Константин Демидов sevensayt о новой драме и Гришковце

Mar 21, 2007 17:32

Новая газета в Рязани (Рязань) 19.03.2007
Беседовал Анатолий ОБЫДЁНКИН
КТО БЫСТРЕЕ СЪЕСТ СОБАКУ?
РЯЗАНЕЦ КОСТЯ ДЕМИДОВ ПОСЯГНУЛ НА ГРИШКОВЦА
Недавний выпускник ГИТИСа, режиссер и актер Константин Демидов знаком землякам-рязанцам не столько по своим спектаклям, сколько по роли Вадика в серии рекламных роликов "МТС" ("10 баксов не лишние"). Но все рано или поздно встает на свои места. 28 марта и 4 апреля в "F-клубе" пройдут спектакли Константина по пьесе Евгения Гришковца "Как я съел собаку".
История этой пьесы в нашем городе слегка отдает мистикой: ее уже пытались ставить, но пока безрезультатно. Насколько удачной будет попытка Константина Демидова особенно интересно сейчас, когда стало известно, что в апреле Рязань планирует навестить сам Евгений Гришковец (этот культовый актер, драматург и писатель собирается рассказать желающим, как он ел собаку, со сцены концертного зала им. Есенина 25 апреля). А пока Константин Демидов - гость "Новой".
- Константин, почему выбрали именно эту пьесу?
- Разговор об этом спектакле у нас с исполнителем главной роли Виталием Даниловым шел, наверное, года два, но мы то по времени не совпадали, то мешали какие-то другие нюансы. В итоге все-таки время нашли и сейчас уже заканчиваем репетиции.
Среди текстов Гришковца мне больше всего нравится пьеса "Дредноуты", я тоже очень хочу ее поставить. Пьеса "Как я съел собаку" была выбрана лишь потому, что Виталий Данилов, как и автор, служил на Русском острове. И на репетициях сейчас Виталий рассказывает такие истории, что если бы оказался таким же блестящим филологом, как Гришковец и смог бы их записать - получилось бы не хуже, чем у Гришковца.
Для человека, получившего образование на режиссерском отделении местного института культуры, где актерское мастерство преподают, можно сказать, факультативно, вообще удивительно, что Виталий состоялся внутри как актер, причем актер очень подвижный, гибкий, с великолепно работающей фантазией. Мы с ним не были хорошо знакомы, когда учились на разных курсах одного и того же института, и наша совместная работа теперь открывает для меня много нового.
Гришковца мы, кстати, немного подредактировали, тем более, сам автор рекомендует те кусочки, что не нравятся исполнителю, заменять своими или вообще убирать. Мы этим старались, конечно, не злоупотреблять, потому что основа - это все-таки текст Евгения Гришковца, но и артист, я думаю, добавит кое-что от себя. Спектакль - живое существо, поэтому 28 марта и 4 апреля зрители, возможно, увидят немного разные спектакли.
- Скоро ведь и сам Гришковец собирается приехать в Рязань, причем с той же самой пьесой. Не боитесь сравнений?
- Поступает много комментариев от людей со стороны на тему: "Зачем вообще это делать, если Гришковец играет пьесу сам и заведомо лучше остальных?" Но для таких людей всегда есть сам Гришковец и мы их за руку к себе не тащим, потому что работаем для тех, кто хочет посмотреть, как еще эта пьеса может выглядеть, тем более, здесь, в Рязани, где, на мой взгляд, театрального контекста вообще не существует.
- "Как я съел собаку" - это ваш первый опыт театральной постановки за пределами вузовских стен?
- Вообще-то, нет. Был еще клубный вариант текста того же Гришковца "Одновременно" в клубе "Паутина" года три назад. И хэппининг "Витя Пляскин" по мотивам "Школы для дураков" Саши Соколова, с лидером группы "ОГП" Алексеем Селивановым в одной из главных ролей. А в Москве я делал читку пьесы "Звёзды" немецкого драматурга Ани Хиллинг в "Школе современной пьесы", но делал ее почти как полноценный спектакль. Обо всем этом есть информация на нашем первом сайте www.kostindom.boom.ru.
Я пытаюсь прощупать почву на московских театральных площадках, но там бушуют страсти вокруг "новой драмы": это обычная современная драматургия, завернутая в определенный фантик, и те, кто ее сочиняет, не очень профессиональны, потому что на второй странице хочется это чтение прекратить. Может, они и затрагивают серьезные темы, но написано все таким образом, что темы эти никак не раскрыты, и сюжет дальше посиделок на кухне и якобы метафизических далей не идет. Возможно, я слишком строг, но меня такие сюжеты мало трогают. Драматургия - это все-таки клубок неких ситуаций, которые режиссеру хотелось бы развязать. Но, поскольку "новая драма" - это модно, очень многие пытаются ее ставить. Получается ерунда, потому что режиссеры пытаются раскрыть замысел драматурга, а он туда ничего особо и не закладывал. И критики говорят потом: "Театр - в кризисе". А бедных Шекспира с Чеховым настолько заездили, что они не только в гробу перевернулись, но уже, наверное, волчком там вертятся.
Поэтому многие ждут какого-то нового текста, который вот-вот появится, и режиссера, который его поставит, наверное - это тоже позиция. Что касается меня, то я заниматься этим не хочу. Я выбрал довольно редкое произведение - "Счастливая Москва" Андрея Платонова, которого чрезвычайно сложно инсценировать. Но сейчас репетиции спектакля приостановились, потому что возникли личные проблемы у одного из актеров. А в Рязани я встречался недавно с художественным руководителем и артистами ТЮЗа, чтобы сделать на Малой сцене этого театра один проект. Но, если по Гришковцу мы с Виталием Даниловым "совпали по времени", то с ТЮЗом - нет, наш проект "заморожен", поэтому не буду рассказывать подробности о том, что мы хотим сделать.
Еще я в последнее время увлекся проведением тренингов, основанных на "работе актера с пространством". Это сочинение Вячеслава Всеволодовича Кокорина, сильного мастера российской режиссуры, художественного руководителя Нижегородского ТЮЗа. Его тренинги построены на идеях Михаила Чехова и это, по-моему, технология, которая может повысить планку российского театра, как бы пафосно это ни звучало.
- Можно подробнее рассказать об этих тренингах?
- Когда Вячеслав Всеволодович Кокорин делал свои тренинги в Москве, некоторые актеры просто сидели на стульчиках и записывали что-то в блокнот.
Не знаю, как им это помогло. На мой вопрос, почему они не участвуют, говорили: "Да мы и так почти всё знаем, нам тут важно что-то новенькое узнать, вот мы новенькое и записываем". По-моему, новенькое важно не записать в блокнот, а тут же попробовать и таким образом понять, на что ты еще способен. Поэтому слова, которые могу сказать о тренингах, не дадут никакого представления о том, что это такое на самом деле. Возможно, один из них пройдет уже весной в рязанском "кульке". Все подробности на этот счет можно узнать на сайте "Костин дом" по адресу http://kostindom.ru.
Previous post Next post
Up