Сегодня совершенно случайно оказался я на Верхней колонии =))
Те, кто знаком с географией Новокузнецка, оценят юмор и казус формулировки "случайно оказался")) Но вот так получилось...
Казалось, в итоге будет один, причем небольшой, пост... Оказалось, что зря казалось...
Но про саму
Верхнюю колонию будет позже...
А сейчас прогуляемся по тоннелю под КМК. Он меня настолько впечатлил, что я решил посвятить ему отдельный пост =)
К тому же, как я заметил в этих наших интернетах, практически никто о нем отдельно не писал - либо опасался снимать внутри (в общем-то в целом - зря), либо считал это дело скучным. Мол, дыра и дыра, чего уж там... Более того - очень многим вообще непонятно - зачем тут такая махина - там же ничего нет практически, за заводом-то...
А подавляющее большинство горожан вообще видели только этот парадный вход и все...
В общем... Приступим к развенчанию стереотипов =)
Вот он, известный и узнаваемый парадный вход... Я, возможно, кого-то удивлю, но изначально он являлся отнюдь не парадным... Но об этом позже...
Для начала немного истории. В общем-то уже в традициях "Прогулок"...
Когда строили КМК, то, что будет на заводе, распланировали порой до мелочей. Завод же, если что не так - хлопот потом не оберешься...
А вот на жилищные вопросы как-то поначалу приподзабили... В итоге к началу 1930-х годов имели Верхнюю колонию, которая и была, собственно, административным, культурным, досуговым, шопинговым и прочими центрами... Здесь было очень много чего (об этом в другом посте), включая не один десяток тысяч жителей... В общем, не такое пустое место было, как сегодня...
Никто и не думал, что город разрастется в перспективе до полумиллиона, предполагали так - поселок при заводе...
Но к началу 30-х была уже и Нижняя колония (в районе начала
улицы Орджоникидзе). А там начали строить
Соцгород, появилась перспектива будущего проспекта Молотова (Металлургов).
А между Верхним и Нижним городом - заводище. Да такой, что ни пройти ни проехать, как запустили в строй - цеха там, паровозы, режим опять же...
И решено было отгрохать тоннель. Причем с размахом...
Цифры, действительно, внушительные... 540 метров длины, 10 метров ширины, около 4 высоты. Во время строительства вынуто 180000 кубометров земли, уложено 13000 кубометров бетона, засыпано 6 тысяч кубов гравия и 62 тысячи кубов земли. 614 железобетонных столбов-опор (по 307 с каждой стороны).
По ходу дела выяснилось, что грунт ненадежный, пришлось вбивать 800 дополнительных свай. Стоил проект по тем временам просто фантастические 6 миллионов рублей!..
Впоследствии тоннель поверху пересекало 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги. Как сейчас - не знаю.
На панорамном фото завод над тоннелем выглядит так, но там уже наверняка много чего убрали...
Была идея пустить по тоннелю трамвай между двумя колониями, но не срослось, ширины тоннеля не хватило.
Кстати, если верить интернетам, то наш тоннель был первым автомобильно-пешеходным тоннелем в СССР и до сих пор является самым протяженным из таковых в Кузбассе...
Строить тоннель начали в 1931-м. В 1932-м, когда КМК был уже пущен, строительство тоннеля сильно мешало заводу и его всячески стремились ускорить. Работали круглосуточно. Большинство работ велось вручную... О драматической истории с одним из трех прорабов строительства расскажу чуть ниже...
Фото со стройки...
А это тот самый, ныне исторический и парадный вход, в то время являвшийся по сути выходом, причем ничем особо непримечательным =)
Позже, в 1944 году, эта часть тоннеля с помощью известного архитектора Н.А. Бровкина приобрела более парадный вид (надпись, ордена и т.д.). Немного фото, кстати, сохранилось с именем Сталина, хотя завод долго носил это имя...
На фото справа оба ордена видны, которые КМК дали в 1943-м (Красного Знамени и Ленина).
7 ноября 1961 года завод сменил имя Сталина на Ленина, соответственно, изменился и внешний вид тоннеля.
Вот фото 1982 года. Тут уже 4 ордена.
А вот, кстати, один из выездов с тоннеля на территорию завода. Таких было несколько. Они и сейчас еще есть, некоторые правда закрыты и даже загорожены.
Открыли тоннель 7 ноября 1933 года, как обычно в СССР, к знаменательной дате, на этот раз - годовщине Октябрьской революции.
И вот уже 80 с лишним лет тоннель служит без единого капремонта. Через месяц ему стукнет 81...
Вроде бы этим летом должны были капиталить, ЕВРАЗ выделил 5 миллионов рублей, но я не знаю, что там можно было сделать на 5 миллионов, и можно ли это считать капремонтом... На фото сами увидите...
Итак, пошли гулять по тоннелю...
Сначала - карта... 2гис подтверждает про 540 метров =))
Вход поближе...
Счетчик =) Ну и знаки соответствующие...
Табличка... Почему не про тоннель, а про сам КМК, не знаю... Было бы уместнее про дату начала строительства и пуска тоннеля, я считаю...
Я попал в тоннель вечером, поэтому у меня все так немного готично и брутально вышло... Днем тут вполне светло и, возможно, уютно даже =))
Продвигаемся вглубь... Атмосфера внутри с непривычки достаточно мрачная и даже давящая, я бы сказал... Ну это когда пехом идешь эти полкилометра... Трудно забыть, что над тобой здоровенная махина-завод, пусть сейчас уже и не такая здоровенная, как в былые времена...
Сверху постоянно что-то погромыхивает. И это в седьмом часу вечера при практически полностью не работающем заводе... А что тут было во времена трудовой славы КМК, боюсь себе представить =))
Если идти от КМК, то по правой стороне все столбы пронумерованы. Наверное, для обслуживания или как раз для ремонта...
За решеткой - очень мощная вентиляция... Шумит зверски. И воздух гоняет тоже неслабо... А винт прям чуть ли не корабельный по размеру))
Но по отзывам старожилов, во времена активной работы завода это не особо спасало, были здесь и духота, и запах соответствующий от десятков и сотен проезжающих за день машин...
Центральная часть - для машин...
Слева - машинки, справа - люди))
Атмосферненько... Все как и все 80 лет...
Вид через дорогу...
Немного разрухи и потопчиков...
По ходу дела обнаруживаются те самые несколько выездов на завод, про которые писал выше и фото старое показал. Проходные, шлагбаум, охрана, все дела... Фотографировать без палева сложно))
В таких местах обязательно стоит светофор и оформлен пешеходный переход =))
А вот это - уникальное, я бы даже сказал мистическое место... Достопримечательность в достопримечательности...
Находится оно напротив 2-й проходной. По левой стене если идти от КМК, если с Верхней колонии то, соответственно, по правой...
Когда строили тоннель, работали круглосуточно, на износ... Один из прорабов стройки, Александр Михайлович Заев, серьезно заболел пневмонией и, почувствовав, что умирает, завещал похоронить себя прямо на своем рабочем участке в стене тоннеля, “чтобы избежать разрыва со стройкой... чтобы не уйти бесследно в пустоту”. Что, собственно, и было исполнено...
Гроб с телом прораба опустили краном в специальный бетонный склеп, приготовленный рабочими. В момент прощания к лацкану пиджака, в который был одет покойный, прикрепили значок "Ударник Кузнецкстроя". В руки усопшего была вложена грамота "Ударнику Кузнецкстроя".
В 1957 году, в день 25-летия комбината, группа ветеранов-кузнецкстроевцев возбудила ходатайство об установлении мемориальной доски. Сама доска была установлена в тоннеле в начале апреля 1962 года. Видимо, из-за того, что табличку делали сильно позже самого события, в текст вкралась ошибка со временем похорон. Указан июль 1933 года, хотя совершенно точно, что заболел Заев и умер зимой 1932-го.
Вот уж точно - "гвозди бы делать из этих людей"...
И не ушел ведь, в пустоту эту... Сколько людей тут работало, умерло, погибло, не только при тоннеле, а вообще на Кузнецкстрое, но знаем мы единицы по сути - руководителей стройки, передовиков типа Филиппова или погибших - Заева вот или тех, кому памятник стоит на Пантеоне...
А вот и тот самый изначально парадный вход, а ныне поистрепавшийся непарадный выход... Ибо изначально это был все же тоннель из шумной и многолюдной Верхней колонии в Нижнюю, а не наоборот...
В 1930-е это выглядело так:
Остатки былого великолепия все же еще видны... Даже в таком виде - весьма так сурово-торжественно...
Итак... Тоннель вполне себе интересен, как минимум для разового ознакомления. Снимать там в принципе можно, если аккуратно и без фанатизма.
И за ним тоже есть много чего любопытного...
Завтра нас с вами еще ожидают постапокалиптические и сталкерские пейзажи Верхней колонии...