Вдогонку к
предыдущему посту про Петру.
Я, когда писал про «барочные храмы» в Петре, испытывал некоторый трепет: все-таки я не специалист в архитектуре (то есть - совсем не специалист). С радостью констатирую, что мое мнение, как оказалось, вполне совпадает с мнением профессионалов: (
они считают )
Загвоздка, по-моему, в том, что совершенно неясным остается мотив подобного "заговора искусствоведов".
Я, собсвтвенно, так увлекся приведенными Вами соображениями, потому что известен ряд ярких артефактов, которые, наоборот, свидетельствуют о том, что некоторые архитектурные шедевры явно старше, чем считает современная историческая наука. Один пример уже обсуждался - это Святая София.
Состарить же пытаются обычно нечто "средневековое", типа готических соборов.
Reply
Относительно Эфеса и Милета и лишь могу допустить, что при восстановлении из-за нехватки материалов (хотя пишут, что в фасаде библиотеки Цельса около 80% фрагментов - аутентичные, откопанные) результат вышел несколько более барочным, чем следовало бы...
Относительно Петры я считаю, что это сознательно сваянная декорация: уж больно там все театрально, рассчитано на внешний эффект. Ну, про Петру я считаю, что уже достаточно высказался.
Насчет Софии не понял.
Reply
У Галковского был пост про Византию. Где он отмечает, что приписывание османскому архитектору Синану авторства уникальных храмов очень сомнительно. Выдвигается разумный тезис о том, что высота и диаметр купола храмов являются важными сакральными/идеологическими маркерами.
С этой точки зрения можно прийти к выводу, что София не могла быть построена после римского Пантеона. На большую древность намекают и такие мелочи, как "своеобычные" неклассические архитектурные формы капителей колонн... Да и сама логика развития истории мира античности говорит о том, что Византию - забыли...
Reply
Между Константинополем и Италией случилось принципиальное культурное размежевание (не новость, вообще-то). Константинопольские мечети стали строить по технологиям Софии, а не по итальянским технологиям. А эти мечети уж заведомо позднее Пантеона.
Не знаю, не готов сказать что-то определенное.
Reply
Reply
А какая разница - османы, не османы? Ну, власть поменялась - а люди-то остались. Великие визири при султанах - все сплошь венецианцы. Смена власти в Константинополе не означала драматическую и немедленную смену всей культурной парадигмы. Я ж говорю - Турцию накрывало исламом постепенно.
А мечети построены после Софии - это видно глазами.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ведь, что же получается: французы в 18 веке с большим трудом построили свой Пантеон с куполом 23 метра, американцы в 19 веке - Капитолий с куполом 29 метров (со второй попытки). А османы в 17 веке: Голубую мечеть с куполом 23.5 метра.
И главное, повторюсь, строить Голубую мечеть после превосходящих ее по размерам Сулеймание и Софии - очень странно.
Reply
Reply
Пантеон уместно сравнивать с Минервой Медикой или "Храмом Венеры" в Байях...
http://tito0107.livejournal.com/244372.html
... а купол Св. Софии - с куполом Св. Ирины.
Если уж измышлять гипотезы, я бы сказал, что все три возведены примерно в одно время, причем купол флорентийского Дуомо на мой взгляд, наиболее "прогрессивный".
Reply
Leave a comment