Вот
к этому (даю вторичную ссылку, первичные тексты найти в том же блоге несложно).
На самом деле всё, как мне представляется, ещё проще. Как совместить свободу воли человека с абсолютной благостью Рая? В Раю, в идеально благом высшем мире нет места злу, нет места ничьим страданиям. Как же там могут обитать люди, способные (своей свободой воли)
(
Read more... )
Comments 88
Reply
Даже в самой идеальной среде самые неуязвимые существа, которые общаются друг с другом, способны причинять друг другу страдания. Особенно если обладают свободой воли и умом, интеллектом. Причинять страдания хотя бы в форме душевной боли.
Собственно, запись об этом. О том, как это может быть исключено.
Reply
А если нет ни того, ни другого - то и причинить душевную боль будет очень сложно. К примеру, представь, что какой-нибудь аноним в интернете захотел причинить вам душевную боль комментарием к этой записи. При том, что у него нет возможности причинить вам обьективный вред. Думаете, у него получится? Или вашей реакцией будет - пожать плечами и подумать: "бывают же на свете дураки"?
Reply
Reply
Reply
Мда... По мне, так это выглядит как откровенное признание, что система аксиом христианства взаимно противоречива, и устранить это противоречие невозможно.
А если у вас и в самом деле есть работоспособный вариант теодицеи, для начала испытайте его на простом частном случае - синтеза витамина С в организме человека. Известно, из-за дефекта в каком гене он не работает. Известно, что из-за него сотни тысяч человек умерли мучительной смертью. Причем ни малейшей возможности повлиять на ситуацию у них не было - так что дежурные отмазки про свободную волю точно не работают. Так что мне очень хочется посмотреть, как вы будете обосновывать, что именно в этом и проявилась всеблагость бога.
Reply
Или же соглашаться с тем, что Христианство, при всей его несомненной привлекательности с первого взгляда, всё же содержит не всю Истину, и/или же искажённую.
Или же и то, и другое. К чему и склоняюсь лично я. Например, Христианство не признаёт реинкарнации и наличия бессмертной души у животных, даже у высших (кошки, обезьяны, собаки, вороны...). Согласиться с этим я не могу.
Reply
А насчет реинкарнации тоже есть очень непростой вопрос - если даже некоторые (но далеко не все) элементы личности переходят в новую жизнь, откуда следует, что это - та же личность? Некоторые из атомов, бывших в теле Юлия Цезаря, сейчас находятся в моем теле - но это не делает меня Юлием Цезарем.
Reply
Reply
"Верую ибо абсурдно" - остается только не видеть противоречий, а просто верить.
Reply
Reply
Например, вводится понятие свободы воли человека как промежуточное звено между Богом и злом, творимым людьми, чтобы "отмазать" Бога. Очень хилая маскировка, шитая белыми нитками, и тут никак не обойтись без веры, только вера достаточно ослепляет, чтобы в двух звеньях зло видеть, а в трех - уже нет.
Reply
Теодицеи - это не «оправдания Бога», это «что со всей этой реальностью делать, как, почему и для чего».
Ответ зависит от понимания исходных условий. Только и всего.
Если в исходных условиях подразумевается Благо (как бы ни понимать этот термин) - следует разобраться со ВТОРИЧНОЙ природой зла и страданий: А ЭТО ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ?!.. И как ОТ ЭТОГО МУСОРА ИЗБАВИТЬСЯ?!..
Если зло и страдания подразумеваются «по умолчанию», как нечто естественное и неизбежное - вопрос вообще не стоит (глобально, вообще).
Reply
Но опять же, проблемы теодиции это не разрешает. Почему Бог с самого начала нас не создал такими роботами?
Reply
Не свободные осознающие себя люди.
Reply
Более того, раз всеблагий Бог не может делать зла, то отсутствие свободы делать зло злом не является.
Reply
Нет. Если Вы можете говорить - например, кого-то обругать - это не значит, что Вы уже кого-то обругали. Знаете анекдот про самогонный аппарат и изнасилование?
Более того, раз всеблагий Бог не может делать зла, то отсутствие свободы делать зло злом не является.
Почему это не может? Может. Просто не делает. В этом и заключается всеблагость.
Reply
Leave a comment