Продолжение, предыдущие части:
1), 2), 3), 4), 5), 6). Парис Бордоне (1500 - 1570) - итальянский художник венецианской школы, представитель маньеризма. Большинство фактов из жизни Бордоне известны по «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари.
Непродолжительное время обучался в мастерской Тициана. Довольно рано стал получать многочисленные заказы и быстро приобрел известность. В 1538 году по приглашению Франциска I прибыл в Фонтенбло. В 1540 году по приглашению Фуггеров прибыл в Аугсбург, где участвовал в росписи их дворца (росписи не сохранились). Затем вернулся в Венецию. Жил и работал в разных итальянских городах (Тревизо, Виченца, Крема, Генуя, Турин). В 1559 году снова посетил Францию. Умер в Венеции в 1570 году.
Разумеется, нас в первую очередь интересует, что именно делал Бордоне в Фонтенбло. Мнения на этот счет различаются: от «по сути, побывал проездом, как и Андреа дель Сарто» (первая попавшаяся под руку книга с таким комментарием - Thomas Okey - Story of Paris// London, 1906) до «писал портреты короля и придворных, и покинул Фонтенбло, обласканный почестями» (статья в Википедии). Из такого разброса интерпретаций я делаю вывод, что реальной информации о нахождении Бордоне в Фонтенбло - чистый ноль. Достоверным фактом является лишь то, что никаких материальных следов - картин, рисунков и т.п. - пребывание Бордоне в Фонтенбло не оставило.
Тем не менее, посмотрим на пару полотен этого художника.
И тут нас поджидают сюрпризы.
Парис Бордоне. Купание Вирсавии, ок. 1549.
Во-первых, общая композиция картины (уходящая вдаль улица, ряды помпезных архитектурных сооружений) напоминает рассмотренную нами
в предыдущем посте картину «Резня по указу Триумвиров», а также (в меньшей степени) «Казнь Томаса Мора». Во-вторых, мы видим сразу две «визитных карточки» Антуана Карона - ротонду и обелиск. Отметим еще колонны со спиральным барельефом - их мы видим и у Бордоне, и на «Резне по указу Триумвиров». В-третьих, улица вымощена квадратным камнем в шахматную клетку - в точности, как площадь на полотне Карона «Август и Тибуртинская Сивилла». Конечно, геометрические узоры на основе квадратов можно найти и у других венецианцев (Тициан, Тинторетто), а также, например, у Джулио Романо, но до такой степени точное совпадение - и чтобы именно шахматная клетка (а не что-то более сложное), и чтобы именно площадь (а не, допустим, пол собора) - я увидел именно у Бордоне.
Парис Бордоне. Битвы гладиаторов, ок. 1560.
Композиционное сходство этого произведения с «Резней по указу Триумвиров» еще более разительно. Эти две картины настолько похожи, что Роберт Розенблюм в 1953 году объявил автором «Битвы гладиаторов»… Антуана Карона! (См. Robert Rosenblum, “The Paintings of Antoine Caron”, Marsyas, 6 (1950-53), pp. 1 - 7).
Да, это была заявка на то, чтобы повысить общеевропейский ранг Карона сразу на несколько ступенек. Картина «Битвы гладиаторов» известна очень давно: еще в 1830 году James Northcote в своем двухтомнике «Жизнь Тициана» обсуждал, ее ли имел ввиду Вазари, упоминая о картине, созданной Бордоне во время пребывания в Аугсбурге. Включить огромное (218 х 329 см), роскошное, технически изощренное полотно с серьезной историей в перечень работ Антуана Карона было бы настоящей революцией!
Однако, это было явно чересчур, к тому же сие наглое заявление было сделано американцем. Венский Музей истории искусств (где находилась и до сих пор находится «Битва гладиаторов») отмел эту идею на корню. А вскоре подоспело мимоходом брошенное замечание профессора Энтони Бланта (которое мы уже неоднократно вспоминали), поставившее, по сути, крест на дальнейшем развитии проекта «Антуан Карон». И поскольку «Резню по указу Триумвиров» эксперты перестали считать полотном Карона, то основная база для атрибуции, объявленной Розенблюмом, улетучилась.
Объективности ради стоит отметить, что, вообще-то, датировки и авторство картин, приписываемых ныне Парису Бордоне - вещь вовсе не очевидная. Долгое время некоторые из произведений Бордоне относили к авторству Тициана (например, «Крещение Христа» из Капитолийской галереи). «Битву гладиаторов», в частности, считали полотном авторства Джулио Романо. Но, в итоге все искусствоведческие изыскания на эту тему, в основном, закончились - ко всеобщему удовлетворению - и консенсус экспертов был достигнут. Антуану Карону не было места на этом празднике корпоративной солидарности.
В итоге Карона и Бордоне разнесли по разным полочкам и искать параллели в творчестве этих живописцев стало как-то неуместно. К тому же, искусствоведам пришлось бы изрядно поломать голову, чтобы хоть как-то объяснить механизм возникновения таких параллелей: влияние Бордоне на других художников школы Фонтенбло не прослеживается; согласно скудным биографическим данным, Бордоне покинул Фонтенбло в 1539 году, а Карон появился там лишь в 1540-м - каким бы то ни было параллелям просто неоткуда было взяться. Наконец, «Резня по указу Триумвиров» теперь уже не Карон, и «Казнь Томаса Мора» - тоже, не факт, что Карон, то есть явные ассоциации между Бордоне и Кароном были обрублены.
Сравним, все-таки, еще две картины: «Апофеоз Семелы» (Энтони Блант и тут усомнился в авторстве Карона!) и «Спящую Венеру и Купидона» Бордоне:
Антуан Карон (?), Апофеоз Семелы, и Парис Бордоне, Спящая Венера и Купидон
Можно, конечно, сказать, что просто одна рыжеволосая обнаженная лежащая женщина похожа на другую рыжеволосую обнаженную лежащую женщину. Но, просмотрев десятки изображений Венер, Диан и прочая, и прочая, созданных в середине и второй половине XVI века, я могу заявить: обнаженную лежащую женщину можно изобразить в невероятном количестве разных поз и ракурсов! Здесь же сходство явное, включая такие нюансы, как поворот головы и изгиб шеи…
Можно ли сделать какие-либо выводы из бросающейся в глаза схожести некоторых полотен Париса Бордоне с полотнами, автором которых еще несколько десятилетий назад считался Антуан Карон?
Мы обязательно вернемся к этому вопросу.
Окончание следует