В общем я решил написать как есть. Самая высокая в Исландии гора Hvannadalshnjukur- 2180(и подъем все 2 тысячи)- в общем то немного, но осложняется дело тем что до полярного круга 250км.
Гора судя по описаниям в интернете технической сложности не несёт никакой, и на неё водят туристов, пенсионеров и школьников.
А очень просто- например пойти туда не в сезон. Пенсионеров и школьников туда водят зимой. Спортсмены туда ходят в марте-апреле. А в середине лета туда гиды экскурсии не водят- там голые ледниковые поля с потаявшими снежниками, трещины и бергшрунды.
Но я то про это не знал, в интернете полно радостных историй о том как часов за 15 на горку сбегали туда обратно. Узнал я про это когда мы зашли к местным гидам. Описание гид мне дал следующее- на высоте 1200 пара огромных трещин метров в 10 глубиной- ты в них спустишься, по другой стороне поднимешься и дальше будут проблемы уже только у самого пика где снова пара трещин.
Товарищи мои узнав про это дело сразу идти передумали.
Я же решил что не для того в Исландию ехал чтобы на горы только снизу глядеть. Кроме того, план изначально был подняться на гору по юго-западному склону(стандартный маршрут), а потом уйти по огромному снежнику на восток и там спуститься по хребту вниз. Что там на востоке- гиды не знали.
И вот, я в 4.30 утра вышел на маршрут. В районе 5 утра всё вокруг выглядело вот так-
Облачность очень низкая, и хотя высота метров семьсот, идёшь постоянно в облаке.
В районе километра я поднялся выше первого слоя и обнаружил на склоне палатку с четырьмя норвежскими альпинистами. Двое сидели в палатке а двое сидели прямо у входа, загораживая им обзор так что моё появление прошло незамеченным и они прямо подскочили когда я с ними поздоровался. Сказали они мне следующее- вершину они взять не смогли изза трещин, попробуют сегодня альтернативный маршрут и если не пойдёт- то уйдут ни с чем.
В общем иду дальше- начался снег, потом лёд и вот я стою на совершенно голом ледниковом поле, в котором трещина на трещине. Иду в обход трещин как по лабиринту, по пути встречаю те самые гигантские трещины о которых говорил гид- их тоже обхожу и выхожу на огромный снежник по которому просто надо идти вверх да вверх. Фотка на прощание.
Прошел я по правому краю этого поля, и на снежнике резко повернул- поэтому такой ракурс.Пока шел- видел норвежцев, они поле снова не прошли и ушли обратно ни с чем.
Далее как я уже писал, начался просто огромный(километра 3 на 3) относительно пологий снежный холм, на северной оконечности которого возвышается где то 400 метровый пик.
По пути правда было вот еще какое происшествие- я нашел чьи то полузанесённые снегом следы и пошел по ним- в итоге где то по пояс провалился в трещину. Когда там шел человек- снежный мостик был гораздо крепче :)
В общем подошел к вершине, и тут меня ждал первый облом- поднявшись метров на 200 от плато, я упёрся в бергшрунд. Бергшрунд это такая трещина которая образуется между нагретой солнцем скалой и самим ледником. Попробовал обойти- ни в какую. Сделал полный круг вокруг вершины- везде либо смешаный лёд со снегом и угол 70+ градусов, либо трещины, либо и то и то. В общем залезть наверное можно но не в один день, не в одиночку и не с моей квалификацией. Поэтому сделал несколько фоток с высоты 2000 и стал уходить на восток.
Пока шел по плато, началась пурга и я порядком подмок- поэтому очень рад был обогнув соседнюю с Hvannadalshnjukur вершину начать спуск. Спускался почти бегом, по снегу градусов в 50-60.
И вот тут то начались мои неприятности. Началось ледовое поле, точно такое же как на несколько фоток выше только обогнуть его не было возможности. Постепенно я боялся всё менее и менее и стал через расщелины поменьше просто прыгать. Прыгал я так прыгал и вдруг упёрся в огромную трещину- метров 30 вширь, дно где то далеко внизу, и обойти возможности никакой нет.
До этого я прыгал сверху вниз- теперь пришлось снимать рюкзак и прыгать с ледорубом снизу вверх. Удовольствие малоприятное, с учетом того что одна единственная ошибка- и меня не найдут никогда ведь я по своей гениальности не взял ни маячка ни рации.
В общем в три-четыре действительно опасных прыжка и пару десятков не таких опасных я оттуда выбрался на какой то хребет который правда быстро кончился, и снова началось оно- ледовое поле.
Вообще с учётом того что всё что могло потаять- к концу июля потаяло, перемещаться по полю было достаточно безопасно, только очень утомительно. Потому как чтобы обойти одну единственную трещину и продвинуться метров на 10 по прямой, приходилось делать 200-300 метровый крюк. Вот такие мостики это автобан и щастье.
Один раз правда такой мостик рухнул сразу после того как я по нему пробежал.
Потом я встрял в ледостав- огромная, шириной метров в триста полоса где ледяные глыбы свалены в кучу как детские кубики и по ним надо прыгать. И это щастье я тоже преодолел, после чего осознал что иду где то 17-18 часов, поставил прямо на леднике палатку и лёг спать. Всю ночь мне снилось что я падаю в трещину, в пропасть, что на меня сходит ледник, иногда я просыпался изза того что ледник правда сходил- только не на меня, я достаточно надёжно встал, а рядом.
С утра пошел дальше по полю- и снова повстречался с трещиной, метров 30 шириной, которую кое как обогнул только для того чтобы попасть на такую же, только без дна и с рёвом горной реки внизу. В этот момент я понял что забрался в западню и выхода у меня особого нет. Прыгать по леднику обратно вверх нереально, вниз тоже. Так что в районе 9 утра второго дня я поднялся повыше на пригорок, поставил палатку и стал ждать вертолёт. Маршрут я всё таки догадался оставить с ребятами и договорённость о тревоге если я не выйду к вечеру второго дня у нас была. Вид из моей палатки.
Теперь надо сделать лирическое отступление и рассказать о свойствах моего организма. Я очень люблю есть. Еды я взял с собой предостаточно- у меня было 3 горячих ужина на 500 калорий каждый и еще около 40 разнообразных батончиков по 200-250 калорий. Так вот когда я иду с рюкзаком, я ем на ходу, причём ем не прекращая. Я с утра пораньше срубил батончика 4 вместо завтрака, потом еще 2 через час. И еще 2 через час. И так далее. В общем к утру второго дня, когда я понял что дела мои плохи и торчать здесь придётся неизвестно сколько- у меня оставалось 2 батончика и один ужин. Батончики кончились к обеду, после этого я сутки ничего не ел, лежал в палатке, спал, читал книжку о правилах первой помощи которую я нашел в аптечке, и смотрел на последние 500 калорий. Еще я топил снег и пил кипяток. Много кипятка- газа у меня было предостаточно.
На следующий день часа в 4 дня я съел свой горячий ужин, а вертолёта всё не было. Хуже даже то что не было звука вертолёта- а значит он меня не ищет. Надо сказать лежать на снегу и думать о том что я тут и останусь было совсем не весело. Слюнявое описание давать не буду, но пищи для размышлений о жизни и смерти я получил предостаточно. Вторую ночь у меня глюки были уже интереснее- я уже был не один, а с норвежцами и (!)итальянцами, те спорили как выбираться- вниз или вверх а я слушал и решал к кому присоединиться.
В общем на следующее утро, часов в 5 утра я понял что солнце высоко, вертолёта нет, и спасение утопающих- дело рук самих утопающих. Еще я понял что вертолёт возможно меня даже ищет но я прошел более 30км и искать меня где то на леднике размером в пару сотен км на пару сотен км- занятие пустое. Еще вечером до этого я приглядел одно место где спрыгнув в трещину можно было подобраться к хребту. Хребет выглядел вполне скалолазным- не более 5.5 или как то так по скалолазным меркам. В общем с утра я встал, собрал вещи, и пошел. Нашел место в трещине где угол был не 90 градусов а градусов 65 а глубина метров около 5, сбросил в неё рюкзак и потом на ледорубе съехал. Уже пожже я узнал что в этих трещинах бывает двойное дно и туда не спускаются даже ICE-SAR - местные спасатели.
В трещине меня ждали сначала пара десятков ледяных глыб, которые я кое как перелез, а потом собственно скала- метров 5-7 я подтянулся на руках, пара мест было очень неуютных- руками держаться не за что а под ногами тонкая полоска щебня, который если поедет- то я если и выживу то вылезти уже не смогу- встать просто будет не на что.
Дальше- дальше я просто шел вниз. Были и крутые спуски градусов в 60-70, и обрывы которые приходилось обходить. В какой то момент началась зелёнка и я расслабился- ура, я буду жить! :) Вот это, вдали- ледниковое озеро Jokulsarlon. Оно соединено тонким перешейком с океаном, пойэтому льды которые откалываются от ледника, дрейфуют прямо в нём.
Показав средний палец леднику,почесал дальше- но не тут то было, я вышел аккурат к мощнейшей горной реке. Но я то знаю, что речка выходит из под ледника, поэтому поднялся обратно метров на 300 до ближайшего языка и перешел речку по льдам. Шел дальше и думал какие еще подарки мне подкинет местная природа- вышел к еще одной реке, только уже в разливе, поэтому просто перешел её вброд- течение сильное но воды было где то до колено. После этого я поднялся на холм- вдалеке виднелась трасса с проежжавшими машинами, и оставалось только пройти поле. И тут на меня стали нападать вороны. Они похоже на этом поле гнездятся, их там были какие то хулиарды. Они все поднялись в воздух, стали кружить и пикировать на меня. Летит такой лоб в лоб и метрах в трёх резко меняет направление полёта и уходит в сторону. Ну в этот раз ушел, а в другой может и не уйти. Я своей лыжной палкой махал как мечом у Яши на тренировке. В общем вышел к трассе и первая же машина которой я посигналил, была..машина тётки которая заведовала моими поисками, и ехала по своим делам с детьми. Поиски мои как и ожидалось вели в совсем другом районе, представить что я перейду льды они не могли. Так что она радостно отозвала вертолёт, а мои друзья заставили меня сказать на камеру что я дебил и мудак :)
Потом еще на меня водили смотреть всех местных работников, у меня брали интервью и со мной фотографировались. Но это уже совсем другая история :)