Оригинал взят у
stary_kresowiak в
150 rocznica wybuchu Powstania Styczniowego 150 лет начала восстания 1863-1864 годов
22 января 1863 года в Варшаве Центральный национальный комитет - подпольная организация, готовившая вооруженную борьбу за восстановление независимой Речи Посполитой - вышел из подполья, создал Временное национальное правительство и издал Манифест о начале в Царстве Польском восстания за независимость. Десять дней спустя, 1 февраля, аналогичный манифест был издан в Вильно о восстании на землях бывшего Великого Княжества Литовского. Побежали, покатились, загремели дни, недели, выстрелы, взрывы, атаки, окружения, крики, бегства, в сумме двадцать три месяца до угасших последних вспышек. Сегодня сто пятьдесят лет с того первого дня.
Трёхчастный герб восстания был принят Национальным правительством: Орёл, Погоня и Святой Архангел Михаил - символы Польши, Литвы и Украины. В планах было создание Речи Посполитой Трёх народов.
По месяцу своего начала восстание 1863-1864 годов в польской историографии известно, как Январское восстание, Powstanie Styczniowe. Из трёх национально-освободительных восстаний с 1794 года оно самое продолжительное, самое кровавое и самое мрачное - в немалом количестве виселицы закачали петлями. Вырастало очередное поколение, верило, что будет сильнее и умнее отцов и дедов, и снова всё то же самое, всякий раз всё страшнее.
С падением Январского восстания тысячи и тысячи женщин в собственно Польше, в Белоруссии, в Литве и на Украине, даже не потерявшие близких, на годы надели траур, не носили драгоценностей. В имениях не устраивались балы. Земли от Вислы и Варты до Западной Двины и Днепра покрылись крестами. С Январского восстания в польскую литературу и польский менталитет вошла латинская фраза, виднеющаяся ныне бронзой на граните в том числе на варшавском Повонзковском кладбище на обелиске наиболее трагичному собыию всей польской истории - Варшавскому восстанию 1944 года; звучит он Gloria Victis - Слава поверженным.
Спустя полтора столетия не редким и правомерным является вопрос: почему поляки так чтут свои поражения? Я думаю, что из положительного можно назвать глубокое внутреннее стремление отдать дань памяти погибшим. Чтобы их вполне вероятное в последние секунды "гибнем не зря" хотя бы в том воплощалось, что о них и их безвременно прерванных жизнях помнят те, за чьё будущее они сражались. Память важна тем более, когда она не только в горе, но и в радости. Ведь всё-таки хватило беспокойному народу сил и мудрости, и ныне уже почти сто лет Польша независима. А те повстанцы, те люди, хоть не сумели, не справились, были зачастую прекрасными, достойными самой светлой памяти людьми, и силе их веры и надежды разумно учиться. Особенно это можно сказать о рядовых повстанцах, об их поручиках и капитанах, а также не редко полковниках и генералах. Словами замечательного современного польского поэта Кшиштофа Рознера -
Za ten skromny dar najszczerszy -
Przytul, Polsko, nas do piersi,
Gdy rozkwitnie na mundurze
Jarzębina krwi.
Буквально -
За этот скромный дар самый искренний -
Прижми нас, Польша, к груди,
Когда вспыхнет на мундире
Рябина крови.
Спустя полтора столетия память эту более чем полезно уметь использовать, как урок и почву для выводов в пользу будущего. Выводы и их анализ не уместились бы в одной живожурнальной записи. Но силами старого кресовянина делимся по-русски памятью и знаниями о польских восстаниях девятнадцатого века с читателями в первую очередь в России, с которыми помнить и чтить общую историю полезнее всего.
О восстании 1863-1864 года, его предпосылках, хронологии и персонажах написаны библиотеки книг, широко доступных для интересующихся. В день годовщины я хочу, чтобы мы увидели лишь несколько отблесков тех событий, зато совершенно особыми глазами. Уникальным художественным преломлением Январского восстания являются картины одного из самых известных представителей польской живописи Артура Гротгера (1837-1867). Это пять циклов, написанных в одном стиле, практически чёрно-белых, с характерным верхним краем полотен в форме арки. Ими художник прежде всего и известен. Называются они "Варшава I", "Варшава II", "Полония", "Литуания", "Война". Мне эти картины по-настоящему очень нравятся. В них нахожу онтологическую и эмоциональную квинтесенцию Январского восстания. Третий и четвёртый циклы, Полонию и Литуанию, которые значат Польша и Литва, я хочу по случаю головщины восстания показать полностью.
Гротгеровский экскурс - с посвящением моим живожурнальным друзьям
http://ictoruljevich08.livejournal.com/ и
http://yassena.livejournal.com/, всегда столь интересно и вдохновенно расcказывающим о живописи. Наконец и я могу что-то привнести.
Самый известный портрет Артура Гротгера - его автопортрет, написанный за несколько месяцев до конца короткой тридцатилетней жизни.
А далее - порыв январской метели в тумане, звон колокола, смерч, закрутились вспять стрелки стенных часов, утреляемляемся обратно в историю на сто пятьдесят лет. 1863 год, 1864-й. Восстание в Польше и старой великой Литве.
+ + +
П О Л О Н И Я
I. Титульная страница
Так эта первая картина называется. Аллегория Польши, сидящей закованной на классических развалинах, которую стараются освободить юноши. На основании левой колонны римскими цифрами год MDCCCLCIII - 1863. Внизу автограф: рисовал Артур Гротгер.
II. Ночной арест
Непосредственно началу восстания предшествовала волна арестов.
III. Ковка кос
Самая известная из всех повстанческих картин Артура Гротгера. Символ восстания 1863-1864 годов. Косы перековывали, чтобы они были продолжением древка, и с ними шли в акаку наперевес, а атакующей кавалерии подрезали понизу ноги лошадей. Так возникли уникальные для польских восстаний косынéры прославившиеся ещё в восстании Тадеуша Костюшко.
IV. Битва
V. Укрытие
Несмотря на укрытие, старый еврей показывает, что с той стороны опасность.
VI. Защита имения
VII. Враг побывал
VIII. Горестные известия
IХ. На месте сражения
+ + +
Л И Т У А Н И Я
I. ПущаДействительно: истинно литовская пуща. Прозрачная тень смерти проплывёт иногда в дебрях. У древнего ствола на берегу лесного ручья рысь сидит.
II. Знак
В маленьком окне литовской избушки - еле заметная в свете свечи постучавшая в поздний час рука. Пора.
III. Присяга
IV. Бой
В цикле "Литуания" - самая известная картина. Идут в бой братья литвины.
V. Дух
Это самый для меня сильный и потрясающий образ из всех пяти циклов Артура Гротгера о восстании 1863-1864 годов. У меня есть отдельная репродукция этой картины, и она обязательно появится на моей странице в течение двадцати трёх месяцев 150-летия. Тогда расскажу больше. Пока что рекомендую просто внимательно присмотреться ко всем четырём персонажам. Во имя Отца и Сына...
VI. Видéние
Последствия восстания на литовско-белорусских землях были во многих смыслах ещё более суровыми, чем в Короне (в Польше). Здесь видим, как на каторгу попала девушка литвинка. В рудинике является ей Матерь Божия с Младенцем.
Актуально и сегодня - словами польского поэта, вильнянина Владислава Анчица (1823-1887), родившимися после того восстания, звучащими доныне над Вильно:
...Suną cienie żołnierzy,
Cichych leśnych rycerzy
I znikają niechybnie w puszcz toni...
Ostrobramska Dziewico,
Pobłogosław prawicą,
Pobłogosław nieszczęsnej Pogoni.
Буквально -
...Движутся тени солдат,
Тихих лесных рыцарей,
И исчезают неотвратимо в пущи глубинах...
Остробрамская Дева,
Благослави десницей,
Благослави несчастную Погоню.
Погоня - древний геральдический символ Великого Княжества Литовского, белый всадник на красном фоне.
+ + +
Рукою великого русского поэта двадцатого столетия -
Мы связаны, поляки, давно одной судьбою,
В прощании и прощении, и в смехе, и в слезах.
Когда трубач над Краковом возносится с трубою,
Хватаюсь я за саблю с надеждою в глазах.
А в другом стихотворении:
Забытый Богом и людьми спит офицер в конфедератке,
За ним шумят леса чужие, чужая плещется река.
Пройдут недолгие века - напишут школьники в тетрадках
Всё то, что нам не позволяет писать дрожащая рука.
Это Булат Окуджава.
Столетием ранее величайший русский автор с мировым именем граф Лев Толстой отмечал в письме:
- Мне так долго внушали ненависть и презрение к полякам, что я им должен ничто иное, как безграничную любовь и нежность.
Уже цитированный замечательный варшавский поэт Кшиштоф Рознер, наш современник:
Dajmy spokój sentymentalnym brzózkom,
pulchnym babom matrioszkom, cerkiewkom
i białym niedźwiedziom!
Znajdźmy inne, prawdziwe serce nowej Rosji.
Moskwo!.. Błażenny cudzie.
Udziel nam spowiedzi.
То есть -
Хватит сентиментальных берёзок,
толстых баб матрёшек, церковок
и белых медведей!
Найдём другое, подлинное сердце новой России.
Москва!.. Блаженное чудо.
Прими нашу исповедь.
Его же -
Пусть понесёт нас парус ночи
В беседах долгих до рассвета
По Висле, по Москве реке.
*
Одна из немногих фотографий художника Артура Гротгера, здесь он в период восстания 1863-1864 годов:
Wieczny odpoczynek racz im dać, Panie, niech pokój wiekuisty będzie z nimi.
Cześć Ich Pamięci.
Вечный покой дай им, Господи, пусть мир пристно пребудет с ними.
Честь Их Памяти.
И православным крестом -
Покой душам усопших рабов Твоих.
Вечная память.