Сiao, amici!
В Беллано все еще дождь. Поэтому сегодня расскажу не новости, а старости - из того периода, когда в наших краях светило солнце.
В первый понедельник пребывания в Беллано мною был замечен указатель с надписью: orrido. Что это означает - загадка. Но раз указатель коричневый, то направляет он к достопримечательности (к ним ведут все коричневые стрелки). Спустя день наткнулась на дверь в сеньтере, помеченную этим магическим словом и вывеской. Если бы не они, прошагала бы мимо, ибо дверь себе и дверь.
Ну разве что герб над ней порассматривала. А так подошла к дверному проему вплотную, увидела за ним информационные стенды - и моя нога переступила порог.
Orrido на картинках походило на ущелье с рекой. В него можно прогуляться по специальным деревянным настилам. Прогуляться не бесплатно. За три евро. И в определенные часы.
Сфотографировав расписание, как работает orrido, я решила открыть эту достопримечательность вдвоем с мужем. Даже сделать ему сюрприз. Прийти к этой двери как бы случайно. А тут раз - orrrrrriiiiidddddooooo! В какой же это день получится? Orrido закрывается в семь. Если в будний, мы к этому времени еще не поужинаем. Вести Глауко в ущелье на голодный желудок? Сомнительное удовольствие, однако. Сперва еды, потом зрелищ - так заведено с древности. А раз так, то выходило ждать с посещением orrido минимум до субботы. С этой мыслью я переступила порог в обратную сторону и снова оказалась на сентьере.
Каменные ступени вели вверх. Подниматься по ним без привычки сложно. Не хватает дыхания, и очень скоро начинаешь слышать в висках: тук-тук-тук. Я остановилась отдышаться. Дабы при этом не терять время, стала заглядывать за сентьер, что же это за ущелье в три евро. Сами понимаете, любознательности, а тем более женской, пребывать в неведении аж до субботы ну очень уж долго. Однако в этом месте за стеной не было видно ничего: склоны поросли где кустарником, где травой, и зелень надежно скрывала то, что ярусом ниже. Я поднялась чуть выше. Еще выше. Еще… Через некоторое время кое-что рассмотреть удалось: узкий мост, вдоль него большую зеленую трубу, шумящую под ними реку. И это всё.
Немного, однако, для любознательности. А для женской вообще ничего!
Последующие прогулки по данному сентьеру были сущим испытанием. Как только я подходила к тому месту, где отчетливо слышалась бурлившая внизу река, на полчаса меня можно было считать потерянной для мира. Фрагмент за фрагментом я исследовала стену сентьера на предмет новой точки обзора orrido. Но, увы, ничего нового там, внизу, не наблюдалось. Те же мост, зеленая труба, река… В один из дней я разглядела на мосту парочку туристов. «Везет же им!..» - досадовала моя любознательность. Как же я её понимала!
Чтобы нам двоим стало чуть легче, было решено исключить этот сентьер из прогулочного маршрута. Но, как вы помните, в то время еще не всегда у меня получалось прийти туда, куда задумывалось. И коварный сентьер поджидал снова и снова.
Однако до субботы оставалась всего пятница. Я уже предвкушала завтрашний сюрприз. И тут возвращается Глауко с работы и за ужином говорит: «Видел один указатель. В Беллано есть orrido. Хотелось бы его посмотреть. Тебе хотелось бы?»
«Хотелось бы» - это очень условное и нейтральное чувство по сравнению с тем, которое жило во мне, росло день ото дня и уже просто распирало. Я глянула на часы:
- Еще пятнадцать минут открыто. Можем успеть!
От мысли, что прямо сейчас нужно куда-то бежать, Глауко чуть не поперхнулся.
- Тогда завтра утром!
- Надеюсь, не в восемь?..
Глауко всю неделю мечтал, что в субботу наконец-то выспится. Ему повезло: orrido открывалось в десять.
Orrido в переводе с итальянского - «ужасный». Таких, наводящих страх, мест на озере Комо несколько. Но orrido di Bellano - самое большое и входит в пятерку достопримечательностей, которые рекомендованы туристам для посещения.
Образовалось ущелье 15 тысяч лет назад под действием тектонических процессов. В некоторых источниках написано, будто этот разлом в земной коре сделала река Пьоверна. Что, конечно же, ошибочно. Сперва была трещина, а потом уж Пьоверна нашла ее и понесла по ущелью свои воды. Несет по сей день, да так бурно, что мощь водного потока дважды укрощают электростанции. Помните каскад из прошлого повествования? Это первый этап превращения энергии воды в электричество.
Впрочем, еще до открытия положительных и отрицательных зарядов Пьоверна служила людям на благо. В XVI-XVII веке белланская семья Денти в устье реки построила заводик по переработке железа, добытого в шахтах ближайшей горы Валсассина. Алессандро Чиприано Денти возвел неподалеку башню с собственным садом, в котором были бассейны и статуи. Писатель и поэт из Беллано, но не уже известный нам Томмазо Гросси, а первый раз слышимый Сигизмунд Болдони (1598-1630) пошел дальше Алессандро и разбил сады уже в непосредственной близости от orrido. Здесь он сочинял свои произведения и готовил лекции по философии. Последние затем читал в Павийском университете. А в первых увековечил белланское ущелье. («Лариус», «Падение лангобардов»).
Потом красоты orrido воспевали другие поэты. Их эстафету подхватили гиды. И теперь orrido di Bellano входит в Топ-5 озера Комо. Хотя про это я вам уже говорила.
Забыла упомянуть другое. Еще одна семья, чья фамилия не сохранилась до наших дней, построила свой дом на одном из обрывов ущелья. Ну хотелось так людям! Однако белланцы их не поняли, посчитали, что нормальные люди в этом ужасном месте жить не стали бы, и записали семейство в отродье сатаны. А дом так и стали называли: дом дьявола.
Дом, кстати, сохранился. Подразрушенный, правда. Никто в нем уже не живет. Живут чуть поодаль, по другую сторону от пропасти. И, замечу, жильцы этих домов считаются людьми нормальными. Вот что значит родиться значительно позже и в свое время.
Ну, пойдемте уже смотреть это orrido.
Субботнее утро выдалось солнечным. Глауко, на мое счастье, не спалось. Он, конечно, с удовольствием бы. Но есть какой-то закон, по которому спать утром хочется в те дни, когда нужно на работу, а в выходные хоть до обеда, а хочешь - до ужина не вставай, однако нет, почему-то не спится. Поэтому к десяти мы уже и выспались, и позавтракали, и расписание теплоходов изучили, и еще полчаса думали, куда бы себя деть.
В десять открылась касса orrido. Мы купили по билетику и направились к ущелью. От билетной кассы ушли, однако, недалеко. Ровно до начала туристического маршрута. Здесь Глауко остановился как вкопанный. Помните зеленую трубу, которую я видела сверху? Это второй этап укрощения Пьоверны и производства электричества. Зеленая труба в пол человеческого роста шла параллельно железному мосту для туристов. Правильнее даже сказать, была с мостом одной конструкцией. Метров на тридцать они зависали над Пьоверной и потом вместе скрывались в ущелье. Глауко смотрел то на трубу, то на мост, то вниз, где шумела река, и не мог сделать ни шагу.
- Что случилось?
- Я, наверное, не пойду…
Вот те раз! Открой, называется, достопримечательность с мужем!
- Почему?
- Труба…
- И?
- Она меня не всосет?
Нет, вы не смейтесь. Это была не шутка. У Глауко фобия. То ли в детстве сон приснился, то ли еще что, но муж боится труб. Я просто это забыла. Особенно больших труб боится. Особенно в воде или с водой. Поэтому в бассейнах никогда не плавает по крайним дорожкам, а в Сан-Бовио в нашем кондоминиумном лягушатнике, размером 10 на 15, рассекает строго посередине. И даже в море ему чудятся трубы. А тут и видений не нужно: вот она, огромная зеленая дура. Тридцать метров над бурлящей рекой нужно идти с ней в одной связке. И это только начало. А что будет дальше, в самом ущелье?
Моя любознательность была в шоке от такого поворота событий, но даже ей стало жалко Глауко. Он тоже хотел посмотреть orrido. Очень хотел. Это читалось в глазах. И в них же был страх.
- Не бойся! Не пойдем! Подумаешь, ущелье…
- Но ты очень хотела…
- Тогда подожди меня здесь…
- Нет, я буду бояться за тебя…
- И что же нам делать?
- Давай постоим немножко. Может, пройдет?..
Мы постояли, попривыкали к шуму льющейся воды, к узости моста, размерам трубы. И Глауко решился.
- Только ты иди рядом, - попросил он.
Идти рядом было еще хуже, чем одному. Поэтому в итоге Глауко пошел первым, а я вплотную за ним. Сперва он держался за перила моста. Но ближе к середине они стали вибрировать. И Глауко их отпустил. Смотреть вниз он боялся: там бурлила Пьоверна. Я боялась за Глауко. Когда стало видно, что зеленая труба скрывается в скале, а туристический маршрут идет сам по себе, Глауко взбодрился.
Мы остановились перевести дух над средневековым мостом. Под ним Пьоверна выбила в скале бухточку, и это было очень красиво. Каменная глыба отполировалась за столетия, от чего сверкала на солнце. Вода была насыщенного лазурного цвета. Старый мост аркой перекрывал реку. Он порос плющом, чьи молодые побеги, чувствуя внизу влагу, стремились к ней, свисая на многие метры и образуя легкий занавес над Пьоверной.
Я достала фотоаппарат запечатлеть эту природную гармонию.
Хотела перегнуться через перила, чтобы лучше было видно, но Глауко, догадавшись о моем намерении, попросил не делать этого, потому что ему страшно. И я послушалась.
Мы пошли дальше. Теперь начиналось само ущелье. Узкое и глубокое. Пешеходная тропа вела по левой его стороне. Деревянный настил уложен на железную конструкцию, парящую над разломом. Слева - стеной скала. Справа - пропасть. Внизу - лазурная Пьоверна. Хорошо, что есть перила!
Однако подходить к ним жутковато. Глауко от них держится и вовсе подальше. Прекрасную Пьоверну он не видит. Ему достаточно реку слышать. Ее рокот в почти замкнутом пространстве усиливается в разы. Звук отражается от одной скалы, ударяется в другую, отражается снова, ударяется - и так бесконечное число раз, набирая мощь, которая становится осязаемой. При этом еще смотреть вниз - выше Глаукиных сил.
Я не боюсь высоты. Мне не очень жутко. Мне жутко интересно.
И жутко досадно, что камера не хочет все это запечатлевать.
Свет в ущелье рассеянный. Полумрак создает особую атмосферу. Воздух влажный, где-то в просвете он вообще как туман. И к этому всему оптика оказывается слишком чувствительной. Я достаю телефон. Но он такой маленький, такой плоский, такой весь гладкий, что так и кажется: вот-вот выскользнет. Полетит он, сами понимаете, куда. Достать его будет уже невозможно. И я боюсь этого пуще всего, поэтому сконцентрирована сугубо на телефоне. Глауко боится за себя и за меня, и каждые десять секунд я слышу: не подходи близко, будь осторожна, смотри под ноги, не ударься головой, тут скользко…
Нет, насладиться с мужем этой достопримечательностью никак не получится. Приду еще раз сама. Может, и свет будет получше. Я спрятала телефон и стала снимать фотоаппаратом, абы щелкнуть. Желательно, когда Глауко смотрит в другую сторону.
Так мы вышли из ущелья. Оно не очень большое. Метров пятьдесят всего. Но для получения острых ощущений и этого достаточно. Лестница поднимает нас наверх, здесь есть небольшая площадка с деревьями и скамейками под ними. Можно поднабраться смелости перед обратной дорогой - это снова через ущелье, другого пути нет.
Мы любуемся Пьоверной. Здесь она поспокойнее. В одной бухте и вовсе можно было бы поплескаться: голубая вода так и манит. Но спуск закрыт: опасно.
От реки идет испарение. Солнечный свет преломляется и отражается в капельках воды, образуя радугу. Она так близко, что ее хочется потрогать.
Вспомнилось из детства: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Воспользовавшись моментом, я стала фотографировать. Листочки, цветочки, капельки - из ущелья это были лучшие снимки. Правда, самого ущелья на них ни-ни. Тем не менее, какая-то польза от камеры.
Туристов стало больше. Нужно было возвращаться, и мы подбирали момент, чтобы пройти ущелье без толпы. Глауко уже не сильно пасовал перед orrido. Поглядывал раз от раза вниз, но вплотную к перилам все же не подходил. Иногда мы останавливались и смотрели вниз вдвоем. Задержались и в том месте, которое прежде почти пролетели. Здесь Пьоверна нашла ход в скале и неслась в пропасть с высоты. Не знаю, сколько кубометров воды и с какой скоростью падало вниз, но это зрелище впечатляло сильно. «Стихия» ему название. Бездумная, бездушная и неуправляемая. Смотреть на нее долго - не очень по себе. И мы пошли к выходу.
Наш визит в orrido был закончен. Самого orrido на нашем фотоаппарате почти не было. Всего два более-менее кадра.
Это очень мало из оrrido. И я утвердилась в намерении прийти сюда еще раз. И без Глауко.
Но вскоре, как уже говорилось выше, зарядили дожди. В дни, когда они были очень сильными, Пьоверна меняла цвет. Это уже была не река, а поток с песком. Место впадения этого потока в озеро походило на большую желтую пляму, что очень портило синь Комо. Уровень воды в реке поднялся, бурлила она еще сильнее, и о творящемся в orrido можно было только догадываться.
Мне думалось, что ущелье в эти дни закрыто, и в ту сторону я не гуляла. Я вообще, если помните, в эти дни гуляла не очень много и не очень далеко. Но тут случился просвет в облаках, который мне удалось не прозевать. Скоренько собравшись, я отправилась на прогулку. Пошла по сентьеру, где была дверь в orrido. Это ближайший сентьер, откуда можно быстро вернуться, если начнется дождь.
Известная нам дверь была открыта. К моему большому удивлению. Дождь прекратился минут десять назад. Через минут тридцать, если не раньше, он наверняка начнется снова. Эти полчаса за весь день будут самыми продолжительными без дождя. Интересно, сколько туристов за это время посетит orrido? Ну вот неужели оно открыто?! Ну вот просто интересно: работает или нет?
Так я оказалась по другую сторону от сентьера. Дошла до билетной кассы. Как я и думала: закрыта. На выходе у двери есть будочка для охранника. Я заглянула туда и спросила, чтобы уж наверняка: «Скажите, orrido сегодня работает или нет? Дверь открыта, а билетная касса закрыта…»
- Работает-работает! В дождь один человек на охрану и на билеты, поэтому я здесь. Платите три евро, и можете смотреть. Пойдете?
Я пришла в замешательство. Вообще-то я не собиралась смотреть orrido. Я пришла полюбопытствовать, открыто ущелье в дождь или нет. Фотоаппарат, конечно, со мной, но свет сегодня некудышный, тогда при солнце его не хватало, а сейчас и подавно в orrido будет темно. Вода вон в Пьоверне желтая… Нет, мне не очень хотелось идти в orrido. Я постояла-подумала еще немного. Подумала, что в солнце orrido я уже видела, а в дождь еще нет. Что в дождь в ущелье наверняка воды больше. Пусть и желтой, но больше ведь… Что Глауко тоже никогда не видел orrido в дождь и уж точно никогда-никогда туда в дождь не пойдет...
Мучимая сомнениями, я снова заглянула в будку. Перед охранником были мониторы с разными участками ущелья. Ага, значит, бесследно в orrido меня не смоет. Это сыграло свою роль, я достала кошелек и купила билет. Я шла в orrido!
Шла я себе в orrido шла, и сама себе думала. И вот чего я туда иду? Ведь страшно же как! А ноги всё равно шли.
Перед входом в ущелье я остановилась посмотреть на старый мост. В бухте под ним Пьоверна клокотала и пенилась. Желтое месиво с белой пеной не вызывало прежних эстетических чувств, когда вода в этой бухте была лазурной.
Я поняла, что у нас снова из ущелья не будет фотографий. Да и фотографии не передают мощь потока. Разве что на видео заснять. Ради звука.
Я засняла этот водоворотище на видео. Посмотрела на вход в ущелье. Его зев казался зловещим. Сумрачный, дышащий сыростью и ревущий зев.
- Съест ведь и не поперхнется! - подумалось мне.
Вспомнился Глауко, его просьба идти рядом… Сейчас тоже хотелось, чтобы кто-то был рядом. Хотя бы одна живая душа. Но, похоже, в orrido сегодня продали первый и последний билет.
Эх, была не была! Фотоаппарат будет моим спутником. Я снова выставила режим «видео», проверила, надежно ли весит камера на шее, и пошла в ущелье.
В нем жил монстр. В разы больше и в разы мощнее, чем мы видели в предыдущий раз. Разъяренный, он негодовал, что его заковали в этой земной дыре. Где узко. Где темно. И где еще этот настил над головой. «Вот-вот сейчас допрыгну, - думал монстр, - и сокрушу эти деревянные жердочки, эти железные перила - всё-всё сокрушу». И монстру уже мало что оставалось. Но нет, каждая новая его попытка была новым его поражением. И это еще больше разъяряло монстра, и бешенству этого чудища не было предела. Он бушевал, сотрясал своим рычанием и мощью всего своего существа скалы, что казалось, они, напуганные, вот-вот расступятся и выпустят водного монстра из неволи.
Но скалам на самом деле было пофиг. Пятнадцать тысяч лет здесь стояли и стоять будут. Страшно было мне. Необъяснимо страшно. Разумом понимаешь: ну, вода. Вернее, много воды. Ну, течет быстро. Вернее, очень быстро. Шумно? Ну да, очень шумно. А страшно-то чего? И все равно было страшно. Поэтому осмотр orrido оказался непродолжительным. Нет, я честно дошла до его конца, добросовестно все запечатлела на видео, отважно перегнулась через перила, где то требовалось. Но при этом мне все равно было страшно. Мой страх жил сам по себе, разум сам по себе, руки и ноги сами по себе. И только по выходе из ущелья все соединилось в одно целое.
Снова начинался дождь. И я вернулась домой.
Вечером за ужином нужно было как-то поведать Глауко про визит в orrido.
- Пообещай мне, что не будешь ругаться.
Этой волшебной фразой я начинаю каждый свой рассказ о том, за что могут открутить голову.
Глауко знает, к чему данное вступление. Не очень, конечно, доволен. Соглашается не ругать, но не сразу.
Заручившись его обещанием, я стала рассказывать вcё в подробностях: сколько воды в ущелье, как она шумит и как там страшно…
- Да что я рассказываю, видео есть!
- Нет. Спасибо. Посмотрим в другой раз. Как-нибудь.
Глауко еще хорошо помнил наше прошлое посещение ущелье.
Что ж, на этом «как-нибудь» можно ставить жирную точку в истории с orrido. Мы еще «как-нибудь» не посмотрели наше свадебное видео. Потом «как-нибудь» видео с наших предыдущих путешествий. Ну а уж потом, как-нибудь, дойдет очередь и до orrido…
Однако история с ущельем получила неожиданно продолжение. В прошлое воскресенье проведать нас в Беллано приехал итальянский друг Аго с русской женой Наташей и двумя детьми. Пока шел дождь, мы общались дома. Потом пошли показывать городок, заговорили про orrido, и Аго захотел его посмотреть.
- Кто пойдет еще?
- Яяяяяяяяяяяяяяяя, - закричал Егор.
- А туда пускают с годовалым ребенком? - спросила Наташа.
Мы ее отговорили: там шумно, Юля может испугаться.
Раз Наташа с Юлей не идут, то я остаюсь с ними. В ущелье идут Аго, Егор… Как принимающей стороне, Глауко было неудобно отправлять гостей одних, и он собрался их сопровождать.
- Давай я схожу, - предложила я выручить мужа.
- Нет-нет… Я справлюсь… У меня получится…
- Уверен?
- Да.
Я посмотрела на Августина. Аго большой, надежный, уравновешенный… Подбодрит, если что, Глауко. Пусть идут.
Мы остались с Наташей их ждать. Не нужно рассказывать, как медленно текло время и какие чувства меня одолевали. Конечно же, я переживала за Глауко. Orrido ему было уже знакомо, но в нем сейчас страшнее, чем в первый раз. Я это знала наверняка. Получится ли у Глауко взять верх над эмоциями?..
И вот через полчаса показалась наша тройка. Мой муж шел из orrido спокойный как слон. Как будто он каждый день ходит в это ущелье вдоль этой жалкой зеленой железяки, и мост ему совсем не узок, и Пьоверна не бушующая река, а так себе, ручей какой-то. Я была изумлена. Но все имело свое логическое объяснение.
События в ущелье развивались следующим образом. Шестилетний Егор, как и свойственно детям его возраста, без малейшего страха пытался исследовать все, что только можно. Глаз да глаз за этим юным товарищем. Ни на секунду не оставить его без присмотра. Августин же, представлявший себе orrido немного по-другому, слегка оробел от того, каким оно оказалось в реальности. Поэтому подбадривать Аго, придавать ему уверенности, при этом вовремя оттаскивать Егора от опасных мест приходилось Глауко. Тут уж, как говорится, не до своих фобий. Какой там водный монстр? Тут шестилетнее чудовище! Что может быть страшнее?!
На самом деле, Егор самый обычный мальчик. А самые ужасные монстры, на самом деле, живут вовсе не в orrido. Они, на самом деле, живут в нас самих. Но их можно победить. На самом деле.
Такая вот история, amici.