«Избави мя отъ таких друзей, а съ врагами я и самъ справлюсь»

Jun 13, 2021 13:32





https://pbs.twimg.com/media/EwcrpCkXMAIo3KP.jpg:large

Экспресс-реплика (реплика сразу по прочтению) по поводу толкования А.Горцем и иже с ним одного из моментов учения Маркса о социальной материи, формах её исторического становления и функционирования в условиях самоотчуждения человека от своей человеческой природы вообще и в условиях капиталистической формы производства общественных индивидов, в особенности.

Vlad Bout (karlsonmarxx) опубликовал запись под названием « Андре Горц. Нематериальное».

В этой записи, немного сокращая, утверждается следующее:

«Уже Маркс считал, что знания (knowledge) должны стать «крупнейшей производительной силой» и важнейшим источником богатства. «Труд в его непосредственной форме», измеримый и оцениваемый количественно, должен перестать быть мерой созданного богатства. Богатство должно зависеть в меньшей степени от «рабочего времени и количества затраченного труда» и в большей - от «общего состояния науки и прогресса технологии» (с. 592). «Непосредственный труд и его количество [исчезают] как определяющий принцип производства», превращаясь все больше в «хотя и необходимый, но подчиненный момент по сравнению с общим научным трудом» (с. 587). «Процесс производства» уже нельзя понимать как «процесс труда». ...Появление свободного времени «для полного развития индивида» может «рассматриваться с точки зрения непосредственного процесса производства как производство постоянного капитала (capital fixe). Постоянным капиталом является в этом случае сам человек (capital fixe being man himself)» (с. 599). Идея «человеческого капитала» обнаруживается, таким образом, уже в рукописях 1857-1858 гг.»

У толкователя (Горца), текст которого вынесен в качестве записи « Андре Горц. Нематериальное» для обсуждения, есть изначальная неадекватность понимания учения Маркса.



Горц воспринимает, мыслит и толкует в качестве нематериального, как исключительно нематериальное то, что у Маркса и для Маркса есть  материальное (производительная способность человека = способность  человека к производству материальна точно так же, как и самое производство общественных индивидов).

В данном случае у Маркса речь идёт об опредмечивании знания, то есть общественного сознания, способом существования которого как раз и является знание, - об опремечивании зания в человеке, в его способности к производству и во всех иных условиях его производства, а также и о диалектически едином с этим процессом процессе распредмечивания этого прежде опредмеченного знания (сознания) в процессе производства общественных индивидов как сам этот процесс производства и как его (производства) продукты.

Речь по существу идёт о повышении социальной плотности или, говоря иначе, об уплотнении (действительном развитии) социальной материи - человека как родового существа, сущего никак иначе, кроме как множество (совокупность) единичных личностей, составляющих человечество.

И, стало быть, речь идёт об историческом развитии процесса производства общественных индивидов - о развитии человека как человека, то есть о движении человека посредством своей предыстории и от этой своей предыстории к своей подлинной истории и в свою подлинную историю.

Но Маркс в данном конкретном случае, как и всегда, пишет не вообще, а рассматривает вполне конкретные общественные условия, отношения и связи действительных общественных индивидов, и рассматривает эти конкретные общественные условия, отношения и связи, как и соответствующих общественных индивидов, в контексте и с точки зрения всего своего учения о человеке и его истории в их целом.

Маркс выделяет два рода производства общественных индивидов - производство материального богатства в форме предметов потребления (в производительном потреблении или потребительном производстве - это различение в данном отношении несущественно) и производство самого человека как общественного существа.

В условиях товарного производства и развитого товарного производства, то есть в условиях отчуждения производительной деятельности в превращённой форме труда, процесс производства есть также и процесс труда (диалектическое тождество с различием), и процесс отчуждения продуктов труда.

Иными словами, совокупность всех этих общественных условий товарного производства и развитого товарного производства (совокупность условий экономической общественной формации) есть условие диалектического тождества процесса производства с процессом труда.

Способность человека к производительной деятельности лишь в условиях развитого товарного производства, абсолютно необходимыми предпосылками которого являются самоотчуждение человека от своей родовой природы, отчуждение производительной деятельности в превращённой форме труда и отчуждение продуктов этого труда в форме товаров (включая услуги и работы), является субстанцией, производящей новую и воспроизводящей прежде созданную стоимость в форме капитала.

Так вот стоимость рабочей силы совокупного рабочего, применяемой (рабочей силы) общественным капиталом, то есть функционирующая (процессирующая) стоимость рабочей силы (живой труд по величине своей стоимости) есть переменный капитал, в то время как процессирующая (= применяемая в процессе производства общественных индивидов) стоимость прежде овеществлённого (опредмеченного в вещах) труда (мёртвый труд) есть постоянный капитал.

Поэтому Маркс в рукописи замечает для себя (= для последующего развития, раскрытия) ещё один существенный, ставший обособленным от всех других моментов, момент процесса производства общественных индивидов в условиях самоотчуждения человека от своей родовой природы - производство человека в «свободное время».

Речь идёт о моменте производства общественных индивидов в условиях самоотчуждения и отчуждения, который есть превращённая форма производства человека в отличие от производства материального богатства.

Ибо другими превращёнными моментами этого рода производства общественных индивидов являются виды так называемого (в «истмате») «нематериального производства» - процесс труда в так называемых сферах образования, здравоохранения и культуры.

Маркс вполне ясно и недвусмысленно пишет и доказывает, что производительным трудом для капиталиста (и капитала) является всякий труд, принсящий прибыль на применяемый этим трудом капитал. А посему и это так называемое «нематриальное производство» в условиях развитого товарного производства есть производство капиталистическое, то есть развитое товарное производство. И в нём, как и во всяком капиталистическом производстве, капитал делится на постоянный и переменный.

Но что есть продукт капиталистического производства, если не капитал в его товарной форме? А что есть выпускник школы, Вуза, выписанный из больницы и т.п., если не продукт производства соответствующего капиталистического предприятия? А что есть предподаватель с этой точки зрения, если не средство производства, применяемое на данном предприятии?

Производимые системой профессионального образования потенциальные кадры для иных капиталистических предприятий и для предприятий профобразования, и для всех прочих предприятий суть товар, который одни производят для рынка и предлагают на рынке, а другие приобретают на рынке для последующего производительного потребления этого товара согласно его потребительной стоимости и меновой стоимости.

«Свободное время» индивидуума в этих условиях есть время потенциального и эвентуального самовоспроизводства (= самовозрастания) потребительной и меновой стоимостей этого индивидуума не как человека, но как эвентуального средства производства, а равно и как эвентуальной производительной силы (рабочей силы). Здесь - в этих условиях и при этих предпосылках - далектическое тождество индивидуума как переменного и постоянного капитала есть эмпирический факт буржуазной действительности.

Отождествляя переменный капитал с постоянным капиталом непосредственно, превращая непосредственно переменный капитал в постоянный капитал и, следовательно, вытесняюще замещая переменный капитал постоянный капиталом, то есть элиминируя все те  опосредствования, которые раскрываются в учении Маркса и учением Маркса, Горц и в этом отношении демонстрирует абсолютную недоступность его (Горца) восприятию и мышлению учения Маркса вообще.

А, в особенности, он (Горц) демонстрирует абсолютную недоступность его восприятию и пониманию категорий общественной действительности (фактически процессирующих, а не составляющих весьма ограниченную объективную и субъективную реальность Горца и иже с ним буржуазного общественного сознания и буржуазной общественной практики).

В равной мере и тот «знаток марксизма» (Коряковцев), который рекомендовал труды Горца и иже с ним (см. ранее опубликованный список) в качестве трудов, замещающих развитие учение Маркса современной действительностью, абсолютно неадекватно воспринимает, мыслит и оценивает учение Маркса - точно так же, как и те, труды которых он рекомендовал вместо учения Маркса. «Сродное тянется к сродному» - так говорил ещё Платон.

Previous post Next post
Up