Наверное, только ленивый не говорил, что отечественный бизнес становится всё более аполитичным, поскольку его отношения с властью стабильны лишь в одном: неписанный закон "Делай бизнес, но не лезь в политику", живёт и побеждает. И это, пожалуй, единственный российский закон, работающий реально и стабильно. Примеров этому немало, самый яркий и наглядный - Ходорковский. Но значит ли это, что весь российский бизнес готов подчиняться этому неписанному закону?
Примеров того, что не все согласны ходить строем и петь хором, не очень много, но они, прямо скажем, вдохновляют. Вот и Максим Ноготков, президент ГК "Связной", присоединился к этому "крестовому походу одиночек": его новый проект, как представляется, может занять изрядную нишу в сфере гражданских инициатив - и не формально её заполнить, но реально наполнить живым и продуктивным содержанием.
Как многие уже знают, Максим позиционирует свой новый проект Йополис как некоммерческий. Уже в этом чудится потенциальная опасность: если некоммерческий, то какой же, уж не политический ли?! (Тут впору закрыть глаза и пригнуться, обхватив голову - и ждать раскатов грома, быть может, пока ещё далёкого: Зевс начал гневаться… или, скорее всего, его подданные, возомнившие себя тоже бессмертными)
Максим относит проект к сфере гражданских инициатив и электронной демократии, обозначив “нейтральной онлайн-платформой”. Проект заявлен в спокойном деловом стиле, без фанфар и фейерверков, но его задачи впечатляют. Ноготков так обозначил три ключевых направления решения проблем во взаимоотношениях государства и общества:
1. Устранить разрыв государства и общества, чтобы гражданин перестал воспринимать власть как нечто совсем отдельное и отделённое от себя.
2. Преодолеть разрыв коммуникации между властью и обществом. Ведь власть как бы слушает людей только в период выборов, когда кандидатам нужны голоса. Слушает, но не слышит.
3. Восполнить недостаток конкуренции, когда у талантливых людей есть желание, но нет никакой возможности бороться за государственную должность. Очевидно, что отрицательный отбор, который так долго доминировал в советские времена, власть пытается внедрить и в нашу жизнь - и весьма в том преуспела.
Это проект ни в малой степени не заточен "за этого - против того". И власть, и бизнес - каждый получит свою долю "прибыли", а дивиденды могут быть весьма высоки, подчёркивает Ноготков:
- ДЛЯ ВЛАСТИ. “С помощью Йополиса люди, стоящие у власти и распоряжающиеся финансовыми ресурсами, смогут понимать, какое именно распределение средств на общественно-важные задачи даст наиболее заметный политический эффект».
- ДЛЯ БИЗНЕСА. “Во всем мире крупные компании уже давно тратят часть своей прибыли на реально важные для людей проекты в рамках своей маркетинговой стратегии. Йополис даст возможность присоединиться к этой тенденции и российским компаниям”.
Заявлено, что Йополис является технологической платформой, которая может сделать участие людей в политической и общественной жизни страныпростым, удобным и эффективным.
Проект выглядит весьма многообещающим, в чём-то - прорывным. А вот название - не самым удачным. Объяснено так: "Йополис" - это сочетание "your" - “твой” и "polis" - “город”. Смешение "французского с нижегородским" (здесь - английского с греческим), забавно и у каждого вызовет свои ассоциации. Меня, например, окликнуло из детства "ё-моё-полис". Впрочем, не будем ловить блошек в новом, большом и, безусловно, важном деле. К тому же, всё новое должно иметь возможность совершенствования.