Горячо любимый нами 21 век - время расцвета технологий, развития личности и желания выделиться из толпы - богат благами цивилизации, возможностями и перспективами. Но гонка за самым лучшим, желанным и недоступным сделала из человека зверя страшнее того, который буйствовал во времена австралопитеков и питекантропов (я почему-то уверена, что именно в их эпоху они насмерть бились с агрессивными себе подобными). Но сдается мне, что сейчас, несмотря на возросший комфорт жизни, человек стал еще более злым и хищным. Мы бьемся за пыль, за материальные блага так, что готовы горло перерезать другому. И все это зверье мы скрываем за масками приличия и воспитания, которую не так уж и трудно надеть на себя, когда сыт, доволен и одет. Но когда тебя вытаскивают из зоны комфорта и более того - помещают в ад на земле, покровы слетают, человек показывает свою сущность.
Примеров более чем достаточно. Возьмите любой период истории, который мы считаем мало-мальски цивилизованным: времена инквизиции с ее крестовыми походами, мировые войны, локальные гражданские восстания декабристов... Современность тоже не отстает: Чечня, Косово... Сейчас - Сирия, Украина. Страшно и горько. Но, оказывается, не все человеческое утеряно безвозвратно. Какая-то регенерация человечности и морали все-таки присутствует. С Украиной пока не все понятно, там самый пик агрессии людской, а вот Сирия насытилась сполна. Люди несколько лет были в состоянии войны и сейчас самовосстанавливаются и идут к миру.
Я в это не верила, если честно, даже когда проходила женевская конференция. Все было настолько натянуто, что любая договоренность была готова сорваться в любую секунду. Но мой скептицизм, слава Богу, не оправдался. Налаживаться ситуация в стране, охваченной войной, начала именно с того момента. Спонсируемые террористы были готовы на все, чтобы не дать действующему президенту Сирии Башару Асаду остаться править страной и дальше. Но, кажется, после прошедших на днях выборов, даже у боевиков пыл поубавился. Сирия, в лице каждого своего жителя, сделала выбор - остаться с тем управленцем, который даже в самый страшный момент не забыл взятое на себя обязательство защищать сирийцев от внешних нападков и внутренних беспорядков.
На самом деле, сирийцы - удивительный народ. Этот вывод можно сделать не только потому, что они смогли правдами и неправдами выжить и сохранить надежду на мир у себя дома. Этот народ на протяжении более трех с половиной лет постоянных артобстрелов, угроз и насилия оставался верен традициям своей прежней жизни. Люди не оставляли своих привычных дел и хобби, занимались всем тем, чем и в условиях мира и спокойствия. Я была поражена, когда на этой
выставке "Вещдоки. Сирия" среди множества военных фотографий нашла те, которые показывали простую обывательскую человеческую жизнь. Кто-то сидит и занимается росписью картин, кто-то вышивает, кто-то нарядился и идет, по всей видимости, в театр или оперу... Все по-разному, но в целом очень похоже старались не погрязнуть в войне и страхе.
********************************
Знаете, какая-то надежда у меня на этот мир сохраняется, когда я вижу искренность в глазах тех людей, которые только что видели ими убийства и боль. Я радуюсь, когда наблюдаю за желанием родителей обучить своих детей грамоте, несмотря на то, что за окном местной школы раздаются взрывы. А еще я искренне счастлива от того, что такие люди, как организаторы выставки (фотографы Айбулат Акбутин и Халит Сафин, а также военный корреспондент Илья Крамник) после испытанного на себе и увиденного на войне в Сирии нашли в себе силы собрать такую масштабную выставку и показать, на что способны человеческая воля, вера и желание жить.