Странные процессы идут в небольшом городе Усолье, который знаменит архитектурными и историческими достопримечательностями. В течение месяца там бульдозерами срыли археологический памятник на площади в три гектара с ущербом на 180 миллионов рублей. Администрация города изображает партизана-подпольщика, журналисты молчат, возмущаются только пермские историки. По слухам, в затопляемой зоне решили построить ипподром. Зачем?
Всё началось в середине августа, когда на северной части острова, где кучно расположены архитектурные, исторические и археологические памятники эпохи Русского средневековья, появились бульдозеры и трактора. Усолье - городок маленький, всё становится известно быстро, но жителей успокоили: мы убираем мусор, приводим в порядок прибрежную часть. Однако работы «по уборке мусора» продолжались и неделю, и следующую. Техника продолжала углубляться в
землю.
Примерно в это время сигнал о несанкционированных работах получили в Перми. Инспекторы по охране памятников запросили администрацию Усолья и получили тот же ответ: мы убираем мусор. Приехав же на место, археологи обнаружили следы масштабных работ. На территории около 30 тысяч квадратных метров земля была срыта на метр в глубину. На поверхности были видны следы разрушенных фундаментов средневековых зданий. Местные жители рассказали, что строительная техника появляется каждый рабочий день, но на ночь и выходные не остаётся, уезжает куда-то. Чья техника - неизвестно. В администрацию города отправили предписание о немедленном прекращении всяческих работ на памятнике. Предписание проигнорировали, фактически отказавшись исполнять прямые указание руководящих органов власти. В конце концов пермские ученые вынуждены были обратиться в прокуратуру и с открытым письмом - к губернатору Виктору Басаргину и Общественной палате края.
«В результате работы тяжёлой техники (по данным на середину сентября 2012 г.) культурные напластования археологического памятника «Усолье, поселение» были уничтожены на глубину, превышающую 1 метр, на площади свыше 30 тыс. кв. м. Сохранившиеся ранние культурные напластования - в том числе фундаменты каменных и остатки деревянных построек конца ХVIII в. - начала XIХ в. оказались обнажены, их разрушение будет особенно интенсивно происходить во время осеннее-весенних паводков 2012-2013 гг. Ущерб, нанесённый памятнику археологии, по предварительным оценкам (на основании методики подсчёта ущерба, принятой в Институте археологии РАН, г. Москва), составляет не менее 180 млн руб.»
На памятниках археологии, в соответствии с российским законодательством, разрешено проведение только охранных работ. Проведение хозяйственных работ свидетельствует о нарушении федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 36 и 45. Археологи неоднократно обращались в органы охраны памятников (в Госинспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края, в министерство культуры Пермского края) с просьбой разобраться в ситуации и остановить разрушение исторического наследия г. Усолья. Первое такое заявление от КАЭ ПГНИУ датировано 17 августа 2012 г. Однако земляные работы на памятнике были продолжены. Границы разрушения памятника фиксировались 04.09.2012 г. и 22.09.2012 г., при этом площадь разрушения за этот период увеличилась в 1,5 раза.
Всё это создаёт угрозу существованию памятника археологии «Усолье, поселение (историческая часть г. Усолье»… Под письмом стоят подписи руководителей Камской археологической и Камской археолого-этнографической экспедиций, профильных отделов Пермского краевого музея, краевого отделения общества охраны памятников, профессоров пермских вузов.
Сложилась ситуация, удивительная и для Усолья, и для Пермского края. Известно, что памятники археологии повреждают достаточно часто, но в основном по незнанию или ошибке. Бывает, что памятник зарегистрирован в документах у историков, но не значится в Земельном кадастре. Но чтобы муниципальные власти не останавливали варварские работы на территории, про статус которой известно всем и написано во всех документах, - это очень странно и очень нагло.
Вторая странность: жители Усолья, администрация города, его глава Григорий Шехматов всегда трепетно относились к памятникам на своей территории. Ну просто потому, что это единственное богатство Усолья, другого нет. И вот такая «загогулина».
Есть несколько версий происшествия.
«ПИТЕРСКО-СТРОИТЕЛЬНАЯ»
Ещё в 90-х годах был разработан проект глобальной реконструкции исторической части г. Усолья. Эксплуатируя тогдашнюю мировую моду на «русское», предполагалось сделать Усолье историко-туристическим центром. Для этого, кроме глобальной реставрации памятников, должны были построить инфраструктуру: гостиницы, магазины, развлекательные комплексы. Проект благополучно забыли, а в последние годы, говорят, снова вспомнили. И как припоминают эксперты, которые знакомились с проектом, в северной части острова, как раз где сейчас отработали бульдозеры, должен был быть построен какой-то комплекс. Разработчиками проекта были питерцы, и их не смутила одна важная для нас деталь. Вся северная часть острова, в том числе и памятник археологии, расположены на затопляемых землях, то есть каждую весну их заливает. Ещё раз повторю, питерцев это не смущает, они у себя привыкли строить на болотах. Но для нас-то любое строительство на таких землях становится золотым. И даже если вдруг с потолка решили реализовать какой-то кусок из старого плана, почему не сделать это законно?
«КРИМИНАЛЬНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ»
Версия исходит из глобального распространения «чёрной археологии» и кладоискательсва на территории региона в последние годы. Якобы некие «чёрные археологи» заказали строителям за деньги снести верхний слой памятника. А теперь приедут на чёрных джипах, с крутыми металлоискатеями и без особых проблем выкопают ценности. При сегодняшнем разгуле коррупции и «чёрной археологии» версия, конечно, имеет право на существование. Но тогда надо признать автоматически всеобщую коррупцию в администрации Усолья. Что, честно говоря, маловероятно.
«БЕРЕЗНИКОВСКО-ИППОДРОМНАЯ»Говорят, что несколько березниковских бизнесменов, увлекающихся коневодством, договорились с главой Усолья о строительстве на этом месте ипподрома. Мол, Усолье получит классный спортивно-социальный объект, бизнесмены - нормальное место для содержания и тренировки лошадей. Все довольны. И даже якобы в строительстве заинтересован один из березниковских промышленных гигантов. Последнее, конечно, всё объясняет. И наглость, и скорость, и молчание журналистов. Промышленным генералам лучше не перечить. И самое главное, никто бы, наверное, перечить и не стал - дело-то хорошее.
Но почему именно на этом месте? Даже не беря в расчёт памятник - это затопляемая зона. Даже промгиганты не в состоянии указать уровень весеннего разлива природе. А значит, строительство будет баснословно дорогим. При всём земельном богатстве выбирается место неудобное, затопляемое, да ещё и с нарушением всего возможного законодательства.
Скажите, где логика?
Само плохое, что памятник, скорее всего, не восстановить. Провести охранные работы поздней осенью практически невозможно, весной ледоход и затопление памятник разрушат. Археологи в следующем году смогут выбрать только то, что останется. Возможно, историки настоят на своём, и ответственных лиц накажут не только по административной, но и по уголовной статье. Но памятник при этом всё равно будет потерян. А всё из-за конского мышления.
Текст: Вадим Кубинцев, газета "Пермские новости"
Твитнуть +
Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.