«Я фотографирую только то, что не смог нарисовать».
Ман Рэй
Душа художника в теле фотографа
18 ноября 1976 года не стало Ман Рэя, безоговорочного авторитета в области фотографии
ХХ века, художника-авангардиста, превратившего фотографию в вид искусства.
Этот человек доказал миру того времени, что фотография не бездушна. Что портреты могут
быть полны настроения и характера, фото в стиле ню - чувственности, а экспериментальные
снимки - мистики.
Ман Рэй в 1934 году
(Man, Ray; настоящее имя Радницкий Эммануэль; 1890, Филадельфия, - 1976, Париж),
родители - выходцы из России.
Он работал для модных журналов Harper’s Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair, которые
привлекали только самых авангардных художников.
Ман Рэй сделал самую знаменитую фотографию иконы мира моды, Коко Шанель.
В душе Ман всегда был художником, просто рисовал через объектив. Он и фотокамеру-то взял
в руки впервые в жизни в 24 года, и то исключительно для того, чтобы сделать приличные
снимки своих картин и арт-объектов.
Он никогда не воспринимал свои снимки всерьез: сначала фотография была способом заработка,
а затем стала отдушиной, средством переключения внимания с живописи на скульптуру.
Но с тех пор он фотоаппарат больше из рук не выпускал, всерьез занявшись фотоискусством.
Когда родная Америка не могла больше удовлетворять творческих потребностей души художника,
он переехал в Париж, центр мировой арт-вселенной.
В Париже XX века, когда творчество Шагала, Дали, Пикассо, Матисса, Бэкона было верхом
совершенства изобразительного искусства, фотография считалась лишь бездушным отражением
реальности. Но Ману Рэю удалось доказать, что в ней есть место творчеству.
Он познакомился с Дали и Пикассо, Гертрудой Стайн и Андре Бретоном. И чтобы заработать на
жизнь, начал фотографировать своих богемных друзей, ставших великими. Эти снимки и положили
начало его головокружительной карьере.
В конце 1920-х годов он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых фотографов
Парижа. Вскоре сфотографироваться у Мана Рэя стало считаться престижным. Через его снимки
мы видим жизнь той среды величайших художников и экспериментаторов ХХ века, в которой он
находился.
Сальвадор Дали
Фрида Кало
Меррет Оппенгейм
Кики де Монпарнас
Эрнест Хэммингуэй
Эзра Паунд
Андре Бретон
Перенеся своё художественное видение на плёнку, Ман Рэй открыл иную сторону фотоискусства.
Его портреты отличались легкостью, не были излишне приукрашены. Фотографии в стиле ню были
наполнены чувственностью, непосредстенностью моделей в сочетании с парижским шиком.
Соединить эти качества в одном снимке мог только мастер, каковым Рэй являлся.
Ман Рэй обожал эксперименты с техникой. Он не боялся пробовать создать что-то новое,
благодаря чему появились такие приёмы как рэйография и соляризация. При рейографии
изображение из-за проекции предметов на светочувствительную бумагу получалось
деформированным и преломленным, а эффект соляризации получался при повторной печати
негатива - предметы, лица и тела приобретали мистические очертания.
Портрет юной Ли Миллер, которая благодаря нарочно засвеченному кадру выглядит чистым ангелом
Девушка в бутылке. Техника рейографии
Ему удавалось очень точно создать психологический портрет человека. Поэтому на его
фотографиях Вирджиния Вульф, снятая незадолго до своего самоубийства, то ли растеряна,
то ли удивлена, а Катрин Денев - очень женственна и безупречно красива.
Вирджиния Вульф на обложке Time
Катрин Денев
Ман Рэй совершил революцию в мире фотографии, возведя ее в ранг искусства. В то время
как все в один голос твердили, что в фотографиях заложена лишь реальность, ему удалось
доказать, что тут есть место творчеству. И до своего последнего дня он не уставал
повторять:
«Я фотографирую только то, что не смог нарисовать».
Ли Миллер
Кики де Монпарнас. Черное и белое, 1916 год
Офелия на воздушных шарах
Флора Блосси
Гертруда Лоуренс
Реальность против сюрреализма
Пегги Гуггенхайм, 1930 год
Источник: adme.ru