Горный Алтай, лето 2012. Путевые заметки. Часть III.

Aug 29, 2012 16:54

Часть I. 05.08.2012 - 06.08.2012. Барангол - р. Чуя.
Часть II. 06.08.2012. р. Чуя - подножье ледника Актру.

07.08.2012. Ледник Актру. Часть III.

Утром, дождавшись, когда солнце заглянет в долину, я сделал фото места, где был разбит наш лагерь.



Я обратил внимание, что утром воды в реке поубавилось и течение стало спокойнее, спросил об этом Василия.
- Ледник дышит, - ответил он.
Чем жарче припекает солнце, тем интенсивнее тает лед, ручьи и реки напитываются, набирают силу и к обеду река бурлит, как сумасшедшая, но к вечеру успокаивается. Вроде бы все понятно, но «ледник дышит» - каково звучит!

Позавтракав, мы отправились в путь. Дорога вела в гору, все больше по камням. Пихта встречалась все реже, появилась карликовая ива.




Карликовая ива красивое растение, которое нам повезло застать в цветении - из оранжевых ягод-бутончиков проклевываются пушистые свечи размером с мизинец, с которых ветер срывает пух, очень похожий на тополиный. Она на фото внизу.



А вот знаменитый эдельвейс оказался совершенно невзрачным растением, его звучное название совершенно не соответствует форме блеклого недоразвитого репейника. Видимо это потому, что мы застали его не в цветении.

Ледник Актру делится на три языка, на фото внизу его левый рукав. Нам нужен был правый.



Мы протопали километра три-четыре, любуясь пейзажами и попивая ледяную ледниковую воду на привалах, и совершенно не подозревая, что по-настоящему наш путь еще даже не начался. Изначально нас вела тропинка, но вскоре она растворилась среди валунов и осыпей. Дальше мы шли по тамгам - путь к леднику был отмечен сложенными из камней пирамидками.
И вот мы шли себе, шли, а потом дорога резко ушла вверх, в буквальном смысле - местами приходилось карабкаться на четвереньках. Вот где пришлось попотеть. На фото внизу справа видны члены нашей группы.



Но мы таки доползли, с языками на плечах и хрипами в легких, чтобы на фоне ослепительно синего неба и в обрамлении бурых склонов узреть застывшую реку древнего ледника. Я долго смотрел на него, и мне чудилось, что он течет. Конечно, это иллюзия, но была она стойкой. Как раз та картина, говоря о которой, словосочетание «застывшее движение» имеет смысл.



Бегущие с вершины ручью несут камни и крошку, так что пятка ледника больше похожа на створку ракушки. Ракушки, ширина которой метров двести, а толщина - все семьдесят. Такой вот ледяной пузырь.



Поверхность ледника рыхлая, но твердая, идти легко, особенно, если на ногах ботинки. Вообще для подобного маршрута кроссовки не подходят, нужны правильные ботинки. Это могут быть либо туристические ботинки для трекинга, либо, как в моем случае, берцы.

На леднике я испытал противоречивые ощущения. Стоит колыхнуться воздуху и по ногам тянет жутким холодом, при том, что солнце печет так, что можно получить тепловой удар. Странное сочетание жары и холода. Настырно журчат ручьи, под ногами лед, слепит солнце и кажется, что ты в краю, где навеки обосновалась ранняя весна.



Расслабляться на леднике не стоит. Движение льда порождает трещины, в которые можно провалиться. А еще иногда вода промывает вот такие бездонные колодцы, вода в них обрушивается с гулом, и выглядят они жутко.



По леднику мы шли километр, может чуть больше, затем свернули и снова поползли по осыпи вверх. Там нас ждало высокогорное озеро с бирюзовой водой. Высота 2840 метров над уровнем моря - самая высокая точка и сегодняшнего маршрута, и всего нашего путешествия вообще.



Самая высокая точка, и, наверное, самая красивая.



На озере мы отдыхали часа два. Там удивительно спокойно, умиротворенно. Озерцо спрятано в каменной чаше, ветра почти нет и гладь озера похожа на полированный малахит, часами смотри, но ни волн, ни ряби не разглядишь. Я кидал в воду камни, чтобы озеро встряхнулось от дрема, но оно глотало их, не просыпаясь. Я подумал, что в этом еще одна сторона Горного Алтая - он настолько могуч, что я для него, не более чем микроб. Но мощь Горного Алтая светлая, я не чувствовал на себе его пресс, какой испытывал, например, в горах Кавказа; не было в нем и темной магической тайны, которой пропитан Северный Урал, напротив, на берегу бирюзового озера я ощущал легкость и спокойствие. И улыбался - а как иначе?

В лагерь мы вернулись ближе к вечеру, напитанные красотой, и довольные собой, потому что путь оказался нелегким, но мы все же его одолели. В турбазе по соседству нас ждала баня, а после нее плов, приготовленный на костре нашим проводником Василием. Под это дело я достал припасенную бутылку кедровки, которая закончилась, едва начавшись (что там пить на такую-то толпу), хотя настроения успела добавить. Ночь выдалась ясная, звезды висели над головой, как спелые яблоки. Плов быстро съели, и все расползлись по палаткам. Усталость от похода и нега после бани сказались и на мне - я уснул, едва забравшись в спальный мешок.

Но все же засыпая, я успел подумать, что тут недалеко, в нескольких километрах от лагеря, с высоких вершин незаметно сползает к нам, словно какой-то реликтовый моллюск, седой ледник, и если тщательно вслушаться, можно уловить его дыхание.

Продолжение следует.

туризм, путешествия, Горный Алтай

Previous post Next post
Up