Крым 2017. Часть VII

Jul 28, 2019 23:13

С корабля на бал... Из военных музеев в Массандру. В том же 2017 году посетили известный винзавод. И это единственная купленная нами экскурсия (все остальные поездки совершали сами на машине и покупали проходки уже на месте), так как посетить экскурсию, но не дегустацию... это как вообще?! =)




Немного материала из методички.

Виноделие в Крыму зародилось в VII-VI веке до н.э. Начало ему положили древние греки, которые колонизировали Северное Причерноморье. Затем х дело продолжили римляне и византийцы. Когда население Тавриды страдало от нашествий гуннов, набег хазар, печенегов, половцев, виноградарство и виноделие приходило в упадок. Возрождение виноделия началось после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году. Главные массивы виноградных насаждений сосредотачивались на ЮБК в долинах, спускающихся с гор к морю, а также в районах Судака, балаклавы, в долинах рек Салгира, Альмы, качи, бельбека.
Во второй половине XIX столетия виноградные плантации стали появляться и в степном Крыму, где их площади постепенно расширялись. Все это вызвало необходимость создания отечественной школы виноградарства и виноделия. Неподалеку от селения Никита в 1812 году был основан Никитский ботанический сад, при котором с 1828 года было организовано Магарачское училище садоводства и виноградарства, а в 1894 году в Магараче открылись высшие курсы виноделия.







Огромную роль в развитии крымского виноградарства сыграл наместник Новороссии граф Михаил Семенович Воронцов. В своих южнобережных имениях в Гурзуфе, Алупке, Массандре, Ай-Даниле он разбивал виноградники, высаживая лучшие французские, рейнские, испанские и греческие лозы. М.С. Воронцов первым организовал в Крыму промышленное виноделие. В Массандре, защищенной с севера Никитской яйлой (высшая точка - гора Авинда, 1473 м), он угадал лучшую для этой цели местность. Именно здесь была впервые заложена слава всемирно известных крымских вин - Белого муската, Мадеры, некоторых сортов Портвейна и Токая.



Уже к 1834 году в Массандре было приблизительно 16 тысяч кустов винограда, из них 10 тысяч сорта бордо, 3 тысячи - рислинг, 2 тысячи - токай, 1 тысяча - кокур.





В 1889 году имение было куплено царским Департаментом Уделов. В 1890 году государь Александр III назначил на должность главного винодела имения Его Императорского Величества "Ливадия" и удельных имений Крыма и Кавказа князя Льва Сергеевича Голицина. Вскоре после вступления в должность Голицын стал приглашать на работу в винодельни уделов отечественных мастеров взамен некоторых нерадивых иностранцев.
При Голицине "Массандра" превратилась в образцовое виноградарско-винодельческое хозяйство. В 1894 году под руководством Льва Сергеевича начинается строительство первого в России подземного завода для производства и выдержки столовых и десертных вин.
Найти идеальное место, где можно было бы достичь в тоннелях ровной годовой температуры Голицын поручает геологу и гидрологу Н.А. Головкинскому. Место было найдено в окрестностях Ялты, на северо-западе Массандры, неподалеку от горного водопада.



Сооружался завод по проекту А.И. Дитриха инженерами-строителями С.Н. Чаевым и В.Н. Чагиным и обошелся в 1,2 млн рублей. Строительство завершили в 1897 году. Было сооружено семь тоннелей (150 метров длиной и 4-5 метров шириной каждый), расположенных веерообразно, находящихся на глубине 5 метров от поверхности земли в начале и на глубине 53 метра в конце. В течение года в тоннелях поддерживается постоянная температура 11-13 градусов.



Сейчас винотека насчитывает около 1 млн бутылок (свыше 350 разновидностей и более 1450 наименований) уникальных коллекционных вин. В каждой из глубоких каменных ниш находится около 600 бутылок вина определенной марки. Бутылки укупорены "бархатной" натуральной корковой пробкой, залитой сургучом, и уложены в горизонтальном положении для предотвращения доступа кислорода.
Внешнее состояние бутылок систематически проверяется. Через каждые 15-20 лет производят замену пробок. В подземельях бутылка покрывается налетом - благородная пыль веков, что служит для нее своеобразным "паспортом" и создает определенный шарм.



На дегустации подают 9 образцов вин. Согласно каннам, сначала более легкие вина, затем - более насыщенные. Сначала пробуют молодые, затем - выдержанные. Начинают дегустацию с сухих вин а после переходят к сладким и крепленым.
Перед тем, как пробовать следующий образец, нужно прожевать немного хлеба или галетного печенья. Только эти продукты не оказывают влияния не восприятие вкуса.



Фото после дегустации

Не смогла найти свой листочек с записями с дегустации (а он был! я педант). А то б рассказала, что мне понравилось особо... Выход из музея (а что это, если не музей...) осуществляется, как обычно, через "сувенирный магазин". Мы бутылок 5 что ли купили... Кое-что стоит до сих пор. "Белый мускат красного камня" открыли только в Новый Год (и до сих пор не допили), а вот "Седьмое небо князя Голицына" запечатано.

Ну, а несколькими днями позже мы посетили ещё дворец Александра III в Массандре. Вот сейчас, пожалуй, я могу сказать, что он напоминает мне, например, ирландский Макрос-хаус. А летом 2017 года просто ходила и глазела =)





Кстати, схожесть с европейскими поместьями не случайна! По замыслу архитектора, дворец должен был напоминать королевские дворцы, строившиеся вдоль берегов Луары.





Дворец начали строить в 1880-е годы для С. М. Воронцова - сына видного государственного деятеля того времени графа М. С. Воронцова, для которого был построен знаменитый Воронцовский дворец.
Возведение дворца в Массандре было приостановлено в связи с кончиной архитектора, а немногим спустя умер и владелец. Через несколько лет здание приобрели для царя Александра III. Над двумя имеющимися этажами надстроили еще один, сделали фасад более пышным, добавив декоративных элементов. Однако смерть монарха снова приостановила работы и только при правлении его сына - Николая II удалось довести стройку практически до конца.









К сожалению, красивый дворец так и не стал постоянной летней резиденцией монаршей семьи, которая предпочла ему Ливадийский дворец. Массандровский использовался в основном как охотничий домик.





В трехэтажном здании были построены только спальни императора и императрицы, их кабинеты, несколько комнат для отдыха и помещения для прислуги.
Дворец очень компактный, он предназначался только для отдыха императорской семьи. В нем нет ни огромного бального зала, ни больших комнат для приемов. Царское семейство наведывалось во дворец, но ни разу не оставалось там на ночлег.







Ну, что ж... На этом тему Массандры можно считать раскрытой, а в следующем посте посмотрим Судак ;)

Массандра, Крым, кошка осваивает новую территорию

Previous post Next post
Up