Гнедич пишет про художника начала XIX в.
Жана Луи Эрнеста Месонье, сына аптекаря из Лиона, этакого французского самородка:
"Месонье чувствовал отвращение к большим холстам и не раз говорил, что полной иллюзии можно добиться только на изображении малого размера. Над художником смеялись, его рисовали в карикатурах работающим через лупу, на произведения Месонье смотрели как на забаву. Но его убеждённость в собственной правоте и яркое дарование дали свои плоды…
Материальный успех доставался Месонье путём огромного труда. Десятки раз он переделывал одно и то же, просиживая за работой целыми днями. Небольшой портрет Дюма-сына был завершён только после шестидесятого сеанса.
Чтобы понять, как Месонье добивался поразительной реалистичности изображения, которая приводила в изумление знатоков, остановимся на манере его письма.
Когда композиция картины была придумана, все фигуры вначале лепили из воска, на них надевали соответствующее платье и сбрую; лепили пейзаж и окончательно расставляли фигуры в определённом порядке. После этого художник заказывал портным костюмы по образцам из исторического музея. Одежду шили и подгоняли по фигурам натурщиков, которые иногда ходили в ней несколько месяцев по дождю и снегу, чтобы сукно вылиняло, обтёрлось и имело ношеный вид - при работе над картинами из эпохи великих войн это было необходимо. Затем художник покупал лошадей тех пород и мастей, которые были под Наполеоном и его свитой, выезжал их и изучал ритм их бега.
Орас Верне на своих картинах отделил ноги лошади от земли, но всё же его лошадь была условной. Месонье первым воссоздал живую пробежку этого животного. Он выезжал с сыном на дорогу, и сын пускал своего коня аллюром. Отец скакал в нескольких метрах сбоку и изучал сочетания и комбинации ударов копыт о землю. Потом он делал набросок, показывал сыну, а тот проверял верность наблюдений по галопу отцовской лошади. Впоследствии Месонье проложил в своём имении рельсовый путь и катался в открытом вагончике, наблюдая за аллюром лошади, скакавшей сзади или сбоку от него. Результатом такого изучения стала реалистичность изображения, совершенно недоступная большинству художников.
Когда в семидесятых годах появилась группа художников, утверждавших, что картины, изображающие жизнь вне домашних стен, следует писать не в мастерской, а на открытом воздухе, т.е. на пленэре, Месонье улыбался: он своих картин никогда иначе и не писал. Когда ему для «1814 года» понадобилась подмёрзшая грязная дорога, разрыхлённая армией, на его дворе было навалено несколько возов грязи, которую затем уездили повозками и утоптали ногами людей и лошадей.
Все натурщики, несмотря на мороз, позировали на лошадях, изнурённых длительной ездой и плохим кормом. Месонье, отогревая руки на грелке, писал их тут же, на морозном воздухе. Недовольный натурщиком, позировавшим для Наполеона, художник сам стал натурщиком. Похожий на императора фигурой, он садился на коня перед огромным зеркалом: его окружали грелками, так как ноги Месонье застывали в стременах. Изучая движения и мимику продрогшего, измокшего, голодного человека, художник этюды писал с себя. Это был фанатик своей работы, и собственные картины стоили ему огромных денег.
Однажды жена одного банкира, заплатив ему девяносто тысяч франков за свой портрет, распространила слух, что портрет ей не нравится и она его у себя не повесит. Месонье немедленно возвратил ей деньги и, получив обратно портрет, соскоблил его с доски…
Месонье писал свои излюбленные картины десятки лет, без сожаления соскабливая и переделывая готовые фигуры. В день отправки картины на выставку он её подправлял и расставался с ней недовольным. Он говорил, что довольна собой может быть только бездарность.
Месонье писал баталии по собственным впечатлениям.. В 1848 г. он лично участвовал во взятии баррикад. Под Сольферино он находился при штабе Наполеона III; во время осады Парижа он сражался с немцами.
Громкая слава Месонье началась со всемирной выставки в Париже в 1855 г., когда он получил Гран-при. Следующая выставка 1867 г. принесла ему такую же награду. Он был удостоен высшей награды и на Всемирной выставке в Вене в 1873 г. Месонье был кавалером всех степеней Почётного Легиона и президентом Парижской академии художеств».