Три дня в Одессе: день третий - Одесский литературный музей и Сад скульптур. Часть 1

Sep 04, 2011 02:13

            Постараюсь этим постом закончить хотя бы один из начатых мной сериалов.  Сегодня хочу рассказать, как завершилась моя первая поездка в Одессу на конференцию.  Организаторы отнеслись  к нам очень щадяще, освободив  третий день от мероприятий, поэтому приезжие могли полностью посвятить себя Одессе.

Моей давней мечтой было побывать в Одесском литературном музее, потому что все свое детство и отрочество я была убеждена, что настоящие большие писатели жили только в трех городах Советского Союза - в Москве, Ленинграде и Одессе. Давайте хотя бы навскидку назовем писателей, чьи имена связаны с Одессой. Конечно же, А.С.Пушкин, который прожил в Одессе больше года. А еще Н.В.Гоголь, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Чехов. И из 20-го века - Бабель, Катаев, Олеша, Ильф и Петров, Багрицкий, Паустовский и уже наш с вами современник Михаил Михайлович Жванецкий. На самом деле я не назвала еще очень и очень многих. например, Анну Андреевну Ахматову, которая родилась в Одессе на 11-й станции Большого Фонтана. Или Сашу Черного, тоже уроженца Одессы, который писал о ней так

«Вперед по лестнице гигантской!
Жара бросает в пот цыганский,
 Акаций пыльные ряды
С боков свергаются в сады.
 Дополз до памятника "Дюку"...
День добрый, герцог Ришелье!
Щитком к глазам подносишь руку:
Спит море - синее колье...
В ребре средь памятника - бомба,
Жужжит кольцом цветник детей,
И грек, исполненный апломба,
Раскрыл, пыхтя, лоток сластей».

Поэтому неудивительно, что Одесский литературный музей -один из самых больших литературных музеев не только нашей страны, но и мира, и представляет более трехсот писательских судеб и имен.             Расположен он в самом центре города, неподалеку от оперного театра и Приморского бульвара в бывшем дворце князя Гагарина.  Дворец был выстроен в середине ХІХ века по проекту архитектора Людвига Отона. Музей в нем разместился не сразу. В начале 20-го века здание принадлежало Одесскому литературно-артистическому обществу, а в советские годы здесь находился обком партии. И только вмешательство знаменитых одесситов  Катаева и Утесова помогло тому, что Литературный музей смог переехать в этот дворец.




Интерьеры бывшего Гагаринского дворца и сейчас поражают богатством и пышностью. В музее 20 залов, выполненных в сочетании нескольких стилей классицизма, барокко, ампира. Устроители музея удачно постарались в оформлении экспозиции каждого из залов учесть их архитектурное убранство.                 Великолепен Золотой зал - мемориальный зал музея. В интерьере зала соседствуют классицизм и ампир, он украшен позолотой и лепниной. При князе Гагарине здесь давались балы. Позднее проводились заседания Литературно-Артистического общества (1899-1904 гг.)



          Это фото взяла со страниц официального сайта Литературного музея http://museum-literature.odessa.ua/. В первый раз, когда я ходила там сама, в зале проходила реконструкция, но стулья уже были белыми. Под круглыми витринами портреты выдающихся писателей и культурных деятелей, которые выступали в Золотом зале: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Чехов, Мария Заньковецкая и многие другие. В Золотом зале Литературного музея и сейчас  проходят концерты, литературные вечера, выступления поэтов и писателей. Так, разговорившись со служащей по залу, узнала, что часто бывает на мероприятиях, проводимых музеем известный поэт, одессит Борис Херсонский.

Экспозиция в музейных залах расположена в хронологическом порядке. Поскольку там очень неодобрительно относились к фотографированию, буду использовать фото залов музея, которые нашла на его сайте. Но иногда делать фотки все же удавалось. Вот здесь Толик снял меня на верхней площадке мраморной лестницы, ведущей от в хода в Золотой зал, который располагается передо мной.




Осмотр музея начинается с зала, находящегося слева от Золотого. В этом зале рассказывается о зарождении Одессы. Он стилизован таким образом, чтоб всяк сюда входящий вспомнил о том, что Одесса была «южным окном в Европу». Большая карта Причерноморья на противоположной от входа стене, морская тематика в оформлении зала. Первая книга об Одессе, написанная  французским негоциантом Шарлем Сикаром. Я даже записала в блокнот цитату из нее, как из бедной прибрежной деревушки Хаджибей Одесса в короткое время стала самым цветущим торговым городом в Черноморье. Однако привожу только то, что удалось разобрать в своих каракулях. Это, пожалуй, единственный зал, где посетитель настраивается на волну города. В остальных оформление отвечает духу времени, о которой повествуют предметы и рукописи, выставленные там. И следующим в соответствии с хронологией является Пушкинский зал.  Стиль его экспозиции вполне совпадает с пушкинской эпохой. Главным героем зала является сам Александр Сергеевич, а также его младшие и старшие современники. Здесь передается атмосфера литературного салона 20-30 годов 19-го столетия. Собраны книги и рукописи той эпохи и прижизненные издания Пушкина. Однако ни в Литературном музее, ни в музее Пушкина в Одессе нет подлинных вещей поэта.




Мне кажется, что значимость любого музея определяется именно подлинностью экспонатов, хранящихся в нем, пусть даже нас, посетителей обманывают и заменяют эти вещи дубликатами и факсимильными копиями. В Одесском литературном музее подлинных вещей и рукописей достаточно, однако в первое его посещение меня наиболее впечатлили три предмета.        Первый из них размещался через зал от Пушкинского. В описании на собственном сайте музея  эта комната носит название «Второй виноградной», из-за виноградного лепного орнамента на стенах зала. Зал этот посвящен времени Крымской войны, а значит, в нем рассказывается о Льве Толстом, и других писателях того времени С.И.Аксакове, Герцене, петрашевцах.




Как я выяснила у смотрительницы, нет документальных подтверждений того, что Лев Толстой в то время заезжал в Одессу. Но перенестись в эпоху действия «Севастопольских рассказов» помогает этот сундучок, размещенный на фото ниже. В первый раз мне его не разрешили сфотографировать, но во второй приезд никого в зале не было и я попросила Толика…:)  И тогда поняла, что теперь точно напишу пост о трех экспонатах Одесского литературного музея, наиболее поразивших мое воображение. Посмотрите, на этом чемоданчике пыль полутора веков. Эта подлинная вещь, принадлежащая одному из офицеров времен Крымской войны, по специальности военному врачу. Слева металлическая коробка для бинтов, хронометр, стеклянные сосуды для спирта и других медицинских растворов. Рассматривая его, подивилась немалому весу чемоданчика и его составляющих. Представила, как его использовали на поле брани, вспомнила о том, что тогда не было обезболивания. Ужас! И не менее удивительно, что такая вещь дожила до нашего времени в относительной целости и сохранности. Наверно, хозяин этого чемоданчика-сундучка, а также его потомки, были очень  аккуратными людьми.



            Готовясь к написанию поста, на сайте музея прочла, что кроме Льва Толстого, А.И.Герцена и петрашевцев данный зал посвящен Н.И.Пирогову, который внес большой вклад в дело открытия в Одессе Новороссийского университета, преобразовав его из Ришельевского лицея. Возможно, и этот чемоданчик имеет какое-то отношение к памяти Николая Ивановича Пирогова. Однако никаких надписей, подтверждающих это, рядом с ним не было.
             Как и у любого другого человека, у меня есть свои пристрастия среди писателей, литературных и исторических эпох. Сейчас, проанализировав их, вижу, что присутствует некая цикличность. Наиболее интересными кажутся 20-30 годы прошлого и позапрошлого веков. Совсем индефферентно отношусь я к революциям (кроме Великой французской), войнам и народно-освободительной борьбе. Видимо, советская пропаганда немного этим перекормила. Не очень люблю разночинцев, хотя в детстве любила поэзию Некрасова.
            Поэтому часть залов меня не заинтересовала. Но вот в зале, посвященном одесской журналистике начала века, притормозила. Удивилась, что видным одесским журналистом был потомок основателя Одессы А.М.Дерибас и немного прочла о нем.  Узнала, что летописцем одесского характера является Влад Дорошевич.  Очень заинтересовал стенд с описанием детства и юности Корнея Чуковского. Его семья переехала в Одессу, когда писатель был в трехлетнем возрасте. Там прошли школьные годы Николая Корнейчукова и первые пробы пера в журналистике и литературе. Я не знала, что великий детский писатель был исключен из гимназии за то, что вместе с Владимиром Жаботинским (впоследствии сионистом, национальным героем Израиля) выпускал рукописный литературный журнал.
           А хитом зала журналистики для меня стала вот эта печатная машинка начала 20-го века, старенький «Ремингтон». По крайней мере, она мне показалась подлинной.



          К любимым поэтическим пристрастиям у меня относится лирика Серебрянного века. И я очень внимательно осматривала зал, посвященный этой литературной эпохе. На официальном сайте музея об экспозиции этого зала говорится, что зал решен в стиле арт-нуво и рассказывает о приездах в Одессу Константина Бальмонта, Николая Гумилева, Владимира Маяковского и Давида Бурлюка.



Целый угол зала занимают стеллажи и другие предметы, посвященные пребыванию в Одессе  ее уроженки, Анны Ахматовой. Томики стихов, открытые на любимых стихотворениях, рукописи, альбомы, статуэтка из дамского будуара. Анна Андреевна не любила упоминать, что она родилась в Одессе и считала себя петербурженкой. Действительно, она родилась и была крещена в Одессе, однако, когда ей был всего годик, семья переехала из Одессы в Павловск.



Впрочем, потом она бывала в Одессе, приезжала туда с матерью. Вот здесь http://vo.od.ua/rubrics/odessa-gody-i-sudby/11009.php нашла забавный эпизод , связанный с приездом Ахматовой в Одессу.
«…мать Ани -Инна Эразмовна захотела показать дочери дом, где она (Анна) родилась. И когда они подошли к дачному дому на 11-й ст. Б. Фонтана, Аня, не задумавшись, сказала: «Когда-нибудь здесь будет висеть мемориальная доска». В наброске «Будка. Начало» Ахматова писала: «Я не была тщеславна. Это была просто глупая шутка. Мама огорчилась. «Боже, как я плохо тебя воспитала!» - сказала она».
           Именно  в зале, посвященном поэтам Серебрянного века, подстерегал меня третий запомнившийся мне экспонат, самый ошеломляющий. Он висел на стене, противоположной уголку Ахматовой. Это был автограф Игоря Северянина. Любой харьковчанин, даже бывший, поймет мое волнение и изумление. Почему-то из всех рукописей Северянина одесситы выбрали для экспозиции четверостишие, посвященное Харькову. Я попросила разрешения сфотографировать. Но мне сказали, что можно только при условии, если вспышки не будет. А как это сделать, если вспышка автоматически включается, ведь в углах музейных залов темновато? В общем, я сняла. Вы сами видите, что получилось. Но вспышка таки сработала, и я была с позором изгнана из этого зала. Поэтому уже только дома с фотографии разобрала автограф Северянина. Он написал:
 


«О, Харьков, Харьков!
Лучший лучшего,
 Цвет самой тонкой молодежи,
Где я нашел себя заблудшего,
 Свою тринадцатую тоже».
         Такой неожиданный привет харьковчанке, волей судьбы оказавшейся в Одессе, от «короля поэтов». Сколько загадок в одном маленьком четверостишии! Понятно, что Харьков «лучший лучшего» для меня, потому что это родной и дорогой мне город, но что должно было случиться в наших краях с певцом ананасов в шампанском, чтобы он написал о городе так вдохновенно? Почему в Харькове Северянин нашел себя и кто та таинственная «тринадцатая», любовь к которой окрасила для него наш индустриальный и торговый город в романтические тона? К сожалению, я не нашла  ответов на эти вопросы, хотя пыталась искать в интернете и спрашивала в нашем Литературном музее, где можно прочитать о харьковском периоде в жизни поэта. Везде на запросы «Северянин Харьков» только скупо сообщается, что в 1916 году поэт приезжал в Харьков с концертами.
               Однако поиск в интернете помог мне найти стихотворение, отрывок из которого приведен в Одесском литературном музее. Оно называется «Поэза о Харькове» и написано в поезде Павлоград-Харьков в 1915 году. Пусть меня извинят остальные ЖЖ-друзья, но здесь я приведу эти стихи полностью для моих харьковских читателей и прочих земляков.
ПОЭЗА О ХАРЬКОВЕ Я снова в нежном, чутком Харькове,
Где снова мой поэзовечер,
Где снова триумфально-арковы
Двери домовые - навстречу.
О Харьков! Харьков! букворадугой
Твоею вечно сердце живо:
В тебе нежданно и негаданно
Моя мечта осуществима.
О Харьков! Харьков! Лучший лучшего!
Цвет самой тонкой молодежи!-
Где я нашел себя, заблудшего,
Свою тринадцатую тоже.
Такая журчная и сильная,
В лицо задором запуская,
Мной снова изавтомобилена
Смеющаяся мне Сумская.
На восхищающем извозчике
Спускаюсь круто прямо к Поку.
Улыбки дамьи, шляпок рощицы
Скользят на тротуарах сбоку.
А вот и девочка графинина,
Одетая тепло-кенгурно,
Болтает с мисс (здесь это принято?):
“Maman им принята… «недурно»…”
Пусть афишируют гигантские
Меня афиши, - то ль не эра!
- Мартын! Сверни к ручьям шампанского
В гурманоазисах Проспэра.
1915. Декабря 19-го
Харьков - Павлоград
(поезд)
       Хоть я еще не совсем завершила рассказ о музее, но чувствую, что здесь нужно взять, если не тайм-аут, то хотя бы музыкальную паузу, и привести романс на «приморские» стихи Северянина. Итак, «Это было у моря, где лазурная пена…». А море могло быть и в Одессе :).

image Click to view


Ахматова, Одесса, музеи, Игорь Северянин, Харьков

Previous post Next post
Up