"Дорогой" советский автопром...

Nov 10, 2020 12:13


Автоэксперты пересчитали стоимость культовых машин времен Советского Союза в российских рублях. Получилось интересно.

Чтобы узнать, сколько стоили бы авто времен СССР в пересчете на современные деньги, пришлось конвертировать советский рубль и рубль РФ. Для этого за основу взяли прожиточный минимум в 1975 году и нынешний его размер в России. Если в ( Read more... )

история СССР, производительность, производительные силы, Совок, Социализм

Leave a comment

Comments 569

m_pavluchenko November 10 2020, 07:28:36 UTC
В СССР система цен была другая. Сырье стоило относительно дешево, так как цена устанавливалась по принципу себестоимость+рентабельность, а не исходя из спроса. Промышленная продукция наоборот была дороже за счет более низкой производительности труда, а в некоторых случаях низкой серийности.

К тому же в вашем примере еще и зарплаты нужно было учесть и сравнить, и некоторые услуги вроде жкх, чтобы было понятно откуда у советских людей накопления в таком количестве, что машины по таким ценам не стояли в свободной продаже, а приходилось в очереди открытку ждать.

Reply

karlsonmarxx November 10 2020, 11:07:11 UTC
ясно откуда накопления. Товарный рынок не развит, ничего кроме одежды -мебели не купить. А мебель покупали на вс. жизнть насколько я помню. Вот и копились кровно заработанные. Посему Слава КПСС придумал такую схему вакуумного засоса этих денег в казну -выпустить несколько моделей авто, хотя по логике, они и не нужны были особо, т.к как я уже сказал, возить на них нечего было. Поставили конские ценники и сделали дефицит. Вуаля! Машина по цене двух-3 комнатной квартиры. Слава КПСС потирает свои влажные ручки в экстазе.

Reply

m_pavluchenko November 10 2020, 11:15:38 UTC
====ничего кроме одежды -мебели не купить. ===
Телевизор, холодильник, пылесос, домашнюю утварь? Понятно что нынешним временам тот рынок не чета, но все таки. Опять же хрусталь ковры, ювелирка, хоть дефицит, но покупали. Поездки на юг тоже денег требовалия, а ездили многие.

====Поставили конские ценники и сделали дефицит. Вуаля===
Вообще-то цена относительно спроса была еще низкой, хотите знать рыночную цену смотрите за сколько торговали на вторичном рынке. Была бы цена равновесной спросу никакого дефицита бы не было.

===Машина по цене двух-3 комнатной квартиры. ===
В данном случае реальная цена квартиры занижена.

Reply

oldporuchik November 10 2020, 14:32:38 UTC
Машина по цене двух-3 комнатной квартиры
В 1977 году я и мои родители покупали дом (точнее полдома). Сколько стоит? - спросили в поссовете. - 11 тыс. - Ого! Две машины!
По их мнению цена была немыслимой: ведь квартира ничего не стоит, их даром раздают.
Но раздавали не всем и ждать надо долго, можно и не дождаться.

Reply


mercant November 10 2020, 07:31:38 UTC
С одной стороны, надо отдать должное Госплану, цены на автомобили с учетом зарплат рассчитаны +/- верно. Но прикол в том, что если пересчитать в доллары, то картина получается менее радужная. Если считать по официальному курсу в 60 копеек, то цена на "Копейку" будет около 10000$, в СССРе, а на экспорт шла по 1000$. Несправедливо? Но, при пересчете по реальному курсу в 25 (будем милосердны) рублей выходит, что для того, чтобы производство окупилось стоить "копеечка" на родине должна стоить не 6000 рублей, а 25 000. Что в принципе недалеко от истины, судя по рынку подержанных автомобилей (свою первую машину, как раз "копейку", отчим брал в конце 80-х с рук за 15000). То есть производить автомобили на внутренний рынок было НЕВЫГОДНО. Отсюда и очереди и дефицит.

Reply

romdorn November 10 2020, 07:36:34 UTC
В конце 80-х вообще была другая ценовая ситуация.

Читал тут про тачку Цоя - он купил Москвич-41 то ли за 32, то ли за 38 тысяч рублей - новый, "в салоне", весной 1990.

Reply

theriodont November 10 2020, 08:30:18 UTC
Не стоило оно ни столько ни полстолько в 90-м году в салоне.

Reply

romdorn November 10 2020, 08:44:56 UTC
Значит, были кооперативные салоны, которые перекупали у формально государственных салонов машины (прибыль делили пополам с директором салона), а потом продавали якобы как подержанную машину втридорога.

Так или иначе, реальная цена 41 Москвича на 1990 составляла около 40 тысяч рублей:

"Пригожин говорил, что машина Цоя стоила 32,5 тысячи. Моя машина стоила не 32,5 тысячи рублей, а 38 - это точно. Мне это почему-то запомнилось. Насколько мне припоминается, машины все собирались, собирались покупать, только я хотела «девятку», а он «Москвич» (или наоборот), и вот обсуждали, какая лучше, и тут предложили эти два «Москвича». По-моему, мне предложили. Сказали, что один стоит сорок тысяч рублей, а если купить сразу два - то по 38. Странно, что я даже эти цифры помню, вероятно, они обсуждались. Страшно выгодно показалось."//https://zen.yandex.ru/media/kalgin/kak-i-s-kem-coi-mashinu-pokupal-5f1d6f9ad4c3283e176d3b51

Reply


romdorn November 10 2020, 07:35:07 UTC
Ну да, техническое развитие уравняло Запорожец и Сандеро, Октавию и копейку.

К слову, в начале 1980-х копейка относилась к классу С, к которому сейчас относится Октавия. тут можно посмотреть на размеры первого Фольксвагена Гольф, который и стал основой "гольф-класса" (то бишь С-класса).

Колесная база у него, помнится, 240 см, меньше копейки на 2 см. Ширина тоже сопоставима и т.п.

Но 280 раз - это именно рубль 1975 года, для рубля 1984 года я бы поставил соотношение 1 к 170 примерно.

Reply


romdorn November 10 2020, 07:41:25 UTC
Карлсон, а ничего так аватарка)).

Reply


karlsonmarxx November 10 2020, 07:46:08 UTC
Интересно было бы не так сравнивать. а по тому - сколько зарплат уходило в то время на авто в ССССР и на западе.

Reply

romdorn November 10 2020, 08:52:12 UTC
Да, так и надо. Средняя в 1975 была около 150 рублей. Значит, Волга стоила около 67 зарплат, а Копейка - около 35.

Сейчас средняя что-то около 50 тысяч. Получаем Волгу-БМВ-5 около 3.3 млн, а Копейку-Октавию - около 1.7 млн.

Вполне все на том же уровне, но благодаря переориентации промышленности с военки на удовлетворение потребностей населения, товаров народного потребления, все это можно купить без адских очередей и т.п.

Так-то радикально мы не превзошли советский уровень, но все стало гораздо удобней, что в СССР с его дурацкими идеологизированными заморочками было невозможно.

Reply

redmay14 November 10 2020, 09:01:06 UTC
> Получаем Волгу-БМВ-5 около 3.3 млн

Как думаете, если бы советскому человеку предложить на выбор Волгу и БМВ, каков был бы процент выбравших Волгу? :))

Reply

romdorn November 10 2020, 09:41:50 UTC
Не, экономически выгодно, чтобы деньги оставались в стране. Поэтому амеры скорее полетят на Гавайи, чем на Мальдивы - ни разу не видел в кино, чтоб амер отдыхал на Мальдивах или Сейшелах.

Вот и нам правительство, заботясь о народе, приобрело Крым, ограничило поездки в Египет и Турцию, Грузию и прочие места.
Езжайте, друзья, в Ессентуки и Сочи, Ялту и Севастополь!

То есть при всей идеологизированности главным был экономический смысл.

Никто бы не стал конвертировать рубль и ввозить БМВ, чтоб легковое подразделение ГАЗа разорилось, и Волгу сняли с производства.))

Reply


Leave a comment

Up