До сих пор умудрялась не прочитать, но благодаря Чебочке стала счастливой обладательницей сего произведения. Как выяснилось позже, данный фолиант пылился на поле отчего дома всю мою сознательную жизнь, но руки до него так и не дошли.
Рома дал книге очень хорошую рецензию: "При прочтении каждого абзаца возникает мыслей больше, чем при прочтении целиком иных книг". Ну как тут было не соблазниться?
Вообще, у Ефремова надо читать "Таис Афинскую". Всем. Вот уж вещь так вещь! "Лезвие" куда менее захватывающее, и многие идеи там повторены.
Сам Ефремов - певец красоты, телесной и сугубо женской. Его патриархальная идея "Женщина должна быть красивой, а мужчина - умным" не прячется за какими-то ширмами и рубится всю книгу напролет с деликатностью топора. Женский идеал его весьма конкретен, и описывается с препараторской подробностью.
Одно дело, когда в "Таис" Ефремов заклеймил мнимую красоту статуи Венеры Милосской - тут у нас мнения совпали, квадратные ягодицы и толстая талия Венеры никак не коррелируют с моим чувством прекрасного. Но в "Лезвии" он упорно выводит на сцену героинь с шаблонными фигурами, утверждая, что это и есть единственно возможный, веками проверенный и самой природой взрощенный идеал, отвергая при этом все остальные варианты, например средневековый, и, ничуть не стесняясь, однозначно клеймя все остальные идеалы красоты как ошибочные. Наконец комплексы начинают подталкивать к истерике, что у меня нет "неправдоподобно тонкой талии" и прочих красот ;)
Но за 2 вещи я бы автора расцеловала ;)
Первая - что он ушел от противопоставления красоты физической и духовной. У меня после школьных уроков литературы осталось ощущение "или-или": все эти обсуждения, что лучше: внешняя красота или внутренняя, с подтекстом, что конечно внутренняя :) А ведь одно не исключает другого. Автор за гармонию, и в этом я его полностью поддерживаю.
И вторая - упоминание произведений культуры и искусства. Книга наполнена названиями музыкальных произведений, картин, скульптур и фамилиями создателей прекрасного. Мне например книга освежила интерес к картинам Зинаиды Серебряковой и скульптурам Коненкова.
Кстати, один из идеалов товарища Ефремова работы того самого Коненкова, полюбуйтесь:
Девушка на первом плане, посмотреть можно в Третьяковке :) Бесспорно, очень женственная.
Книга рождает в голове бесконечную дискуссию о красоте.
Еще мне понравилась мысль, которую я здесь не цитирую, но пишу по памяти: "Те, у кого нет в душе ничего светлого, увидят в произведениях искусства лишь то, чем полны их души: пошлость, грязь, низость и надменность. И лишь для тех, у кого внутри есть что-то светлое, станет ясен смысл, и они получат тот необходимый заряд для движения вперед, вверх, к тому лучшему, на что способен человек".
Еще на первой трети книги я определила для себя, что истинная красота возвышает и вдохновляет. Если красота такая, что ее можно лишь потреблять - она не истинная, не того сорта. Прекрасное в мире дает широту мысли, настраивает на подвиги и делает человека лучше, и только так. Никакая погоня за смыслом абстрактности не заменит этого главного качества настоящего искусства.
ps. Всё, слезла с кафедры, высокопарная речь окончена.
pps. Довольно примитивным языком написанная, но забавная статья о женской красоте в разные века:
http://vse-krugom.ru/ideal-zhenskoj-krasoty-v-raznye-epoxi/ И ролик о том же - в каждое время свои идеалы красоты
Click to view
А вы как думаете, существует какой-то правильный идеал красоты один на все века, или все-таки нет? Ну, например, есть мода, и есть настоящие вкусы людей, и манекенщиц швабрами называет не менее 80% моих знакомых :) Хотя сегодня идеал внешности не на подиуме а в кино и на эстраде, это тоже надо понимать.
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru