Про Америку. Часть VI. Обычаи и традиции США, гл. 1

Mar 01, 2010 13:11


 Из-за размеров страны и многонациональной "эмигрантской среды" США здесь вряд ли удастся выделить какую-то единую модель или стиль поведения - несмотря на усиленную пропаганду "общечеловеческих ценностей", универсальной американской культуры не существует. Однако есть целый набор стереотипов, как навязанных политическими структурами, так и естественных, которые характерны для всего американского общества в целом.



Например, одним из таких клише является утверждение, что в США существует "бесклассовое" общество. Однако это верно лишь в том понимании класса, которое традиционно используется в Европе или Азии, где принадлежность к тому или иному социальному слою еще при рождении в значительной степени определяет социальное положение в дальнейшем. Действительно, в США можно "свободно перемещаться" между социальными группами лишь изменяя свой финансовый статус, ведь именно наличие или отсутствие денег определяет здесь принадлежность к той или иной "касте". Именно отсюда берет начало "американская мечта" и еще один штамп - об особой демократичности американского общества и "потрясающих свободах". Однако в силу наличия сформировавшейся еще в ХХ веке "молодой аристократии" и специфической модели развития американского общества, неравенство в социально-экономическом статусе богатых и бедных здесь ничуть не меньше, чем любой другой стране мира.

Также верно и что, что жители США более материалистичны и индивидуалистичны, чем представители других культур (хотя это утверждение будет справедливо и для любого другого развитого общества). Уровень достатка и внешняя независимость здесь превращены в настоящий культ, хотя признаки благосостояния открыто и не демонстрируются (по крайней мере, эта черта явно скромнее, чем во многих наших мегаполисах). Сдерживающим фактором здесь является превосходно развитое гражданское общество и мощнейший институт общественного мнения. Следует учитывать, что и само общественное мнение воспитывается на тех же идеалах индивидуализма и "больших возможностей", поэтому оно ни в коем случае не ограничивает человека в проявлении его стремления к достатку и свободе, осуждая лишь особо циничные формы реализации этого процесса.

Огромное значение в формировании характерной для страны культуры имеет и достаточно специфическое американское законодательство. С одной стороны это мощнейший государственный аппарат, архаичная выборная система эшелонов власти, превосходно развитая юриспруденция с её сложной системой поправок и прецедентов, сложнейший свод законов и обширная система подзаконных актов, формирующих "скелет" общества. С другой - либеральная федеральная система с огромными полномочиями отдельных штатов, развитый институт гражданских прав и свобод, свободное развитие различных общественных, политических и религиозных организаций, а также мощный общественный контроль за многими аспектами жизни государства. Эта сложнейшая "мозаика" различных свобод и ограничений и приводят к образованию характерного американского менталитета, столь бросающегося в глаза любому посетителю этой страны. Однако о единой схеме речи здесь не идет - каждый штат и зачастую даже отдельный округ имеет свой характерный стиль, складывающийся как из местных законов, так и из традиций населяющих его людей.

Так же верен штамп, что США являются одной из наиболее религиозных из промышленно-развитых стран планеты. Здесь представлены практически все конфессии планеты, причем действуют они без малейших ограничений (в рамках закона, конечно), что приводит к формированию сложнейшего смешения религиозных культур, часто настолько взаимопроникающих друг в друга, что разделение их "до первооснов" просто не представляется возможным. Официально большинство населения США исповедуют протестантизм (около 52%), католицизм (24%) и другие ветви христианства, однако на самом деле общая картина значительно сложнее и многообразнее. Причем уважение к институтам церкви, вне зависимости от собственных убеждений (по данным некоторых независимых исследователей, более 30% населения США - атеисты или в той или иной мере не придерживаются определенной веры), огромно, а её представители играют заметную роль в общественной жизни.

Мало кто из самих американцев рискнет утверждать, что характерные элементы их культуры, растиражированные (и раскритикованные) по всему миру, не имеют для него никакого значения. Страсть к автомобилям и отличная дорожная сеть, масскультура с её Голливудом, кантри, блюзом, джазом, роком или рэпом, повальное увлечение баскетболом и бейсболом, хоккеем и гольфом, пиво и кока-кола, непременные барбекю по выходным и фастфуд каждый день, сложные "этнические" кварталы с их особым стилем жизни и фешенебельные богатые районы, особое отношение к современным эмигрантам при воспевании культа эмиграции первой волны - все это имеет место быть. Однако это лишь внешние и наиболее яркие проявления местной жизни, но как часто бывает в таких случаях - далеко не самые важные. Жизнь и быт американцев гораздо сложнее и довольно отдаленно соответствуют различным клише, сформированным за многие годы.

"Средний американец" чаще всего вполне радушен и гостеприимен, с большим интересом относится к жизни в других странах и их обычаям, однако является ярым патриотом своей страны. Однако и тут следует учитывать сложный многонациональный состав местного общества - часто даже в пределах одного квартала существуют своеобразные этнические мини-общины, часто не только трепетно чтящие обычаи своих предков, но зачастую их усиленно культивирующие. Поэтому требования к одежде, еде, поведению в обществе и просто отношение к окружающим может быть заметно отличным даже в пределах одного района. Впрочем, гораздо большее значение для иностранного туриста имеют потрясающая общая толерантность местного общества, особое уважение американцев к семейным и историческим ценностям, к правам и свободам гражданина, вечная тяга к чему-то новому, а также потрясающая уверенность жителей США в том, что именно их нация имеет все самые лучшие и передовые черты в сочетании с непрекращающейся борьбой за свои права и свободы или за сохранение традиционных ценностей. Столь сложное сочетание черт и создает этот неповторимый "рисунок" местного менталитета и образа жизни.

Несложно заметить, что страна, чья история насчитывает едва триста лет, поддерживает множество исторических памятников, а их число зачастую превышает количество таковые в нескольких государствах Европы или Азии вместе взятых. О принадлежности того или иного местного памятника к категории исторических можно спорить, однако внимание и уважение к ним самих американцев бесспорно. Столь же большое внимание уделяется охране природы и поддержке международных экологических организаций (и это притом, что США являются крупнейшим "поставщиком" экологически опасных веществ в мире), стремление к участию в политической жизни страны и общественной деятельности (США занимают первое место в мире по числу всевозможных комитетов и общественных организаций), широкое участие во всевозможных "проектах" - от международных гуманитарных программ и исследовательских работ до каких-то местных общественных работ, вроде очистки прудов или озеленения улиц.

Еще одна важнейшая черта американцев, прямо вытекающая из их индивидуализма, - "прайвеси". Понятие частной жизни и права независимого существования здесь настолько же незыблемы, как и право частной собственности. Причем это проявляется не только и не столько в ограждении своего жилища или бизнеса от внимания окружающих - большинство американцев как раз наоборот - очень общительны и гостеприимны, дружелюбны и открыты. Но только до определенного предела, который устанавливается не законами (хотя и ими тоже), а сложившимся укладом жизни и балансом интересов по отношению друг к другу ("не лезь ко мне, и я не потревожу тебя"). Отсюда берет начало множество столь бросающихся в глаза черт в поведении, вроде отсутствия очередей (даже если таковые случаются, то люди в них часто стоят на очень большом удалении друг от друга, как бы стараясь не вторгаться в сферу чужих интересов), обилия пустых мест в ресторанах и кафе при полностью занятом зале (подсаживаться за чужой столик без приглашения не принято даже при наличии за ним большого количества свободных мест), полного безразличия к чужому внешнему виду или привычкам и даже отсутствия полноценных заборов между соседними домами или участками (а зачем они, если никто и так не войдет без приглашения?) и множества других вариантов. Отсюда же вытекает и некоторая неприязнь многих американцев к случайным знакомствам или нежданным собеседникам, активно скрываемая впрочем за общей дружелюбностью поведения.
 

обычаи США, традиции

Previous post Next post
Up