Иранские «балалайки»: что это такое и как с ними бороться

Sep 30, 2022 13:10

На прошлой неделе враг начал пугать одесситов по-новому. Суперсовременные крылатые ракеты показали свою неэффективность в условиях противодействия украинской ПВО, поэтому теперь наш город обстреливают дронами-камикадзе иранского производства.

Применение «балалаек», как назвали их одесситы за характерную форму, было, в общем, ожидаемо, но все же некоторый элемент неожиданности сработал. К чести подразделений противовоздушной обороны, при первой же атаке удалось сбить несколько таких «камикадзе», однако часть из них поразили цели в городе и области.

Корреспонденты «Думской» выяснили, что из себя представляет новое российское оружие, как оно устроено и что ему могут противопоставить наши защитники.



Теперь уже знакомые одесситам «летающие балалайки» и «мопеды» - это иранские беспилотники Shahed модификаций «131» и «136». Их название переводится как «молния». Они построены по схеме «летающее крыло» характерной треугольной формы и имеют металлический каркас, обшитый пластиком. Модификации отличаются размерами: Shahed-131 чуть поменьше, длиной 2,6 метра и массой 135 кг, вариант «136» крупнее - 3,5 метра и 200 кг.

Считается, что иранские беспилотники появились у россиян в сентябре. Однако у нас есть основания предполагать, что первые подобные «птички» залетали к нам раньше и даже падали в море возле одесского берега.

В разных вариантах эти «молнии» несут от 15 до 40 кг взрывчатки. Внешне отличить их можно по законцовкам крыла: вертикальные стабилизаторы у 136-го направлены и вверх, и вниз, а у 131-го - только вверх. На первой фотографии явно изображен Shahed-136 - наш корреспондент поймал его в одесском небе в прошлую пятницу.

На иранские беспилотники стоят простые бензиновые двигатели - например, от немецкой фирмы 3W Professional, обычно их ставят на большие радиоуправляемые авиамодели. Мотор мощностью 50-60 лошадиных сил разгоняет «молнию» до 150-200 км в час. Ничего необычного в этих агрегатах нет: двухтактные двигатели с воздушным охлаждением похожей конструкции устанавливают на мотоциклы, газонокосилки и бензопилы. В силу особенностей конструкции они издают характерный громкий стрекочущий звук, и многие одесситы уже имели неудовольствие его услышать.

Система наведения иранских дронов тоже простая - на них ставят гражданский приемник сигналов GPS, как в обычном смартфоне или навигаторе. Простая схема управления на бытовом, опять же, американском чипе направляет дрон к цели. Никаких систем самонаведения и дистанционного управления, никаких локаторов, оптических датчиков, систем распознавания и прочей умной электроники в нем нет.

Возможно, в память дрона можно заложить несколько поворотных точек и запрограммировать маршрут полета, однако о каком-то управлении после запуска, передаче команд и корректировке курса с земли или с воздуха речь не идет. Поэтому применять такие дроны можно только против неподвижных объектов с известными координатами.

Как показывает практика, даже такая примитивная система навигации оказывается весьма эффективной: простенький навигатор обеспечивает точность определения координат в несколько метров. Даже если заглушить GPS, дрон продолжит лететь прямо, а после появления сигнала откорректирует направление движения.

Иранские беспилотники запускают с грузовика со специальной фермой, похожей на контейнер. Обычно на ферме находится пять дронов. Они стартуют по очереди при помощи небольшого ракетного ускорителя, который выстреливает БПЛА в воздух и сбрасывается через несколько секунд, когда запускается бензиновый мотор. После этого дрон летит к цели и врезается в нее. Никакого другого оружия, наподобие сбрасываемых бомб или выстреливаемых ракет, у него нет.

image Click to view



Первые же налеты показали уязвимость «балалаек» даже при поражении обычным стрелковым оружием. Пуля от автомата Калашникова, не говоря уже о зенитном снаряде или осколке ракеты, прошивает их насквозь. В копилку недостатков можно отнести громкий двигатель, небольшую скорость полета и отсутствие каких-либо средств радиоэлектронного противодействия.

Специалисты, которые изучали обломки дронов, утверждают: заявленная иранцами дальность полета «шахедов» оказалась сильно завышенной. Несмотря на то, что в рекламе обещали радиус действия в тысячи километров, в реальности - не более 200. Видимо, поэтому дроны-камикадзе сейчас атакуют в основном объекты в Николаевской и Одесской областях.

Простота, даже примитивность конструкции дает такому дрону и преимущества. Во-первых, они простые и дешевые - в десятки, если не сотни раз дешевле «калибров», «ониксов» и других крылатых ракет, которыми россияне кошмарят Украину уже больше полугода. Поэтому их запускают сразу залпом по несколько штук, и тактика здесь простая: пока защитники будут сбивать один, второй прорвется.

Другое серьезное преимущество - малая радиолокационная заметность. Относительно небольшой размер, деревянный винт, пластиковая обшивка, форма «летающего крыла», похожая на самолеты-невидимки «стелс» - все это усложняет обнаружение таких дронов на радарах.

По всей видимости, сейчас Украина может оказаться в положении, в котором был Израиль несколько лет назад. Там для защиты людей от примитивных самодельных «кассамов», ракет от «катюш» и «градов» пришлось разрабатывать чрезвычайно дорогую и совершенную систему «Железный купол».

У нас сейчас ситуация похожая. Опыт показывает, что дроны могут сбивать зенитные комплексы «Бук» или С-300. Но тратить дорогие зенитные ракеты нерационально - их может не хватить на более важные цели. Нужно искать новые решения.



Когда радары малоэффективны, приходится вспоминать буквально «дедовские способы». С началом массового применения «шахедов» мы в какой-то мере возвращаемся в эпоху Второй мировой войны. Тогда радарное покрытие территории заменяли подразделения ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) - сотни и тысячи людей следили за небом и сообщали о воздушных целях. В наше время зенитчикам может помочь система еПВО, о который «Думская» рассказывала ранее.

Еще сто лет назад для наведения зениток и истребителей начали использовать мощные прожекторы и специальные акустические посты наблюдения с огромными «ушами», которые улавливали звуки вражеских моторов. Возможно, сегодня нам снова придется изобретать нечто похожее, но уже на современном техническом уровне.

Сейчас украинские защитники рассматривают несколько вариантов борьбы с новой опасностью. Самый простой и очевидный - использовать автоматические зенитные пушки с управлением от радаров, например старые советские «Шилки» или немецкие «Гепарды». Однако на немцев рассчитывать особо не приходится: количество поставляемых из Германии вооружений можно пересчитать на пальцах. «Шилок» сейчас тоже не особо много.

Как показывает практика, против относительно медленных и «прямолинейных» дронов эффективны и более простые средства, например, спаренные установки ЗУ-23-2, которые наводят вручную, и даже сосредоточенный огонь стрелкового оружия. К слову, в годы Второй мировой самым массовым зенитным средством были счетверенные пулеметы системы Максима. Что касается обнаружения дронов, то днем неплохим подспорьем может стать хороший бинокль, а ночью - тепловизор.

Еще одним интересным решением могло бы стать приобретение зенитно-ракетных установок ближнего радиуса действия AN/TWQ-1 Avenger американского производства. В них используют ракеты Stinger, установленные пакетом из восьми штук на армейском «Хаммере».

Как можно увидеть из отчетов наших военных, варианты защиты от «балалаек» у них есть, хотя стопроцентного уничтожения дронов сейчас достичь не удается. А пока зенитчики отрабатывают оптимальные способы противодействия новой угрозе, мы можем порекомендовать нашим читателям прислушиваться к сигналам тревоги и не находиться на открытой местности во время воздушной опасности.

Авторы - Сергей Смоленцев и Сергей Дибров

оружие

Previous post Next post
Up