Как работает совесть привязанности?

Jan 19, 2015 00:07





Что есть эмоция?

“Что представляют собой эмоции, в столь высокой степени определяющие наши поступки? Мы думаем об эмоциях как о чувствах, но называть их чувствами не совсем правильно, потому что слово “чувство” описывает лишь часть этого загадочного явления - ту часть, которую мы и вправду чувствуем. Но эмоции по сути, представляют собой не столько чувства, сколько набор присущих организму механизмов выживания, выработанных эволюцией, чтобы отвращать нас от того, что может быть для нас опасно, и подталкивать к тому, что может быть нам полезно. Психическая составляющая эмоции (чувство) - это дополнительное усложнение, лежащее в основе базового механизма” (из книги Риты Картер “Как работает наш мозг”).

Эмоции вырабатываются в лимбической системе, в частности, в миндалине - небольшом участке мозга в глубине височных долей.

Как происходит управление эмоциями?

“Как мы уже знаем, миндалина представляет собой что-то вроде системы сигнализации мозга, центра, развившегося в результате эволюции, чтобы способствовать нашему выживанию.

Если стимулировать один участок миндалины, это вызывает типичную реакцию страха: человека охватывает паника и желание убежать.

Если стимулировать другой, у человека возникнет “теплое, приподнятое чувство”, и он начинает вести себя исключительно дружелюбно.

Стимуляция третьего участка миндалины вызывает гнев.

Объединение в небольшом участке нервной ткани механизмов запуска трех фундаментальных стратегий выживания (бегство, драка, попытка умиротворить противника) выгодно тем, что позволяет быстро переключаться с одной стратегии на другую. Если задиру не утихомирила улыбка (у некоторых обезьян - демонстрация зада), достаточно лишь немного усилить активность миндалины, чтобы запустить реакцию бегства. А если бегство невозможно, дополнительный всплеск активности может в сочетании с субъективным ощущением гнева подвигнуть на драку.

Существенный недостаток этой системы в том, что в современном мире физическое бегство или вступление в настоящую драку зачастую приводят к худшим последствиям, чем те, которые сулила угроза. Например, если вас на заседании отчитывает агрессивно настроенный начальник, единственной стратегией, которая не приведет к катастрофическим последствиям, будет попытка умиротворения, но даже она не всегда уместна.

Поэтому принципиально, чтобы эмоциональные реакции, вызываемые миндалиной, осуществлялись лишь при посредстве мыслящей части мозга - коры больших полушарий." (из книги Риты Картер “Как работает наш мозг”).

Так как же происходит управление?

Информация, поступающая от органов чувств, передается на обработку в разные отделы мозга посредством 2-х путей:

1. Кратчайший путь ведет в миндалину, где оценивается значение этой информации. Если полученная информация требует нашего внимания, (как в случае угрозы разрыва контакта и близости :) ) миндалина реагирует, вызывая физиологические изменения, почти незамедлительно запускающие машинальную реакцию: мы улыбаемся, отшатываемся или бросаемся в драку.

2. Но уже четверть секунды спустя информация о стимуле достигает коры лобных долей, где она вписывается в контекст и где разрабатывается рациональный план действий.
Если здравый смысл говорит нам, что в данном случае действительно уместна одна из трех фундаментальных стратегий выживания, уже начатые телом действия получают продолжение.
Но если разум настаивает, что лучше реагировать словами, а не действиями, кора посылает сигнал в гипоталамус, который заставляет тело приостановить начатые изменения и вернуться в исходное положение. Это снижение физического возбуждения регистрируется гипоталамусом по системе обратной связи, и о посылает тормозные сигналы в миндалину, успокаивая её.

Этот механизм позволяет “высшим” функциям мозга сдерживать наши эмоции, и у большинства людей он работает неплохо.

Откуда же берутся те немногие, у кого приступы гнева могут становиться неуправляемыми?

2 пути, которые могут приводить к выходу системы управления эмоциями из строя очевидны.
  • Во-первых, сигналы, посылаемые корой больших полушарий в лимбическую систему, могут оказаться слишком слабыми, чтобы подавить активность, исходящую из миндалины.
  • Во-вторых, миндалина может активизироваться и в отсутствие внешних стимулов, которые одновременно производили бы активизацию коры.

Первое встречается нередко. Именно недостаточная сила и слишком сильное рассеивание сигналов, посылаемых корой, приводят к тому, что у детей эмоциональные вспышки случаются гораздо чаще, чем у взрослых.

Более того, младенцы не в состоянии управлять эмоциями еще и оттого, что их аксонам, передающим сигналы из коры головного мозга в лимбическую систему, еще предстоит вырасти.

Кроме того, клетки префронтальной коры, где осуществляется рациональная обработка эмоций, достигают окончательной зрелости только у взрослых. Миндалина же, напротив, почти созревает уже во время внутриутробного развития, и у новорожденных она полноценно работает.

Таким образом, мозг ребенка, в сущности, не уравновешен: незрелая кора часто не может совладать с напором развитой миндалины.

Что есть совесть привязанности?
Помните, слайд из первого интенсива?



Совесть привязанности возникает всякий раз когда мы выходим за рамки приемлемого в нашей привязанности.

Фактически это эмоциональный всплеск, ответная реакция лимбической системы (возникающее чувство стыда) на внешний стимул (отсутствие или недостаток приглашения существовать в жизни родителя, слишком узкое приглашение, раздражение и недовольство определенным типом поведения).

Привязанность первична. А значит всякий раз, когда на горизонте маячит сепарация, эмоциональный мозг ребенка будет приходить в возбуждение.

Чем отличается совесть привязанности от совести, основанной на процессе индивидуации?


Возникает совесть привязанности задолго до возникновения другой совести, основанной на процессе индивидуации. Той самой, которую мы испытываем предавая себя, свои ценности, взгляды и чувства.

Ньюфелд говорит, что совесть привязанности - она глубже. И тут не случайно использовано наречие “глубже”. Фактически оно напрямую отсылает нас к месту, где хранятся воспоминания, связанные с ранним переживанием опыта сеперации. А именно, к лимбической системе, нашему бессознательному (а еще точнее, к миндалине, отделу мозга, отвечающему за хранение эмоционального опыта).

В силу неразвитости префронтального кортекса, чувство стыда, сопровождающее совесть привязанности, и возникает, и хранится в области бессознательного. По этой причине, я думаю, Ньюфелд относит совесть привязанности к скрытым (иррациональным) источникам тревоги во взрослой жизни.

Итак, совесть привязанности - это и эмоциональная память на раннюю сепарацию, и эмоциональный ответ, возникающий всякий раз, когда мы выходим за рамки приемлемого в отношениях.



При этом совесть привязанности ослабевает, в то время, как мы продвигаемся по пути индивидуализации, все больше и больше опираясь на себя.  А вот совесть, основанная на индивидуации набирает силу (укрепляется когнитивная способность самому оценивать свои поступки, решать что делать). Но "уколы совести" (память на раннюю сепарацию) достают нас даже в зрелом возрасте.

Как работает память на эмоции? (из книги Джона Медины “Правила мозга”).

"Известно, что события, вызывающие эмоциональный отклик, запоминаются лучше, чем нейтральные, рядовые события. Это происходит потому, что эмоционально окрашенное событие обрабатывается мозгом качественнее всех прочих стимулов. Оно дольше остается в памяти, а воспоминания о нем носят более четкий характер.

Попытаемся выяснить, как это работает?

Итак, первый участник процесса - префронтальная кора - единственная область человеческого мозга, управляющая функциями исполнения, концентрации внимания и подавления эмоциональных импульсов.

Если представить, что префронтальная кора - это председатель правления директоров, то поясная извилина - его личный ассистент. Ассистент выполняет функцию определенной фильтрации и помогает поддерживать связь с другими частями мозга - в особенности с миндалевидным телом, при помощи которого создаются и сохраняются эмоции.

Второй участник процесса - миндалина. Она наполнена нейромедиатором дофамином и использует его, как секретарь - стикеры для заметок. Когда мозг распознает эмоционально окрашенный стимул, миндалина выделяет дофамин, который участвует в процессе запоминания и обработки информации, как будто развешивая записки “Запомни это!”. Получив подобную химическую записку относительно определенной информации, мозг более тщательно обрабатывает ее.

Эмоционально окрашенные стимулы можно разделить на 2 категории: события, имеющие индивидуальное значение для человека, и события, воспринимаемые всеми людьми одинаково.

“Когда моя бабушка злилась, она шла на кухню и громко перемывала всю посуду в раковине. Если среди этой посуды попадались кастрюли и сковородки, то, складывая, она умышленно стучала ими. Этим шумом она демонстрировала всей квартире свое расстройство или недовольство. До сих пор при звуках громкого звона кастрюль и сковородок я снова получаю эмоциональный сигнал - мимолетное ощущение того, что я в опасности. У моей жены, чья мать или бабушка никогда не проявляли своих чувств подобным образом, шум стучащей посуды не ассоциируется с эмоциями. Вот вам пример эмоционально окрашенного стимула Джона Медины :) “

Резюме

- Привязанность первична, а значит угроза контакту и близости есть очень сильно окрашенное эмоциональное событие, оставляющее глубокий след в эмоциональном мозге.

- В силу того, что в раннем детстве нет связи между лимбической системой и неокортексом, эмоциональный отклик в ответ на сепарацию и зарождается, и сохраняется в бессознательной части мозга.

- Сохраненное в бессознательном чувство стыда достает нас даже в зрелом возрасте в виде смутно ощущаемого "укола совести" всякий раз, когда мы делаем что-то, что не одобряли значимые для нас взрослые в нашем детстве.

- Совесть привязанности есть совесть с внешним разумом в виде разума значимого для нас взрослого (в то время, как у нас самих разумная часть мозга находится в процессе созревания).

интеграция, нейрофизиология, обсудим?, мозг, индивидуация, совесть, эмоции

Previous post Next post
Up