Рекламная акция Pontiac в 1970 году интересна еще и тем, что наряду с работами Art Fitzpatrick и Van Kaufman начали появляться фотографии.
А дальше... сопрем у
Авторевю"С начальством-то данный творческий тандем по большей части ладил...- высшее руководство по большей части понимало, что за дело делают эти двое, и высоко их ценило, не скупясь ни на похвалы, ни на гонорары. Им бы с радостью отдали рисовать не один только Pontiac, а и все четыре остальные марки General Motors в придачу, - но такой нагрузки они не потянули бы чисто физически, пусть даже и вдвоем. А вот на уровне креативной части занимавшегося автомобилями Pontiac рекламного агентства находились тайные, - порою даже и явные, - недоброжелатели. Им претила сама по себе идея рисованной рекламы, они горой стояли за фотографию - и очень удивлялись, когда их предложения «заворачивали». И не упускали возможности подстроить художникам какую-нибудь пакость. Их, например, по сути дела отрезали от работы над рекламами упомянутого выше «компактного» автомобиля Pontiac Tempest, - ссылаясь на то, что данная модель не относится к «ширококолейным» и, следовательно, не нуждается в той художественной обработке, которой подвергались машины «полноразмерного» класса. Потребовалось личное вмешательство президента отделения Pontiac, чтобы прекратить это самоуправство, - и все равно журнальная реклама автомобилей Tempest на протяжении нескольких лет выполнялась только фотоспособом. От чего, естественно, страдала ее выразительность. То же самое происходило и со спортивными моделями GTO и 2+2: если в общих каталогах ради сохранения общего стиля эти автомобили все же выполнялись рисованными, то их собственные брошюры и журнальные полосы целиком строились на фотографических иллюстрациях. Противостояние «фотографов» и «художников» достигло своей кульминации к октябрю 1970 года, когда из-за крупной забастовки на своих заводах корпорация General Motors оказалась поставленной перед необходимостью серьезно урезать свой рекламный бюджет. Под это сокращение попал и творческий дуэт Кауфмана - Фитцпатрика: «их услуги слишком дорого нам обходятся, и мы вынуждены от них отказаться», - такова была официальная формулировка.
Те, кто думал сэкономить за счет отказа от искусства в пользу документа, жестоко просчитались: фотографы взяли с них ничуть не меньше, а даже больше, чем художники, - так что никакой экономии не получилось. Вся серия иллюстраций по моделям 1971 года - и журнальных, и каталожных - была к моменту разрыва отношений уже давным-давно готова; рекламная кампания по моделям следующего года прошла ни шатко ни валко, но в общем сносно, - если не считать того, что фотографический каталог обошелся на треть дороже рисованного, - а затем на американское автомобилестроение в целом и на марку Pontiac в частности посыпались одна за другой беды."
Ну а нам достаются шедевры последнего года.