Второй день Чтений: Вырица.

Apr 30, 2007 17:46

Сим я заканчиваю свой репортаж с места событий - Десятых Ефремовских Чтений, посвященных 100-летию со дня рождения Ивана Антоновича.

Второй день Чтений проходил в Вырице, но не в старой доброй сельской библиотеке, а в актовом зале местной школы - что делать, всех участников Юбилейных Чтений разместить в помещении библиотеки было просто нереально.

Ну, я, как всегда, собиралась долго, да ещё и не позаботилась заранее о том, чтобы узнать расписание электричек, и в итоге на регистрационный пункт Чтений подошла, когда уже все началось. Правда, как выяснилось, самые интересные доклады, ставшие гвоздем программы, и выступления своих знакомых я не пропустила. В актовый зал школы я вошла как раз в ту самую минуту, когда на сцену поднялся Андрей Константинов, его тема - "Хронология в романе "Час Быка"". Кто читал, тот помнит, что звездолетчики будущего подчас пользовались достаточно странными терминами, когда говорили о прошлом земли: например, распространение мистицизма на Земле датируется "синим циклом семнадцатого круга", а события Часа Быка, согласно этому цветастому календарю, происходят в "год синей лошади 51-го круга": "Историки для тех времен пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря Бан Тоголо в Каракоруме. Уединившиеся там летописцы беспристрастно регистрировали мировые события ЭРМ, пользуясь двухполосной системой сопоставления противоречивых радиосообщений. Удаленность буддийского монастыря - причина, почему там сохранились летописи, - в те времена множество исторических документов в других странах погибло. В Бан Тоголо уцелела самая полная хронология, и мы пользуемся ее календарем", - объясняет Фай Родис, - "каждый круг соответствует средней продолжительности человеческой жизни и потому воспринимается не только разумом, но и чувствами".

Андрей Константинов, он же a_konstant, нашел соответствующие таблицы, проанализировал цветовую схему, и восстановил хронологию, задуманную Ефремовым. Результаты оказались следующими:

Итак, если круг = 60 лет, а цикл = 12 лет, то получается:

XVIII-XIX вв. - Эра Смешения Формаций

1867-1926 гг. - начало Эры Разобщенного Мира (по предположению автора доклада, фактически это I-я Мировая Война)

1987-1998 гг. - распространение увлечения мистицизмом (и мы таки это видели, в перестроечной России просто-таки оккультную трубу прорвало :-)

2005-2010 гг. - "Битва Мары" ("Великое сражение Запада и Востока"); Андрей интерпретировал эту войну как сражение с мировым терроризмом, которое, к счастью, в классическую войну все-таки не превратилось и по факту началось несколько раньше - в 2001 году.

2035-2046 гг. - окончание Эры Разобщенного Мира (у некоторых из нас есть шанс дожить и увидеть:-))и начало Эры Мирового Воссоединения.

4030 г. - время действия романа Час Быка (а вот с этим - увы, в продолжение предыдущего комментария...)

Эра Мирового Воссоединения длится до 2300 г.;
Эра Общего Труда - до 2800 г.
Эра Великого Кольца - 2800-3700 гг.
Эра Встретившихся Рук - 3700-4600 гг. (а что потом? - тайна :-); кстати, я не уловила, на чем основано предположение о том, когда закончится ЭВР...)

Доклад Андрея был кратким и ярким, и для нас, поклонников творчества И.А. Ефремова, очень интересным и актуальным.



А вот на смену ему пришел аффтар, который явно не туда попал - ему было бы лучше с мадам Безант Изотовой скооперироваться, и проиллюстрировать ее пятничную выставку своими субботними идеями:

В.А. Макаров "Интергация сознания в рамках школьного образования" (мамма мия, они с этим ещё и в школу пойдут :-((()

В общем, этот докладчик предложил создать новую синтетическую форму познания мира, соединив науку с мифологией. Нужно проинтегрировать Восток и Запад, - пояснил он, но тут мы упираемся в полярный подход к "эго"; нужна йога с христианской основой, - продолжил Макаров свою мысль, и завершил ее тем, что такая йога есть - это Живая Этика... Я не буду касаться ЖЭ, тема болезненная и неоднозначно воспринимаемая в наших кругах, скажу только, что малоздравомыслящим мне этот докладчик показался совсем по другим причинам. Он начал показывать аудитории мандалы Юнга и мандалы школьников Академии Щетинина; на одной из мандал был изобрАжен некий орел, и вот в этом изображении докладчик увидел "миссию России"... По мне так этот орел просто-напросто напомнил ему наш контемпоральный российский герб.

Я слушала докладчика, с трудом продираясь через мифологическую мысль, которой он растекался по древу; на минуту я отвлеклась, и когда посмотрела на экран проектора, увидела на нем изображение обычной аудитории, но над головами людей какие-то световые пятна, а докладчик в эту минуту пояснял, что нечто подобное мы вполне можем увидеть над собой. Помню как Силантий, сидевший впереди, при этом картинно задрал голову: мол че там, сверху, не засветилось ли чего? :-)

Закончил свое выступление В.А. Макаров рассказом о воздействии слов и мыслей на процесс проращивания риса и на воду. Какие-то дети, по его словам, какими-то словами (добрыми, кажется) превращали обыкновенную водопроводную воду в ключевую. На этом докладчик закончил, за что, по-моему, все были ему благодарны, и на сцену вышел Олег Двуреченский.

После такого мифологичного выступления доклад Олега "Крито-индийская культура Ивана Ефремова по современным данным археологии" воспринимался как глоток свежего воздуха, или нормальной воды (на которую ничего не нешептывали :-)) Но пересказать его вкратце невозможно, поскольку он весь завязан на слайды с раскопок, которые показывал Олег. Что поразило - так это гибель одной из древних цивилизаций от экологического кризиса, возникшего в результате давления на природу (уже тогда!), и врезультате - кризис социальный...

Потом был перерыв на обед. Обед был что надо, но я ностальгически вспоминала ненавязчивые фуршеты прошлых лет в гостиной Вырицкой библиотеки - все-таки насколько там было уютнее и как-то спокойнее!

После обеда первым выступал Олег Чугунов (он же trac_tor1) c докладом "Остров Матерей Ява", у которого был и подзаголовок: "Символика островов в Туманности Андромеды"

Мне понравилось, как выступал Олег, понравилась тема, но я не уловила заключительного вывода, и хотела бы пост-фатум прочесть текст доклада отдельно. Что запомнилось из выступления Олега на Чтениях:

Стругацкие характеризовали процесс воспроизведения поколений в наши дни как "угрюмое самовоспроизведение", в результате которого все новые и новые поколения людей вырастают безрадостными. Люди Ефремова совсем другие, и вместе с тем никакого вмешательства в геном Ефремов не предполагал, и способ, который он считает необходимым для того, чтобы разорвать конвейр "угрюмого" воспроизведения - это воспитание . В его мире есть общественное воспитание с ранних лет, но есть и "остров матерей" - Ява - где живут матери, которые хотят растить детей до более конвенционального, с точки зрения нашей цивилизации, возраста.

Упомянул Олег и "Остров Забвения", причем, к своему, хм, стыду, я в первый раз в жизни услышала, что под этот Остров Ефремов отводил Цейлон. Я-то всю жизнь думала, что это Мадагаскар! :-) Я просто не обратила внимание на Адамов Мост - наверное, происхождение Мвена Маса ввело меня в заблуждение :-)

Ещё одна запомнившаяся важная мысль - Ефремов считал коммунизм единственной общественной системой, где слабым предоставляются те же права и возможности, что и сильным. Они наравне. Во всех других системах слабых либо отодвигают, либо им позволяют им жить на милостыню, но равного отношения к ним, как ко всем остальным людям, - нет.

И последний тезис доклада: превращение каждого ребенка в настоящего человека - вот массовый путь в будущее по Ефремову.

Следующий доклад был по факту не совсем докладом, как и отметил его автор Николай Смирнов. Это была подборка интересных черточек и штрихов к портрету Ивана Антоновича на материале бесед с его женой, Таисией Иосифовной, которой в декабре исполнилось 80 лет! Подборка так и называлась - "Беседуя с Таисией Иосифовной"

Запомнились: краткие афористичные советы Ефремова своим ученикам - "не иди в литинститут, там готовят только критиков, а писателем нужно становиться самому"; "свадьба - мероприятие интимное, а не повод собратьть толпу и напиться" (за абсолютную точность цитирования не ручаюсь, за что прошу прощения, но суть передаю на 100%); жесткие оценки, которые Иван Антонович не стеснялся давать плохим стихам своих знакомых: "о высоких чувствах нельзя писать ерничая".

Факты: Иван Антонович был знаком с Ю.Н. Рерихом, но это знакомство прервалось внезапной и нежиданной смертью Рериха. А вот наметившаяся переписка с главой нью-йоркского музея Рерихов прервалась смертью Ефремова... Ефремов негативно относился к Гурджиеву, но считал поп-культуру опаснее "мифов, не имеющих силу". Политическое: Ефремов считал, что при Сталине у нас произошла контрреволюция.

Интересное замечание :-) - сам Ефремов был очень остроумным человеком, хотя герои его книг юмор переросли.

Кстати о героях: именно благодаря Таисии Иосифовне Низа Крит выжила; а вот в случае с Тиллоттамой - уговорить не удалось.

В общем, интересного было расказано много, выступление понравилось, и зал апплодировал искренне.

Я, конечно, должна признать, что следующий докладчик - поэт, как было заявлено в программке, конкретно - Ю.В. Антонов, автор "поэмы" "Иван Ефремов", - высокий старик с перехваченными ремешком седыми волосами, - тоже сорвал бурю апплодисментов и крики "браво", но, боюсь, несколько издевательского свойства. После нескольких строф, в которых аффтар сыпал именами великих, примерно как Кинчев в "Меломане" названиями рок-групп, (... "И Гёте обучит вас тайнам искусства, Чтоб сердцу (какому-то) не было грустно", и т.д. и т.п.), я решила, что самое время удалиться минут на десять с целями довольно прозаическими... Заодно и поэма к тому времени закончится. Однако я просчиталась. Когда я вернулась, поэт продолжал вещать. Можно сказать, он только входил в раж и приступал к собственно ефремовской теме: когда я села на свое место, певец прекрасной Музы только-только "в начале молитвы прочел Лезвие Бритвы". Я очень старалась хихикать не очень громко, но, боюсь, получалось не всегда; ну и у вас бы тоже не получилось, если бы в бессмертном поэтическом повествовании о Тормансе вы услышали: "где мало ума и фантазии, там любят прибегать к эвтаназии". Под конец я уже сожалела, что не захватила с собой диктофон: что поделаешь, такая натура - только палец покажи... :-) Подробно описав в том же духе прекрасную Землю будущего, поэт наконец-таки закруглился, провозгласив: "И ангел, который мне это пророчил, Был ликом похож на Ефремова очень", и получил свои бурные апплодисменты. Закруглиться-то он закруглился, но вот мое свободное время подошло к концу: да, опять работа, и на этот раз я знала, на какую электричку мне нужно успеть. Вместе со мной уехали igorzhukov и dmitry77.

На третий день в Вырице я не поехала - были запланированы другие дела и другие встречи, да и после первых двух раундов стало ясно, что большой потерей пропуск третьего не окажется. На этом я _почти_ заканчиваю тему 10-х Ефремовских чтений... Почти - потому что не хочется заканчивать графоманскими стихами и сарказмом (последует небольшое продолжение).

Ефремов

Previous post Next post
Up