Правда и мифы о капиталистической конкуренции

Jan 22, 2019 11:05


Если ты занимаешься бизнесом, ты не можешь быть приятным человеком. Ну никак. Бизнес - это, по сути, наука быть вонючей скотиной. И чем большим жопошником ты становишься, тем лучше развивается твой бизнес
Лемми Килмистер

Всегда недоумевал от вопиющего эльфизма некоторых людей, провозглашающих "свободный" капиталистический рынок панацеей от всех бед экономики. Мол, не надо вмешиваться, оно само всё рассосётся. В то же время, века господства капитализма, в разных своих ипостасях, на практике показали полную несостоятельность этой теории. Потому как, ущербна по определению вся социально-экономическая парадигма. Defective by design, как говорят в Обители Света и Демократии. Как бы ни переставляли кровати, как бы ни меняли персонал, бардак останется бардаком, и в институт благородных девиц не превратится.

В то же время, фукуямствующие рыночники, в своих постоянных нападках на СССР и социализм, раз за разом выдают частные ошибки, недостатки и недочёты конкретной реализации социализма, уже триста раз разобранные по молекулам, за системные и из этого выводят несостоятельность всей концепции социально-экономического прогресса. И одним из основных аргументов за "свободный рынок", его сторонники называют наличие в нем, в рынке, конкуренции.

Не сказать, что они в принципе, неправы: конкуренция в обществе - вещь для прогресса необходимая. И в сфероконической теории, всё должно работать, как положено: бизнес, в борьбе за потребителя, повышает качество продукции, снижает её стоимость и выдумывает всё новые инновации. Однако, на практике, мы, особенно в последнее время, видим прямо противоположное. Дорогие и некачественные товары, отвратительные услуги, "высокие технологии", на практике оборачивающиеся свистоперделками и маркетинговым пшиком и прочие "прелести жизни".

Воспевая все прелести рыночной конкуренции, адепты капитализма забывают об очевидных вещах, давным-давно подробно и многократно описанных классиками и многократно же подтверждённых на практике.

1. Самая главная цель любого капиталиста и смысл его деятельности - прибыль. И ради этой самой прибыли, капиталист готов на всё. Не стоит рассматривать буржуя, как угодливого исполнителя желаний потребителя: мы с вами для него всего лишь дойные коровы, из которых нужно максимально эффективно вытрясти бабло.

2. Смысл капиталистической конкуренции - не максимально удовлетворить потребителя, а захватить как можно большую долю рынка. В идеале - стать монополистом. И в этой борьбе буржуй использует, в первую очередь, максимально дешёвые и эффективные средства, такие как информационные войны, подкуп, лоббизмм и коррупцию. И уже в последнюю очередь - улучшение качества продукции и введение инноваций. Честными способами конкуренция не выигрывается.

3. В условиях, когда рынок уже поделен между крупными участниками, капиталистам проще и удобнее организовать явный или тайный сговор и тихо грызться между собой, но в то же время, сообща травить любого, кто сунется на их поляну.

4. При любом удобном случае, в конкуренции капиталист всегда использует механизмы государства (как бы ни утверждали противоположное либертарианские эльфы-утописты). Это как легальные методы (патентное право, копирастия), так и полулегальные (лоббизм) и вовсе нелегальные (коррупция, подкуп). Государство для буржуазии - самый удобный инструмент.

А теперь, для большей наглядности, представим всю эту механику в лицах. Петя, Вася и Коля - владельцы ресторанов. Петя старается взять качеством: повара у него достойны мишленовских звёзд, официанты вышколены, как английский дворецкий, интерьер создавали лучшие дизайнеры, а продукты всегда самые свежие и качественные. Вася не столь старателен, но он сделал ставку на пиар, рекламу и маркетинг: он нанимает толпы журналистов, орды блогеров и батальоны рекламщиков, дабы донести до едоков информацию о своём заведении. Коля - бывший депутат, и в его распоряжении все наработанные связи в государственных инстанциях: их-то он и использует.

Кто лучше, с точки зрения потребителя? Конечно, Петя. И по логике свободнорыночных эльфов, Петя должен порвать Васю и Колю, как Тузик грелку. Однако, в жизни получается всё совсем наоборот. Вася раскочегаривает против Пети информационную войну, Коля спускает на него всех государственных собак, и в результате, Петя уходит с рынка и уезжает подальше от этого бардака. А в результате, Коля и Вася переходят в состояние позиционной войны, когда Коля пытается натравить на Васю то налоговую, то санитаров, то пожарников, а Вася, в свою очередь, громит Колю в прессе, как коррупционера, жулика и вора, и засылает прикормленных блогеров подкладывать ему в суп тараканов. А настоящий проигравший в этой войне - потребитель. Мало того, что лучший для него участник рынка был выдавлен недобросовестными способами, так ещё и вынужден оплачивать из своего кармана весь этот деструктивный и бессмысленный срач (а как вы думали, правильный буржуй из своего кармана всё это оплатит?)

Но как ни парадоксально, временами, рыночная конкуренция работает "по книжному". Но это достаточно ограниченный круг ситуаций.

1. Активно развивающиеся рынки. В эпоху НТР, когда новые открытия и изобретения появлялись с огромной скоростью, простор для бизнеса был просто огромный. И необходимость освоения всего этого богатства на время ослабила подковёрную борьбу капиталистов и заставила их направить усилия в конструктивное русло. Оттого-то и возник миф о конкуренции, как абсолютно позитивной силе и главном двигателе экономического и технологического прогресса. А между тем, главной движущей силой НТР всегда была не коммерция, а война. Именно гонка вооружений принесла нам, в качестве побочных продуктов, множество всех тех материальных благ, которыми мы, не задумываясь, пользуемся.

2. Специфический, особо привередливый потребитель. Это не обычные "квалифицированные потребители", а профессионалы - те, которым нужны товары и услуги для работы. Они прекрасно разбираются в матчасти и оценивают новинки по их реальным ТТХ. Отчасти, туда же можно отнести лакшери-сегмент: богатеи падки не только на свистоперделки и маркетинговые бредни, но и на реальные инновации, а уж качество им подавай всегда только высшее, безо всяких скидок.

3. Ограниченные возможности для неэтичной конкуренции. Это касается, как правило, малого и среднего бизнеса, где возможности капиталистов по изводу конкурентов крайне невелики. Вот и вынуждены буржуи играть по правилам, повышая качество продукции, снижая цены и вводя инновации.

В результате, получаем: для того, чтобы конкуренция, по-настоящему приводила к прогрессу, нужно крайне серьёзно ограничить участников рынка в методах этой самой конкуренции. Иными словами, превратить кабацкую поножовщину в цивильную схватку на татами. А в условиях капиталистической экономики и капиталистического государства, сделать это попросту невозможно: у власти-то те же самые капиталисты, и законы пишут капиталисты.

А поэтому, единственный реальный выход из ситуации - переход к социализму. Социалистическая экономика, особенно, на ранней стадии развития, вполне себе, предусматривает, в том числе, рыночные методы ведения хозяйства. И рыночную конкуренцию тоже. Но в отличие от капитализма, социалистическое устройство общества, как раз, сможет реализовать механизмы, направляющие конкуренцию во благо, а не в дурь, пар и свист.

Что до общества коммунистического, не думаю, что оно, как нам утверждают верующие во всеблагой рынок, будет свободно от соревновательных элементов в экономике. Люди, они всегда найдут, каким образом померяться длиной и толщиной чего-нибудь. А уж в обществе, где использование ресурсов ограничено лишь здравым смыслом, а любое общественно-полезное творчество лишь поощряется, это лишь вопрос личных амбиций.
Previous post Next post
Up