Мастер-класс Ливанова

Oct 22, 2012 12:46

Посчастливилось попасть на мастер-класс Ливанова. Спасибо Кружку скорого рисунка" за их замечательные встречи с мастерами.
Впрочем, ощущение неоднозначные. Однозначно одно: мало!
Очень сложно переключить человека на новую систему подхода к изображению мира. И главное, совершенно непонятно, зачем тренировать его на рисовании его самого. "Обучение боем", так сказать, меня привело в большую растерянность, нежели дало какой-то результат. Тем более, что, как правильно заметил Александр Андреевич, сперва бы нам стоило договориться о терминах. А этого не произошло. И Ольга Иордан, помогавшая практически реализовывать то, о чём до того художник говорил в теории, излагала другим языком. А я в силу своего мозга, переводила на третий, свой. Так что симпозиум из немца, франка и славянина с официальным языком - латынью, вышел, как полагается, сумбурным. Голова под конец отказывалась понимать сказанное.
Но что же было сказано.



Короткий экскурс в историю выделения рисования карандашами в том числе цветными, привёл к упоминанию ВХУТЕМАСа, где разрабатывалась теория процесса. Эта разработка была связана с именами Фаворского и Истомина. Неоспоримыми достоинствами рисунка цветными карандашами являются его дешевизна и долговечость быстрой фиксации реальности (почти не стирается и не выцветает). Самыми увлечёнными приверженцами процесса в то время стали ученики, в том числе сын Фаворского Никита.
Немного рисунков последнего.
Особенность материала: работа с белым, что характерно для графики. И в целом оттенение этого белого. Но возможность наложения цветов и получения более сложного цвета так же относит нас к живописи, в частности к лессировке в акварели. Это стало возможным из-за качества материалов. Так как карандаши были не восковые, кроющие, а давали возможность перекрывать. Впрочем, оставление воздуха между штрихами и перекрытие возможно и современными средствами. В разговоре было подчёркнуто, что это один из подходов к рисованию цветными карандашами и можно также говорить о возникновении некой московской школы рисунка в отличие от западного подхода, где карандаш плотно перекрывает бумагу. В пример приводились работы Дэвида Хокни

.
Надеюсь, что правильно поняла, о ком речь. Подчёркивалось, что это просто разные методы изображения, а не плюсы или минусы. Так же Ливанов говорил про пространственный цвет, т.е. передачу пространства за счёт расположения цвета в нём. В идеале достигается "малой кровью" в 3-4 цветных карандаша. Принцип сводится к подчёркиванию самых "интересных" мест в пространстве, притом что нужно смотреть в него, как на некую игру пятен, не выделяя предметов в "бытовом" привычном понимании их отображения. Часто сводится к описанию предмета окружением вокруг него и небольшим вписыванием предмета в это пространство. Нужно следить за тем, чтобы цвет развивался по всей плоскости листа, нужно следить, чтобы края не "пропадали", нужно абстрагироваться от изображения человека в бытовом смысле, когда рисуешь человека. Нужно найти главное и подчеркните его. Главное, это то, что вам интересно в этом фрагменте пространства. Стоит продумать рисунок заранее, проанализировать, продумать "путешествие" цветов, понять расположение, а потом рисовать, дальше уже следуя руке и штриху.
"Д'Артаньян чувствовал, что тупеет"...(Дюма)

Надеюсь, у руководителей "Кружка" получилось записать весь рассказ на видео и мои "недослушки-обобщения" фильмом прояснятся.

Александр Андреевич уже после "разбора полётов", слушать который было нереально из-за его тихого голоса и громкого гула в коридоре, а также тьмы голов над "раскладкой" работ, из-за чего он успевал только выделять какие-то интересные или наоборот моменты, связанные с подходом к рисованию вообще, а не с темой разговора в частности, в каждой 8-ой работе, упомянул книгу некоего американца, с названием вроде "148 вопросов при рисовании". Книга не издавалась в России. В книге автор ставит вопросы, которые возникают у художника в процессе работы, но не даёт ни одного ответа. Состояние было именно такое!

Выводы: смотреть рисунки Фаворского, Малявина, позднего Врубеля, Билль, Козулиной. Читать Ван Гога, Фаворского, Петрова-Водкина, потому что это художники, которые ещё и смогли сказать о своей работе. И не читать искусствоведов. Рисовать осмысленно, экономно.
Найти книгу Ливанова, тем более, что вроде она готовится к переизданию или допечатке, чтобы опять сместить себе "точку сборки".
Перестать корить себя, что таки не потратила 4 года жизни, чтобы только поступить в Полиграф и может быть поучиться у наших мастодонтов.

Пост по рисункам малявина на illustrators.ru
Немного цитат из книги Ливанова о подходе к рисованию
Немного разного времени рисунков Врубеля
Немного работ Ливанова
Немного фоток.










Мои попытки "осмысления пространства" по-новому. Несмелые, надо отметить, попытки. Надо посидеть с карандашом в тишине без комментариев, "помните про это, то, сё, пятое-десятое". Распыление по идеям мешает локализации мысли.


Previous post Next post
Up