К
предыдущей записи.
Аналогия старая: можно представить душу как игрока, увлёкшегося компьютерной игрой от первого лица, а его героя, персонажа, аватара - как личность. Вася Пупкин управляет крутым спецназовцем: выполняет миссии, а по пути приобретает скиллы. Вася так увлёкся, что уже и вправду считает себя оным супербойцом. При этом в процессе игры обучается как персонаж (получает бонусы, новые опции и т.д.) - так и сам Вася, который начинает понимать игру всё лучше и лучше. И джойстиком тоже владеет всё более умело. Однако (что, в общем, для компьютерной игры очевидно...) обучение персонажа и обучение игрока происходят, всё-таки, существенно по-разному и «про разное».
Что происходит после того, как игрока убивают?.. Вася Пупкин в расстройстве - он неохотно отрывается от экрана. Все наработки ПЕРСОНАЖА пропали. Теперь если играть заново - придётся всё начинать с нуля. В том смысле, что персонаж сначала будет, как и в первый раз, «без ничего». Но зато миссия может быть совершенно иной (чтобы скучно не было, ага). Да и всё-таки САМ ВАСЯ в прошлой миссии ПЕРСОНАЖА чему-то научился. Хотя бы лучше обращаться с джойстиком. Не говоря уже о понимании игры (того, где что искать, где как и что ОБЫЧНО происходит, ну и т.д.). Это и есть «память прошлых жизней». (У меня лично была именно такая: не КАРТИНЫ, ОБРАЗЫ и т.д. - а НАВЫКИ, УМЕНИЯ; подобное в книжках не вычитаешь и в фильмах не высмотришь. Как-нибудь напишу про это отдельную запись.)
Когда персонаж Васи Пупкина погибает - есть ли у него загробная жизнь? У персонажа - очевидно, нет. А что происходит при этом с самим Васей? Ну, чтобы ни происходило - Вася с гибелью персонажа не погиб. Хотя, скорее всего, смерть персонажа - это для него неприятное событие. А если Вася очень заигрался - то «возвращение в реальный мир» может вообще воспринять крайне негативно.
Помнит ли Вася то, «как был погибшим персонажем»? Скорее всего, да - но вряд ли долго. Скорее всего, до начала новой игры. А с её стартом ему становится не до воспоминаний о прошлой миссии. Тем более он вряд ли возвращается в своих воспоминаниях к ещё более старым миссиям.
Какой же вывод можно сделать из этой аналогии? Очень простой: чтобы не умирать с «окончанием миссии», не печалиться подобно «заигравшемуся Васе» нужно осознавать, ЗАРАНЕЕ ОСОЗНАТЬ себя игроком, а не персонажем. При этом персонаж может быть ценен - однако это всего лишь персонаж и он временный. Надо понимать его разницу с собой. У него могут быть (и есть) инстинкты и рефлексы, наработанные навыки, разного рода собственность и т.д. Но всё это - виртуальное. Не настоящее. Это игра. «Этот мир - иллюзия» © (кажется, Будда).
Однако сказать много проще, чем сделать. Как персонажу «расперсонажиться» и осознать себя игроком? Над этим стоит подумать...
Возможно, это одна из важнейших вещей, над которыми стоить думать. Если вообще не самая важная.