О причинах гибели дизель-электрохода «Булгария» (экс-«Украина»).

Jul 11, 2011 15:18

По итогам анализа сообщений в СМИ и на форумах речного флота сделал следующие предположения о причинах, приведших к катастрофе: это совокупность человеческого фактора и эксплуатационно-технических характеристик судна.

«Булгария» имела крен на один борт (это наиболее вероятно объясняется дисбалансом между заполнением топливных баков и баков с хозфекальными стоками, что в свою очередь вызвано конструктивными особенностями данного типа судна).

Возможно, не работал один из главных двигателей (что само по себе не является фатальным фактором, но при стечении ряда других обстоятельств могло способствовать неблагоприятному развитию событий в момент аварии).

Речные суда, в отличие от морских, не имеют киля, повышающего остойчивость судна.

На нижней палубе (образно говоря, «в трюме»), очевидно, были открыты иллюминаторы в каютах. Не раз доводилось наблюдать в круизах, как во время ухудшения метеоусловий старпом по внутрисудовой трансляции призывает пассажиров задраить иллюминаторы на нижней и главной палубах судна. Однако далеко не все следуют этому указанию: каюты на данных палубах относятся к дешёвым низшим категориям, кондиционерами не оборудованы (в лучшем случае оснащены вентилятором), людям жарко, и они не желают закрывать свою «единственную отдушину» - иллюминатор. Поэтому членам экипажа приходится делать обход кают и убеждать, что задраить иллюминаторы необходимо для собственной безопасности как самих пассажиров, так и всего судна.

Стык Камы и Волги (ниже которого и произошла катастрофа) известен шквалистыми ветрами (почему это происходит, неплохо бы спросить у метеорологов: может, сталкиваются воздушные массы, идущие по «коридорам» двух рек, или ещё что-то…). Бывали случаи, когда в этом районе ветром полностью выдавливало огромное стекло в ходовой рубке теплохода (представляете силу этого ветра?), достаточно сильно штормило и швыряло даже трёхпалубники («Булгария» же - менее мощный двухпалубник) и т.д.

Наиболее вероятный сценарий катастрофы таков. «Булгария» шла с креном на один борт и с открытыми иллюминаторами на нижней и главной палубах. Метеоусловия в верховьях Куйбышевского водохранилища были неблагоприятные: волнение на воде, дождь, ветер… По какой-то причине рулевой «круто заложил» штурвал - начал резкий поворот судна, в результате которого оно ещё сильнее накренилось на борт. Шквалистый порыв ветра «подтолкнул» судно, добавочно навалив его на этот же борт, и «продержал» достаточное время, за которое через открытые иллюминаторы влилось существенное количество воды. Дальше «Булгария» (и без того имевшая крен из-за дисбаланса в баках с топливом и нечистотами) уже не смогла выпрямиться, вода продолжала заливаться через открытые иллюминаторы, затем (когда судно начало погружаться) пошла и через ограждение борта на главную палубу… Если вода заливается через борт по всей его длине - даже клинкетные двери (герметичные «перегородки», разделяющие внутреннее пространство корпуса судна на части в случае пробоины) не спасут, судно затонет через считанные минуты (что и произошло).

Короче, скособоченная «Булгария» черпанула бортом, а выпрямиться уже не смогла.

речное судоходство, катастрофа, крушение судна, Булгария

Previous post Next post
Up