Пифагор был богом

May 12, 2016 08:23

Человечество узнало о некоем Пифагоре, спустя сотни лет (800!) после его кончины, причём Пифагоров было несколько. Самое подробное жизнеописание Пифагора, основываясь на показаниях более древних авторов, составил Ямвлих, откуда приведу выдержки, выделив любопытные фрагменты (курсивом в круглых скобках - мой комментарий):

- Приступая к изучению любой философии, все здравомыслящие люди обычно обращаются к богу, приступая же к философии Пифагора, справедливо считающегося божественным, это тем более следует делать.

- некий самосский поэт утверждал, что Пифагор был сыном Аполлона, в таких словах:
Фебу, Зевесову сыну, рожден Пифагор Пифаидой,
Той, что в самосской земле всех затмевала красой.

- Здесь следует отклонить мнение Эпименида, Эвдокса и Ксенократа, утверждавших, что Аполлон вступил в связь с Партенидой, сделал ее беременной и предсказал через Пифию рождение Пифагора. (новозаветный сюжет)

- Он [Пифагор] рос красивейшим из всех известных в истории людей и подобным богу, после смерти отца он стал самым почтенным и благоразумным, и, будучи еще юным, он удостаивался всяческого почтения и уважения со стороны старших. При встрече и беседе он располагал к себе всех. Кто бы ни взглянул на него, он всем казался удивительным, так что многие естественно утвердились во мнении, что он - сын бога. (новозаветный сюжет)

- увидели в его [Пифагора] совершенных манерах нечто большее человеческой природы. Они вспомнили, как, когда они причалили, он появился перед ними, сойдя с вершины горы Кармел (а они знали, что эта гора считается самой священной и недоступной для обычных людей), и он шествовал спокойно и безмятежно, и никакой обрыв и никакая скала не преграждали ему путь. (новозаветный сюжет: схождение Иисуса с горы к народу)

- корабль двигался, вопреки ожиданию, прямым курсом, словно на нем был некий бог.

- Там при сходе на берег все с благоговением поддерживали его, поочередно помогали ему и усадили его на чистейший песок. Соорудив на скорую руку перед ним [Пифагором] алтарь, моряки собрали все плоды, какие у них были, положили их перед ним как некое подношение и затем отплыли и направились по своему назначению.

- Двадцать два года он [Пифагор] провел в святынях Египта, изучая астрономию и геометрию и приняв посвящение во все мистерии, занимаясь этим глубоко и вдумчиво, пока, попав в плен к Камбису, не был уведен в Вавилон. (здесь переплетаются ветхозаветные сюжеты с новозаветными)

- Узнанный некоторыми людьми старшего поколения, он [Пифагор] вызвал не меньшее, чем прежде, удивление, ибо он показался им еще более прекрасным, мудрым и еще более подобным богу.

- Все сообщество, прославляемое и считавшееся в глазах окружающих счастливым, имело, как уже было сказано, общую собственность и причисляло Пифагора к богам как благого и человеколюбивого демона.

- Никогда не было и не будет большего блага, чем то, которое было даровано богами через Пифагора.

- И Аристотель в своем сочинении о пифагорейской философии сообщает, что в глубокой тайне его ученики соблюдали такое разделение разумных живых существ - бог, человек и такое существо, как Пифагор. (Пифагор - богочеловек наподобие Иисуса)

- Ведь говорят, что, поймав давнийскую медведицу, причинявшую огромный вред жителям, он [Пифагор] долго гладил ее и, покормив хлебом и орехами, отпустил, взяв с нее обещание никогда больше не касаться живых существ.

- Увидев в Таренте на лугу быка, жевавшего зеленые бобы, Пифагор, подойдя к пастуху, посоветовал ему сказать быку, чтобы он не ел бобов. Когда пастух посмеялся над его предложением поговорить с быком и сказал, что не умеет говорить по-бычьи, а если умеет он, то не нужно обращаться к пастуху, а лучше поговорить прямо с быком, Пифагор, подойдя к быку, что-то шептал ему долгое время на ухо, и бык не только сразу отказался от бобов, но и потом, как говорят, не ел бобов и жил очень долго, состарившись в Таренте при храме Геры, где все называли его священным быком Пифагора, и питался человеческой пищей, которую подавали ему посетители храма.

- Пифагор, как говорят, заставил спуститься к нему пролетавшего над ним орла, когда он беседовал с учениками на Олимпийских играх о гадании по полету птиц, о символах и небесных знамениях, говоря, что все это - послания от богов и видения орлов - предназначено для тех людей, которые наиболее любезны богам. Погладив орла, он отпустил его. Посредством этих и подобных случаев он показал, что обладает способностью Орфея повелевать дикими зверями, одновременно и очаровывая, и укрощая их силой своей речи. (явный намёк, что Пифагор - Добрый Пастырь)

- Он [Пифагор] также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела. (Пифагор был целителем, т.е. Иисусом)

- Пифагор же, приняв стрелу, не удивился и не спросил, почему он подарил ее, но ведя себя так, как будто он был действительно бог, по-дружески отвел Абарида в сторону и показал свое золотое бедро, дав свидетельство того, что он не ошибался.

- Абарид пришел ради того, чтобы беседовать с Пифагором, и задавал вопросы преимущественно о божественных предметах: о статуях богов, о правильном почитании богов, о божественном предопределении, о том, что происходит на земле и на небе, и о многом другом. (Пифагор общался с Абаридом, мифологическим жителем Гипербореи, летавшем на волшебной стреле)

- никто из пифагорейцев не называл Пифагора по имени: при жизни, если они хотели упомянуть его, они называли его [Пифагора] «божественный». (просто и ясно)

Значительная часть повествования рисует образ Пифагора-проповедника, создавшего собственную секту из почитателей его мудрости, в чём также просматривается новозаветная канва.

Previous post Next post
Up