и прокомпостировать в специальном устройстве (на предыдущем фото - это серая штучка на поручне у двери слева). Рисунок, прокалывающийся на билете в каждой машине разный, поэтому контроллерам не составит труда определить зайца.

Тем временем, мы вновь у павильона станции метро "Арсенальная".

Станция так названа в честь арсеналов, которые здесь располагались еще с царских времен. Эти здания были сохранены и до сих пор в их оригинальном состояния без внешней отделки - специально, чтобы каждый мог увидеть следы неспокойного революционного времени в 1917 году. Здание буквально изрешетчено следами от пуль красных революционеров, которые пытались взять оружейные склады почти сто лет назад.

Идиллию исторических зданий в этом районе нарушает называемый в народе "Дом Януковича", поскольку это сооружение было возведено во времена его правления. Называют так комплекс аппартаментов из пренебрежения и насмешки - мало того, что он портит архитектурный облик старого Киева, как считают жители города, так он еще и построен криво - подробностей этой кривизны я не назову, поскольку уже забыл, что именно Андрей мне рассказывал :)

Идем по опустевшей улице дальше - как уже было замечено, морозы для Киева были невероятные, и большинство жителей города решило провести свой выходной не покидая стен дома.

Совсем скоро настигаем следующую достопримечательность на нашем пути - Мариинский парк, названный так в честь дворца, которому он раньше принадлежал.

Сегодня этот парк доступен широкий общественности, более того, он играет роль центрального городского, где можно приятно прогуляться в любое время года и отдохнуть от суеты мегаполиса.

Начинают появляться прохожие. Погода была невероятно замечательная. Те, кто таки превозмог страх замерзнуть, оделся потеплее и вышел на улицу в тот день, точно не пожалел.

Парк примыкает к главным государственным учреждениям Украины, среди которых - Парламент, Правительство и Администрация Президента. Учитывая особую либеральность, присущую нашему южному соседу, как и в Штатах, в парке не редко можно встретить разного рода манифестации, пикеты и остальную атрибутику свободного общества. Вот, например, представитель фанатически настроенных православных, яро выступающих против глобализации, введения биометрических паспортов и единой базы данных налогоплательщиков (с ИНН). Почему? Потому что, говорят они, это печать дьявола и антихриста, которая зомбирует человека, превращая его в биоробота. Да. Это очень странные люди с очень своеобразными взглядами (буду толерантен). Нередко они даже устраивают шествия по Киеву и молитвенные стояния у органов власти. Когда они собираются вместе, кажется, что их очень много. А вот этот человек - один из участник движения, поддерживающий круглосуточное молитвенное стояние у столба, в двух шагах от Верховной Рады Украины. Эти люди организовали несколькочасовые смены - так, чтобы в любое время дня и ночи здесь стоял человек и читал молитвы. Впрочем, в Америке подобных фриков куда больше.

А вот и знаменитый на весь мир украинский парламент - Верховная Рада. Сейчас политический кризис вроде как преодолен, и этот орган власти успешно функционирует. Впрочем, абсолютное большинство граждан страны негативно относятся к своим представителям. Здесь не любят провластную партию, равно как чиновников и президента, правда, вроде как и в оппозиции тоже разочаровались. Пророссийский Янукович перенимает московские технологии борьбы с политическими оппонентами, поголовно сажая их в тюрьмы. Доходит порой и до безумия. Власть Ющенко и Тимошенко многое внимание уделяла культуре, выделяя колоссальные деньги на восстановление памятников и достопримечательностей по всей Украине. Однако новая власть, сменившая их несколько лет назад, посчитала, что их предшественники не имели права такое делать и совершили, по сути, преступление. Они начали сажать не только за якобы невыгодные Украине газовые контракты, но и за то, что люди осваивали выделенные правительством миллионы, например, на реконструкцию усадьбы Богдана Хмельницкого в Чигирине - одну из колыбелей украинской государственности. Представляете? Людям выделили деньги, они начали восстанавливать культурную жемчужину, а сейчас их стали обвинять в расхитительстве и воровстве. Грустно. Все с интересом и надеждой ждут грядущих в конце этого года очередных выборов в стране, хотя в Украине теперь как и в России станет сложно выбирать - голосовать, говорил мне Андрей, не за кого.

Шагаем дальше, вчетвером. Сами догадывайтесь, кто здесь кто :)

Вторая часть Мариинского парка (хотя, мне кажется, здесь это место уже называется Городским Садом) оказалась более просторная и многолюдная. Весь парк располагается на самом краю высокого холма, поэтому отсюда открывается замечательнейший панорамный вид на Днепр, Лавру и другой берег. Впрочем, видами мы уже полюбовались у Выставочного Центра, и сейчас не решились выходить на открытую местность, обдуваемую ледяным ветром.

* Доверить право запечатлеть лучшие мгновения из своей жизни, оставив о них незабываемые воспоминания, можно только профессионалу. Свадебный фотограф недорого выполняющий качественную съемку Вашего мероприятия сейчас редкость. Но я спешу посоветовать одного из них, в чувстве прекрасного и навыках которого невозможно усомниться. Оцените его свадебные фотографии - по-моему, они великолепны! Фотограф предоставляет свои услуги в столице и Подмосковье - городах Ивантеевка, Пушкино, Мытищи.