Я убил в себе государство.Егор Летов-Сергей Михалок
Ронин... Всегда один...
Сергей Михалок
Сергей Михалок - фронтмен группы "Ляпис Трубецкой", ставшей известной в конце 1990-х с ироническими песнями "
Ты кинула", "
Ау", "
Евпатория" и др.
Мне и тогда его песни казались оригинальными, как и песни "Сектора Газа", например, тогда как многие считали эти группы недостойными величия "Машины времени" или "Воскресения", например... как выражался Паук.
Но с выходом альбомов "Рабкор", "Капитал", "Манифест" (2008-2012) открылось новое лицо Михалка. Казалось, он сильно политизировался и брутализировался: похудел и накачался, покрывшись татуировками.
Кажущаяся близость текстов Михалка "левым", "марксистам" (все три названия связаны с Марксом и СССР) при ближайшем рассмотрении оказывалась выморочной, ибо он скорее анархо-растаман, по удачному выражению из вот этой рецензии:
http://www.nneformat.ru/reviews/?id=7854А о смысле ожиданий Михалка этот белорусский автор 1964 г.р. пишет так (2014 год):
"Что же нас ждет впереди?... Курс на имперский изоляционизм, приверженность идее прогрессорства на советский лад, фактический возврат к сталинистской парадигме, постепенное утверждение диктатуры сродни восточным деспотиям, укоренение спекулятивных мифов в массовом сознании и подсознании".
Ну и конечно,
многим патриЁтам и геополитически озабоченным россиянам не понравилась поддержка Евромайдана 2013 года, накаты на А.Г. Лукашенко, переезд в Одессу (у него оттуда жена) и неуважение к "русскому мирЪу", явленное, собственно, в песне и особенно клипе "Матрешка":
Click to view
Удивительно, но даже ёрникам из Луркоморья новый Ляпис показался примкнувшим к эстетике фашизма. Накачался, мол, гаденыш укронацистский. Хотя и признают, что "
Серега сейчас на острие современной культуры или, как это модно говорить, в тренде.".
С другой стороны, все носятся с песней "Воины света" - мол, это "Гимн Майдана", однако Геннадий Шостак из рецензии выше указывает, что песня создана еще в 2010 году и скорее посвящена таким же анархистам-индивидуалистам, как он сам (летом 2020 года многие "белорусские оппозиционеры" были неприятно удивлены тем, что Михалок не составил прямой поддержки тамошнему Майдану).
А я в рамках темы хотел бы обратить внимание на мелодию песни.
Это же "Строим БАМ" ансамбля "Пламя" (1974)!
https://www.youtube.com/watch?v=QUb1sRp-_F8Причем Михалок использовал (скоммуниздил) мелодию в обработке "Самоцветов" (2009):
https://www.youtube.com/watch?v=NWvGm5zpL9Y"Рельсы упрямо режут тайгу...
Воины света, воины добра..."
Так как я последнее время немало слушаю Михалка в его инкарнациях - "Брутто", "Дрезден" (он родился в Дрездене в 1972, потом жил на Алтае, а в конце 1980-х переехал с родителями в Минск), особо тащусь от
"Ронина", то я заметил много советских смыслов в его текстах. Даже "
Черный обелиск" Ремарка скорее знают в СССР, чем в Германии.
Сам Михалок говорит, что любит фантастику и Андрея Платонова, и советская фантастика с Платоновым проскальзывает - весь этот "прекрасный мир будущего", но тут же и "дембельский альбом", и "котлован", причем советская цивилизация вписывается в общемировой контекст:
Click to view
Черный дым и белый холод
Разлучают нас с тобой
Над скульптурой Серп и Молот
Атлантида под Луной
Пролетают Эдельвейсы
Командора Джимми Ли
Хаоситы прячут пейсы
И съедают горсть земли
Будешь вспоминать
Алтайских вересков
На губах янтарный мед
Фотографий деда дембельских
Ярко-алый переплет
Эскадрильи юных орликов
Сквозь Галактики плывут
Аргонавтов (см. советские мультики:
https://www.youtube.com/watch?v=epPfg0ZjjLQ) и паломников
Ариель с Мирандой ждут... (Ариэль, к слову, персонаж "Бури" Шекспира, ну и романа А.Беляева, коим я зачитывался в 1984 примерно).
Песня "12 обезьян" тоже дает ассоциативный советско-коммунистический ряд, но смесь Чевенгура и независимого Тибета должна показать нам, что у такого персонажа полная каша в голове:
Click to view
Мечтаешь изменить безумный мир,
Чувствуешь себя волшебным королем,
Принимаешь с космоса эфир
Радугой цветной, серебряным дождем.
Ангелы играют на трубе,
Торжественно звучат мажорные лады,
Ты веришь в независимый Тибет,
Латинский коммунизм и райские сады.
Молодость и радость,
Ты главный партизан.
Анархия и ярость
Двенадцать обезьян.
Ты веришь, что звезда в твоей руке
Способна разбудить горячие сердца.
Город Чевенгур на золотом песке -
Хрустальная мечта идейного борца.
Маленький гаврош, наивный принц -
Для тебя борьба, как карнавал...(Мужик в кадре рядом с Михалком - вылитый Борис Кагарлицкий!))
В композиции "Баррикадо" Михалок являет свой скепсис по отношению к революционной активности. Он вроде бы и за нее, как проявление творческого начала и "энергетики", но он не за нее в смысле "осмысленного целенаправленного действия" (см. ссылки в тексте):
Click to view
Гаврош хватает окровавленное древко
Бежит с автоматом
полуголая девкаКонфликт - гарантия новых грантовКвоты и пособия - встречаем иммигрантов!
Barrikado, bienvenidos
Vietnam Saigon, Medellín burritos
Grappa, чача, Нагорный Карабах
Выпьем, muchachas! Текила лечит страх
Barrikado, pueblo unido
Barrikado, jamás será vencido
Barrikado, pueblo unido
Barrikado, jamás será vencido
Горящую Кэрри не спрятать под маской
Железный дровосек, алмазная смазка
Сдохнуть под клоуном на сникерс урбании
Реальней чем в фавелах во время пандемии...
Михалок сохраняет дистанцию по отношению к своим персонажам. И не надо его интервью начала 2015 года трактовать как законченную "укронацистскую" позицию:
https://nashaniva.com/?c=ar&i=145624&lang=ru Было же и его интервью 2010 года:
"- Мой жанр - сатира. Сastigat ridento mores - "Cмехом бичуют нравы". Я всегда говорю, что я гаер, древний опасный клоун, и не хочу быть придворным шутом. А весь юмор сейчас связан с придворным шутовством: ComedyClub, петросяновщина. Все это пошло, вульгарно, беззубо и выгодно властям, так как все это легкий дивертисмент. Я и мои мысли серьезны, а форма их выражения по-прежнему - смех.
Я не сошел с ума и не примеряю на себя вериги монументальных рок-философов, таких как Константин Кинчев или Юрий Шевчук. По-прежнему одна из важных составляющих моего послания - это самоирония, отсутствие нарциссизма и самолюбования. Я действую в рамках художественного образа. Это такой неофутуризм с Маяковским (участники группы в клипе и на фото сняты в образах Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Горького, Есенина и Маяковского. - Newsweek), с бурлеском Серебряного века, с сильными страстями и четкой позицией. В нашем случае это анархическое левое мировоззрение. И мне очень нравится, что альбом получился целостным, и для многих наша социумно-художественная маскировка оказалась загадкой: не сошли ли мы с ума, не выходим ли мы на баррикады. Все это, конечно, не так.
- Но с тем же Шевчуком вы против одного и того же выступаете, и не менее жестко. В чем тогда разница?
- Я все-таки серьезно к рок-н-роллу не отношусь. Рок-н-ролл для меня тоже объект насмешек. Некоторые люди от рок-н-ролла настаивают, что есть грань между попсой, вульгарщиной и рок-н-роллом. А я считаю, что именно в рок-н-ролле сейчас много попсы и вульгарщины.
В России только среди альтернативных, андеграундных групп остались люди, которые соединяют простоту и протест.
А в рок-н-ролльном иконостасе, в этом патриархальном русском роке у меня нет коллег. Потому что я вижу, как люди, которые реально могут воздействовать на массы, очень красиво вписываются в общую картинку телевизионного мира восстанавливающейся богатырской империи. Они не видят никаких проблем в том, что буржуазно-капиталистический рай, помноженный на извращенное понятие коммунизма, которое пришло вместе со Сталиным, порождает уродливые формы. И за внешней красивой оболочкой скрываются вещи, с которыми не должен соглашаться свободный художник. Именно свободный дух - одна из осей координат рок-музыки. Рок-музыкант не может быть придворным."//
https://vk.com/note8959479_9797931В конце концов,
Егор Летов некогда (в 1996) поддержал Зюганова, над чем иронизировал Лимонов ("замшелые чиновники").
Убить в себе государство никогда не удастся до конца.
Но не стоит ставить крест на талантливом Сергее Михалке.