Марина Аромштам о детском чтении

Jan 27, 2012 02:02

Оригинал взят у vera_rb в Марина Аромштам о детском чтении

Библиотека  школе : газ. изд. дома "Первое сентября". -  2010. - 1-15 янв. - с. 16-20.  Три вариации на тему детского чтения

Тема первая
ГДЕ ИСКАТЬ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК?
Ничего не читает!



Марина Семёновна
Аромштам
главный редактор газеты «Дошкольное образование»

Как свободная минутка, так к телевизору. И вот себе кнопки нажимает!.. А ведь буквы уже в четыре года знал!..

Стандартная жалоба. Родители подростков сетуют, учителя массовой школы проигрывают бой за приобщение школьников к классической литературе, психологи изучают проблему и сообщают нам о качественном изменении среды в сторону господства видеообразов и о формировании нового типа человека - «человека смотрящего». Параллельно другие психологи создают методики обучения грамоте детей «горшечного» возраста, доселе невиданные по совершенству, призванные наполнить бурной деятельностью жизнь «продвинутых» мам.

Тут необходимо сделать паузу. Во-первых, я ничего не имею против стремления молодых родителей к овладению передовыми педагогическими знаниями: сама грешила. Поэтому теперь, начиная разговор в любой аудитории - в учительской или в родительской, я коротко сообщаю, что являюсь мамой двух усатых сыновей, т.е. мамой, вкусившей результаты (положительные и отрицательные, а также их отсутствие) самых захватывающих методик воспитания своего времени.

Как учитель, я тоже не имею принципиальных возражений против того, чтобы ребёнок к началу школьного обучения умел читать. Собственно, для поступления в спецшколу с углублённым изучением иностранных языков или в прогимназию это теперь необходимо.

Но, по моему странному убеждению, нормально развивающемуся ребёнку из интеллигентной семьи в дошкольном возрасте не нужны никакие специальные методики обучения грамоте. При выполнении некоторых условий, он к шести - шести с половиной годам прекрасно обучает себя сам. Более того, такое самообучение и есть показатель его возможностей справиться с требованиями гимназической программы.

Если же этого не происходит, нужно вести прицельный разговор об особенностях развития данного конкретного ребёнка и о том, как и чем заниматься с ним в первую очередь. Однако данная тема - для другого разговора.

Все методики обучения детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки - в слова, а слова - в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое движение по букварю под руководством воспитателя дошкольной прогимназии или гувернёра, а чтение книг (т.е. чтение в собственном смысле слова), то умение это - хоть и необходимое, но недостаточное. Кроме того, и оно таинственным образом зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приёмов, при помощи которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств учителя, но и от наличия у самого ребёнка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребёнок должен хотеть это делать.

Сто и даже двадцать лет назад необходимость чтения обосновывалась информативностью книги, её функцией как «источника знаний». Сегодня нечитающий ребёнок страдает от чего угодно, только не от недостатка информации. Он легко добирает и перебирает её у экрана телевизора, видео и компьютера. Чтение, с этой точки зрения, является малоэффективным и трудоёмким способом деятельности. Это подсознательно понимает любой дошкольник пяти лет.
Почему же он должен хотеть читать?

Мы являемся свидетелями очень интересного процесса современности - перехода чтения, особенно чтения классической и высокохудожественной литературы, в разряд элитных занятий.

При этом золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском кармане, а в кармане читающего родителя.

Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определённого жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребёнок будет вести себя так же, не задаваясь вопросом, при чём тут усталость. Вы - образец. Какие могут быть к нему претензии?


В читающих семьях ребёнок (опять подчеркиваю - в случае нормального развития) обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи - столь же необходимый вид деятельности, как хождение и говорение. Окружающая его среда насыщена буквенными символами, начиная от вывесок и газетных заголовков и кончая теми самыми кубиками с буквами, которые, конечно же, вам подарит друг семьи с педагогическими наклонностями.

Вы между делом сообщите малышу, как называется та или иная буква, или он сам спросит вас об этом.

К определённому моменту выяснится, что ваш пяти-, шестилетний человечек уже освоил значение букв и пытается прочесть рекламную надпись.

Подобное открытие порой ведёт к странным последствиям: родители решают, что они могут больше не читать ребёнку. Более того, не должны ему читать. Иначе как же он будет совершенствоваться в своём только что приобретённом навыке? Стимула не будет.

Позиция не просто неверная, а вредная.

Два процесса - слушать ваше чтение и читать самому - имеют совершенно разные задачи и основаны на совершенно разных механизмах. Вы же не станете заставлять ребёнка пройти многокилометровый маршрут, ссылаясь на то, что он уже сделал первые шаги? Будучи старым адептом дорожных путешествий, вы возьмёте малыша с собой в поход и понесёте на себе. Ради чего? Ради общения и совместного переживания. Так же и с чтением. Когда вы читаете ребёнку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Поэтому так важно, чтобы выбранная для чтения книга доставляла удовольствие и ребёнку, и вам.

Кстати, совместное чтение вслух (не зависимое от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией интеллигентных семей в России в конце XIX - начале XX веков.

Совершенствование малыша в технике чтения - это другое, отдельное дело.

Во-первых, надо обеспечить ребёнка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы и с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие сказок Сутеева). Буквы обязательно должны быть большими - даже тогда, когда вы знаете, что ребёнок уже справляется и с маленькими. Процесс чтения не должен напоминать разгрузку вагонов. Самостоятельно ребёнок должен читать более лёгкие книжки, чем он, по идее, мог бы, а сложный словесный мир будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух.


Во-вторых, важно помнить, что у маленького ребёнка умение читать связано с умением писать и письмо функционально предшествует беглому чтению. Подписи с орфографическими ошибками под его картинками, почему-то приводящие вас (а в особенности - бабушек) в ужас, не менее важны для процесса обучения чтению, чем страдания над букварными страницами. Забудьте про ошибки. Сейчас ребёнок осваивает другой, крайне важный принцип: буквы - значки для звуков. Это и есть самообучение. А ваша задача - стимулировать его на этом пути всеми возможными способами. Помогайте малышу сшивать «книжки» из подписанных картинок, радуйтесь каждому «облачку» со словами «ой» и «ха-ха-ха», вылетающему изо рта героя нарисованного им комикса.

Есть один замечательный путь побудить ребёнка писать (разумеется, произвольными буквами), заключающийся в том, чтобы научить его изготовлять вывески. Вывески могут понадобиться для игры в магазин, при строительстве города и даже перед приходом старого знакомого, которому вдруг станет интересно узнать, как всё в доме называется (бредовый на первый взгляд мотив, но странным образом убедительный для ребёнка). Если же у вас есть на примете хороший человек, который сменит привычное амплуа Деда Мороза на роль инопланетянина, акция по развешиванию вывесок в квартире приобретёт небывалую актуальность, доходящую до ажиотажа. Тут уж будьте последовательны и прикрепите вывеску и на потолок, и на унитаз, и на ошейник своей собачки. Иначе инопланетянин может составить превратное представление о богатстве русского языка.

Если же вас начнут расспрашивать о странных особенностях изменившегося дизайна квартиры, смело отвечайте, что этому учит новейшая методика обучения грамоте. Можете козырнуть словом мотив. Возможно, это не будет сильно противоречить истине.

Тема вторая
НА ВОЛШЕБНОМ ОСТРОВЕ СЛОВ
Я придумал слово

А я придумал слово,
Смешное слово «плим»!
Вот прыгает и скачет
плим, плим, плим,
И ничего не значит
плим, плим, плим!
Ирина Токмакова

Желание ребёнка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством - две ветки одного дерева. Их корень - интерес малыша к живой жизни слова.

Чем является для ребёнка слово? Оно сродни фантастическому существу, способному к превращениям, обладающему магическими возможностями порождать предметы, явления и целые миры. И ребёнок получает огромное удовольствие, обнаруживая эти его особенности, играя словами, подобно тому как Танечка и Ванечка Корнея Чуковского играли с Тянитолкаем.

Взрослый должен только вовремя и умело включиться в это замечательное занятие, помогая малышу пополнить арсенал словесных игр и превращений. 
Как играть словами?

Чтоб словами поиграть,
Надо научиться... врать!

Пожалуйста, не удивляйтесь. Врака враке рознь. Это нам ещё в детстве объяснили Мишка с Толиком из рассказа «Фантазёры», который должен был бы стать введением во все учебники по детской психологии. Те самые враки, в которых упражнялись герои Н.Носова, по природе своей родственны серьёзному сочинительству настоящих писателей и поэтов. И если мы всегда предпочитаем иметь дело с тем, что понимаем, необходимо учесть, что в процессе «пустяшной» деятельности по придумыванию врак ребёнок подсознательно осваивает законы словесного творчества, постигает их изнутри.

В фольклоре для этого существует более точное слово - небывальщина:

По поднебесью, братцы,
Медведь летит.
Медведь летит,
Хвостом вертит.

На этом принципе построен целый пласт детской поэзии, куда внесли свой вклад и Корней Чуковский (вспомните знаменитую «Путаницу»), и Юнна Мориц, и Роман Сеф, и Борис Заходер, и многие другие.

Для начала всё это надо откопать, прочитать и выучить с ребёнком наизусть.

А потом - предложить ему игру с не очень благозвучным названием: «Кто кого переврёт?». (Можете предложить ребёнку более пристойное, но менее понятное название: «Кто кого перенелепит?» На выбор.)

Играющих может быть двое, а может быть две команды по 3-4 человека. Сначала (очерёдность устанавливается по жребию) играющий одной команды придумывает враку:

- А я видел, как кошка по небу летала!

Игрок другой команды подхватывает:

- А я видел, как самолёт на тучу лаял!

И так до тех пор, пока у кого-то из играющих не истощится фантазия.

Ребёнок очень быстро понимает, что придумывать - совсем непросто, особенно что-то новенькое. Легче всего использовать старые, уже кем-то выдуманные враки. Но это никогда не спасает от поражения. Чтобы победить, приходится напрягать воображение, искать образы, подбирать слова.

Попробуйте сыграть в небывальщину вдвоём со своим малышом. После двух-трёх туров вы обречены на хроническое поражение. Взрослые, как правило, проигрывают детям в этой игре. Если они, конечно, не поэты. 
«Лошадёнок»

Помните, как замечательно Корней Чуковский описал природную способность ребёнка к словотворчеству в своей книге «От двух до пяти»?

Внимательный и заинтересованный родитель, вы, конечно, записываете за ребёнком его забавные словечки и выражения. Это ваша памятная коллекция. Возможно, со временем ею заинтересуется какой-нибудь детский журнал.

Но некоторые из «продуктов словотворчества» можно заставить поработать на своего создателя уже сейчас.

Представьте, что в стандартной ситуации, когда ваш малыш должен запомнить названия детёнышей животных (у лисицы - лисёнок, у волчицы - волчонок, у тигрицы - тигрёнок, у зайчихи - зайчонок), в его речи появляется... лошадёнок. С точки зрения официальной методики по подготовке к школе будущих отличников, этот лошадёнок подлежит полному и немедленному искоренению. Так пусть же дрогнет ваша рука. Вспомните, что любой недомерок может оказаться Коньком-Горбунком (а может быть, и Пегасом?). Иными словами, перефразируя Винни-Пуха, никогда не знаешь точно, чем кончится, если имеешь дело с подобными словечками.

Конечно, ребёнок должен узнать настоящее название детёныша лошади, но почему бы и за лошадёнком не оставить право на существование? Может быть, поселить его вместе с коровёнком, овчонком, свинёнком и им подобными на каком-нибудь подходящем волшебном острове, где возможна захватывающая, полная событий туземная жизнь? Но поскольку никто толком не знает, как выглядят обитатели этого острова, необходимо нарисовать их портреты, уточнить, чем они питаются, как спят, что любят делать. А это уже огромный совместный труд (ваш и малыша) по созданию энциклопедического словаря неизвестных науке животных.
«Висит груша - нельзя скушать»

Замечательное, до сих пор не оценённое по достоинству занятие - загадывание загадок.

Между прочим, слово гадать изначально означало думать: загадка была первой формой прафилософского осмысления мира.

Сначала загадывайте ребёнку множество разных загадок и сообщайте их отгадки.

Кстати, настоящие фольклорные загадки невозможно отгадать, не зная ответа. В загадках выражалось тайное знание древнего племени. Если надо было убедиться в принадлежности человека какому-нибудь сообществу, в его посвящённости, причастности к таинствам, устраивали испытания загадками. Известны пришельцу отгадки - он свой и имеет право на жизнь в племени. Не известны - значит, это чужой, и лучше его съесть поскорее, чтобы не наделал каких-нибудь бед.


Когда ребёнок запомнит достаточное количество загадок с отгадками, можно устраивать «загадочные» состязания: сначала один загадывает загадку, потом - другой. У кого быстрее загадки кончатся, тот проиграл. Это очень древний вид состязаний. Только раньше поражение могло стоить проигравшему головы.

Следующий этап - самостоятельное придумывание загадок. Например, в воскресенье вы садитесь завтракать, никуда не торопитесь и говорите перед началом еды:

- Я задумал(а) предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый, с тонкой голубой линией по кругу.

Ребёнок тут же догадывается, что это тарелка, и предлагает вам свой вариант загадки.

По такому же принципу можно сочинять загадки о животных: «Хищник серо-зелёного цвета, издалека похожий на бревно. Живёт по берегам Лимпопо, Амазонки и других водоёмов». Это занятие дети очень любят. А какой простор для использования полученных ими из различных телепередач и видеофильмов обширных знаний об экзотических животных!

А вот самая трудная игра в разгадывание загадок.

Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные играющие выбирают какой-то предмет, который водящему нужно будет отгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна, - чем взрослее дети, тем шире поле для поиска предмета. Водящий возвращается и пытается определить задуманный предмет с помощью вопросов:

- Он плоский?

- Он красного цвета?

- Он из дерева?

Остальные игроки имеют право отвечать либо «Да», либо «Нет». Чтобы участвовать в такой игре, нужно знать достаточно широкий набор свойств для характеристики предметов. Эта игра хорошо развивает ребёнка, если играть в неё в разновозрастной группе.

Надо отметить, что текст таких загадок включает условие, вопрос и ответ, при этом требуется найти решение на основе непростой работы: сравнивать и сопоставлять получаемые данные. Потому игры в загадки являются прекрасной формой подготовки к решению математических задач. 
Запретные слова

Самый известный вариант игры в запретные слова - «Чёрное с белым не берите, “да” и “нет” не говорите!» Это диалог, в котором ведущий задаёт вопросы, хитроумно пытаясь вынудить отвечающего к употреблению слов: чёрное, белое, да, нет.

- Вы поедете на бал?

- Поеду.

- И конечно, наденете ослепительно белое платье?

... И так далее.

Через некоторое время ребёнок научится виртуозно избегать запретных слов, а потом и водить. Хотя задавать вопросы детям нравится меньше, чем отвечать.

Существуют различные варианты подобной игры. При желании вы легко придумаете их сами. Например, условьтесь с ребёнком в течение часа не употреблять слово я. В этом случае говорящие вынуждены пользоваться другими речевыми конструкциями. Например, вместо «Я хочу» - «Мне хочется» или «Мне бы хотелось». 
Молчанка

Кто-то из великих сказал, что только в молчании познаётся истинный смысл речи.

В одном из племён североамериканских индейцев юноша, проходивший посвящение в мужчины, должен был три дня провести один в лесу, сидя в магическом кругу. При этом юноша должен был хранить молчание. Он не мог ни пожаловаться на что-то, ни попросить о помощи.

Любой уважающий себя современный мальчик (не говоря уж о современной девочке, которая мало в чём ему уступит) должен быть готов к подобным испытаниям. Тренироваться лучше начать заранее. Например, решить, что среди бела дня нужно промолчать ровно 15 минут.

Если же вы с ребёнком принимаете обоюдное решение обходиться в течение двух часов без помощи слов, то для общения придётся пользоваться другими средствами. Возможно, вы даже сумеете разработать что-то похожее на азбуку жестов. Этому, кстати, обучают актёров, чтобы сделать их речь более выразительной.

Итак, ведите словари, загадывайте загадки, молчите «на время» и сочиняйте враки от души. Это то поле живой речи, которое превращает ребёнка в «охотника за словами» и в будущем заставит его открыть книгу. Кстати, многие игры будут иметь и другой, косвенный результат: ваши семейные детские праздники наполнятся новым содержанием!

Тема третья
ИГРАЕМ В ПОЧТУ
«Здравствуйте, дорогие родители!»

Давайте вспомним... Ну, например, это: «Я к вам пишу... »

Нет, это, пожалуй, слишком романтично. К тому же ассоциируется исключительно с любовными письмами. А мы ведём речь о малышах. Лучше поэтому начать по-другому:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?

Чувствуете, как забилось сердце? Почтальон к нам идёт! Он письмо нам несёт.

Вспомните, когда последний раз вы получали - не газету, не рекламное приложение неважно к чему, не извещение о повышении квартплаты - письма? А когда отвечали на них?

«Я не любитель писать...», «Извини, но писать не обещаю...», «Надо бы написать, да всё времени нет...»

Это симптомы телефонной эры. Культура письменной речи, этики письма безвозвратно уходят из нашей жизни.


Теперь уже такие аргументы, как «Научишься читать - умным станешь! Много нового узнаешь!», работают очень слабо. Ваш малыш, благодаря телевизору, видео и компьютеру, в свои пять, шесть, семь лет информирован гораздо лучше, чем вы в его возрасте. Причём без всяких книг.

Но книги - это не только Знание, как мы привыкли его понимать, не только информация, это ещё и общение, мир переживаний другого. Особенно когда речь идёт о художественной литературе. Один из мудрейших отечественных психологов Лев Семёнович Выготский писал, что искусство позволяет человеку прожить не только собственную жизнь, но пережить и вобрать в себя события и жизненный опыт множества персонажей, которых человек встречает на страницах книги. Такое общение не потеряло своего значения и поныне. И взрослому, и ребёнку оно нужно как воздух. И в ваших силах показать малышу, что такое общение с помощью письменной речи.

Попробуйте поиграть с ним в очень серьёзную игру под названием «Почта».

Для начала повесьте почтовый ящик (хотите - соорудите его из фанеры, хотите - склейте из картона). А можете никаких ящиков не вешать, а облюбовать себе тайничок. Например... дупло. Так или иначе, но место, откуда достаются письма, должно быть особенным - «маркированным», как говорят учёные. И шуршащий маленький конвертик (обязательно запечатанный: тайна почтовой переписки!), извлекаемый из этого особенного места маленьким любителем компьютерной графики, оказывается для него чем-то наподобие подарка Деда Мороза или Санта-Клауса.

Разбирать написанное поначалу непросто: требуются воля, напряжение, сосредоточенность. Но может ли быть что-нибудь более действенное (с такою же силой побуждающее шестилетнего, даже пятилетнего малыша читать), чем лично ему адресованные письма?

И мало ли кто может прислать письмо! И Доктор Айболит, и Дождевой Червяк, и Мальчик из Далёкой Страны... Даже если ребёнок знает, что дождевые червяки не умеют писать, в этого - Автора Письма - он захочет поверить. Потому что больше всего не свете любит играть и постоянно готов к свершению чуда.

Но можно и не выдумывать ничего особенного. Чтение письма - всегда захватывающее таинство, и автор послания всегда обладает особым статусом и всегда принадлежит прекрасному «далёко». Даже если это мама, папа или бабушка, сидящие в настоящий момент в соседней комнате.

«Егор! Сегодня у меня очень плохое настроение. Догадываешься, почему? Ты заставил меня сильно рассердиться. Я всегда расстраиваюсь, когда приходится тебя наказывать...»

«Почтовая» этика требует не оставлять письма без ответа. И вот малыш уже выводит печатными буквами (хотя что может быть невыносимей для мальчишки, чем писать?): «Я хачу памирица».

У этого «хачу» очень важная функция. Оно показывает: в письме можно сказать то, что порой трудно выговорить вслух. А ведь так важно, чтобы человек, в том числе и маленький, владел разными формами самовыражения, высказывания.

Поэтому не обращайте внимания на ошибки. Они неизбежны, и бороться с ними надо на другом фронте. Главное, сами пишите грамотно, крупными буквами. Есть возможность - печатайте, тоже обязательно крупно. Что вам позволено, так это научить ребёнка правильно писать обращение в начале и «до свидания» в конце - то есть опять-таки тому, что непосредственно относится к этике переписки.

Вот, пожалуй, пока и всё о важности и нужности домашней почты.

Счастливых, волнующих вам писем!




Previous post Next post
Up