Сейчас в России, едва открывшись, снова закрываются архивы. Это меня ужасает, у меня волосы дыбом становятся. Ведь посмотрите, как в Германии исследуют ту же историю "Белой розы": постоянно углубляются, постоянно находят какие-то новые детали. В России же этот процесс осмысления прошлого грозит завершиться, не успев начаться.Николай Артемов (2012 год)
Я абсолютно согласен с тем, что историю нельзя трогать.Сергей Лавров (2021 год)
9 мая 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Софи Шолль, героини немецкого Сопротивления.
Ее и других участников
группы "Белая роза", виновных в выражении своего мнения, казнили на гильотине.
Обычно Германия и немцы вызывают ассоциации с законопослушностью и исполнением решений руководства, но не все там столь тупы и бараноподобны, чем и интересны. Некоторые пытались вызвать неприятие нацистского режима у сограждан, однако особого отклика их действия не получили, зато власти весьма оперативно разыскали смутьянов и казнили их после недолгого следствия и суда по обвинению в государственной измене.
Собственно, возникает вопрос: чем были так уж ужасны действия критиков режима? Рассмотрим по порядку.
Дело было в Мюнхене, Бавария. Заслуживает внимания, что все участники антинацистской группы не были баварцами, за исключением Кристофа Пробста. Судя по описаниям Лиона Фейхтвангера, урожденного мюнхенца, но при этом еврея, баварцы недружелюбны к "чужакам". А мать Кристофа тоже была еврейкой:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пробст,_Кристоф "Софи Шолль, у которой было двое братьев и две сестры, родилась в христианско-либеральной семье. В то время как ее отец с самого начала находился в оппозиции к Гитлеру, Софи и ее старшего брата Ханса поначалу привлекали распропагандированные в Третьем рейхе идеалы сплоченности национал-социалистов. Они вступили в молодежные организации нацистов - гитлерюгенд и Союз немецких девушек. Однако вскоре они стали испытывать все большее отчуждение от национал-социалистов.
В 1938 году Софи впервые столкнулась с репрессивной машиной нацистской диктатуры, когда гестапо допрашивало ее в связи с принадлежностью ее брата к Молодежному союзу (Bundische Jugend). Весной 1940 года она получила аттестат зрелости и начала учиться на воспитателя детского сада. В 1941 году Софи Шолль на несколько месяцев была призвана для выполнения трудовой повинности в Имперской службе труда, а после этого в мае 1942 года начала изучать биологию и философию в Мюнхенском университете.
В это время ее брат Ханс и родившийся в 1917 году в Оренбурге российский немец Александр Шморелль уже основали группу Сопротивления «Белая роза» и в период с июня по июль 1942 года сочинили четыре текста листовок против нацистской диктатуры. Эти листовки они анонимно разослали по ста адресам в Мюнхене и окрестностях - писателям, профессорам, книготорговцам, товарищам по учебе.
В период с середины июля до конца октября 1942 года оба студента-медика были призваны в качестве санитаров на германо-советский фронт под Вязьмой. Как для Шолля, так и для Шморелля это стало поворотным пунктом в их жизни...
Когда оба начинающих медика возвратились в Мюнхен, то уже и Софи Шолль стала активно работать в «Белой розе». Она убедила своих соратников в необходимости адресовать листовки более широкой публике. Софи Шолль настаивала на переходе от «пассивного сопротивления» к призывам активно бороться с нацистской диктатурой.
Катализатором следующих акций «Белой розы» стало катастрофическое поражение вермахта под Сталинградом...
Поэтому между 27 и 29 января 1943 года появилась пятая листовка, призывавшая порвать с национал-социализмом: «Не верьте, что благо Германии неизбежно связано с победой национал-социализма! Преступный режим не сможет добиться победы Германии. Не теряя времени, порвите со всем, что связано с национал-социализмом». Однако на их рискованный труд - было напечатано более 6000 экземпляров, которые для создания впечатления межрегионального движения Сопротивления были распространены в шести южногерманских и австрийских городах, - ожидавшейся реакции не последовало...
Когда брат и сестра утром 18 февраля 1943 года раздали более 1700 экземпляров своего воззвания в Мюнхенском университете, их за этим занятием застал и задержал техник аудитории Якоб Шмидт. Будучи членом СА, он передал студентов ректорату, где они сначала были опрошены юристом университета и ректором. Несколько часов спустя руководство вуза вызвало гестапо и передало ему молодых людей. Гестапо направило их в мюнхенское управление тайной полиции, где Софи Шолль была допрошена сотрудником криминальной полиции Робертом Мором.
Поначалу она и ее брат отрицали любую причастность к акции с раздачей листовок и почти убедили сотрудника тайной полиции в своей невиновности. Однако, когда несколько позже были получены результаты обыска в квартире, под тяжестью найденных неопровержимых улик обвинение стало неоспоримым. Гестапо изъяло не только пишущую машинку, более 100 почтовых марок и боевой пистолет с патронами, но и металлический трафарет с надписью «Долой Гитлера». Поскольку дальше отрицать свою вину стало бессмысленно, Софи и ее брат во всем сознались, пытаясь при этом выгородить своих друзей, участвовавших в акциях Сопротивления, и заявив, что главная ответственность лежит на них самих...
Александр Шморелль так изложил суть...:
«По моему мнению, нац[ионал]-соц[иалистский] режим слишком сильно опирается на власть, которая у него в руках. Он не терпит никакой оппозиции, никакой критики, из-за чего ошибки, которые он совершает, не признаются, не исправляются. Поэтому я не думаю, что он выражает чистую волю народа. Он не дает народу возможности выражать свою волю, не дает народу возможности менять что-либо в этом режиме, даже если он (народ) с этим не согласен. Он был создан таким, и его нельзя критиковать, нельзя ничего в нем менять - и я считаю, что это неправильно. <…> По моему мнению, сейчас каждый гражданин откровенно боится в чем-либо упрекнуть власти, потому что его за это накажут»."//
https://novayagazeta.ru/articles/2021/04/27/ia-po-prezhnemu-schitaiu-chto-sovershila-luchshee-chto-moglaЕсть мнение, что "Белая роза" была чуть ли не единственной группой Сопротивления, пытавшейся пробудить сознание немцев после Сталинграда:
https://en.wikipedia.org/wiki/German_resistance_to_Nazism Но что же ужасного совершили члены "Белой розы", если вдуматься? Написали "Долой Гитлера!" на стенке? Ну так напишите "Да здравствует Гитлер!" - и будет вам счастие. Неужто это такое заклятие, что фюрер заболеет и помрет?
Написали, что с национал-социализмом не будет победы? Ну так, собака лает, а караван идет: будет, будет победа, как же иначе, раз сам Гитлер возглавляет?! Но в реальности подпольщики оказались правы: НС не принес Германии ничего хорошего, Германия потерпела поражение, и вряд ли в этом виноваты несколько человек, которые пытались посеять сомнения у нескольких тысяч правоверных.
Так зачем же их казнить еще и за госизмену? В чем измена-то? Тайн никаких не выдали (про поражение в Сталинграде знали все, был объявлен 3-дневный траур), а выразили сомнение.
А сомнение плодотворно... но не для авторитарных режимов, которые требуют всеобщей экзальтации и самонакачивания взамен трезвого взгляда.