Кутна Гора - серебряный город (часть 1)

Apr 23, 2013 17:16


Вообще-то это безобразие, что я про Кутну Гору до сих пор не писала. Мы там были бесконечное количество раз, потому что ездим через нее в нашу деревню. Как обычно в таких случаях, казалось, что успеется написать, все-таки мы там еще не все-все-все посмотрели...
Но довольно откладывать. Тем более, сейчас появился очень удачный повод - недавно, 12 апреля, класс моего сына ездил в Кутну Гору на экскурсию - изучать готику, а меня учительница опять попросила помочь пасти этих тараканов, и я опять не отказалась.
А неплохо звучит: пятиклассники поехали в Кутну Гору изучать готику, а? Дело в том, что у них в классе весь этот год идет некий проект - знакомство с разными архитектурными стилями. Дети время от времени ездят на экскурсии, рассматривают лучшие образцы этих стилей живьем, а потом пишут курсовую работу. Вот же везет людям! :)
Эти дети в больших количествах будут фигурировать на моих фото (все фото - кликабельные):




Но я включу в пост и другие снимки города, от наших прежних посещений. Некоторые из них такие интересные, что просто грех их прятать. Например, в прошлом октябре мы показывали Кутну Гору моей московской подруге, и это была натуральная ожившая сказка: золотая осень, туман и загадочный старинный город.




Изучать готику в Кутной Горе - это, конечно, очень правильное решение. Ибо где же еще, как не там?
Если очень кратенько обратиться к истории города, то сказать надо следующее: прежде всего, довольно долго это вообще был не город! А просто кучка горняцких слободок вокруг серебряных месторождений. Серебро здесь добывали (а по-чешски «кутали», потому и Кутна Гора) с незапамятных времен, что и понятно: оно тут чуть ли не на поверхности лежало. В XIII веке кутногорское серебро составляло треть добычи всей Европы. В то время здесь разразилась натуральная серебряная лихорадка, люди стекались к шахтам толпами. Около 1300 года король Вацлав II объявил добычу серебра и чеканку монет королевской монополией. Он пригласил в Кутну Гору лучших специалистов из Италии и построил монетный двор, который и до сих пор называется «Влашским», т. е. итальянским. На этом дворе стали чеканить знаменитый пражский грош. В начале XIV века Кутна Гора получила, наконец, статус города, и город этот рос и богател как на дрожжах. Именно на кутногорские деньги осуществлялись многочисленные полезные нововведения солнца нашего чешского - Карла IV. Его сын, Вацлав IV, перестроил Влашский двор в королевскую резиденцию и проводил там много времени. Но уже тогда месторождения начали иссякать, добыча серебра падала. А потом начались гуситские войны, от которых город серьезно пострадал. Еще лет сто дела шли ни шатко ни валко, но в XVI веке с притоком ценностей из новооткрытой Америки цены на европейское серебро упали, чеканка гроша прекратилась, и стало ясно, что лучшие дни Кутной Горы остались в прошлом.
В средневековые серебряные шахты сейчас можно спуститься на экскурсию. К сожалению, мы еще этого не сделали. Но как только - так сразу об этом расскажу.

Наша школьная экскурсия началась не с самого города, а с его предместья, которое называется Седлец (Sedlec). Именно там при местном кладбищенском костеле Всех святых находится скандально известная часовня-костница.
Вот костел на кладбище:


Там среди могил нашлась и такая вот неожиданная:


"К. Х. Гладков. 1925 - 01.07.1945" Звезда и почему-то автомобильный руль. Русский на католическом кладбище. И погиб уже после окончания войны. Может, автокатастрофа? Или на мине подорвался? Или от ран так и не оправился? Могилка, кстати, вполне ухоженная и с подснежниками.

Костница находится в подземной части костела. Сколько моих знакомых ее посещали - практически каждый первый в ужасе восклицает что-то типа: «Это кощунство! Они там все с ума посходили!..» И т. п. Ну еще бы! Они там вот такое увидели:




А я вот не соглашусь, что это кощунство. Наоборот!
И вообще. Если ТАКАЯ часовня неприемлема, я бы с удовольствием выслушала альтернативные предложения, основанные не на эмоциях, а на имеющихся реалиях. Давайте же разберемся спокойно. Итак, дано:
- Население Кутной Горы в начале XIV века - около 70 тыс.чел. (Сравните: сейчас население города чуть превышает 20 тыс., а тогда это был второй город в стране после Праги!) Но потом эпидемия чумы в одночасье съела 30 тыс. человек, а гуситские войны - еще 10 тыс. Итого 40 тыс. человек - больше половины населения города! - легли в могилы.
- Площадь кладбища - 3,5 га.
- Кремация у католиков запрещена (тогда была).
Что мы имеем через 300-400 лет? Город растет и развивается, ему нужна земля, и 3,5 га старинного кладбища с уже давно заброшенными могилами - это слишком большая роскошь.
Что делать? Просто так снести старое кладбище было бы лучше? Но ведь крупные кости (в основном черепушки и бедренные-берцовые-тазовые) за это время еще не разложились. Они вообще тыщу лет в земле лежать могут. Выкинуть их на помойку? Или, как уже почти в наши просвещенные и культурные дни поступили в Нижборе - переработать тонны древних костей на костный уголь? ЭТО не кощунство?!
По-моему, куда приличнее собрать все эти кости в освященном месте - часовне при кладбище. Естественно, не навалом накидать, а разложить аккуратненько, с полным уважением к останкам. Ну, а что там люстры всякие и декорации на стенах из костей - это же понятно. Это типичное барочное мировоззрение: все (буквально ВСЕ!) должно выглядеть красиво и декоративно. Вот и.
Вообще, таких часовен-костниц разной степени художественности в католическом мире существует довольно много. Я еще давным-давно видела нечто похожее в Польше, в Силезии. Там, на стыке Польши, Чехии и Германии, с незапамятных времен очень много воевали, и древние кости буквально крестьяне на полях выкапывали. А местный священник собирал их в часовне. Еще один виденный нами образец посткладбищенского искусства - костница в Хальштатте, в Австрии (ссылку на свой пост о ней даю, но мерзкий Радикал, где я тогда хранила свои фото, часть из них нагло сожрал; прошу прощения). Но смысл был тот же: земли мало, кремировать нельзя.
Ну, а если я кого-то так и не убедила, можете расслабиться: кости в кутногорской часовне долго не пролежат. Они уже сейчас от старости постепенно рассыпаются в пыль. Еще сколько-то лет пройдет - и не над чем будет ахать и возмущаться. Останутся только фото.













Второе важное здание в Седлеце - это кафедральный собор «Nanebevzetí» Девы Марии и святого Иоанна Крестителя (ах, люблю это чешское «на-небо-взятие» - и обычно не перевожу, и так ясно, что это «вознесение»; кстати, это чисто католическое явление, у православных догмат о телесном вознесении Марии после смерти на небо и последующем короновании не принят, вместо этого говорят об успении Богородицы). Между прочим, этот собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отдельно от исторического центра Кутной Горы, который тоже внесен. И он (собор) того стоит.









Этот собор был частью цистерцианского монастыря, заложенного в XII веке. Легенда говорит, что заложил его оломоуцкий епископ Йиндржих Здик. Однажды он заночевал здесь на пути из Оломоуца в Прагу и увидел во сне ангела, который показал епископу монахов в белых одеждах, повелел построить на этом месте монастырь и дать ему название от седла, которое епископ положил под голову как подушку. Так и появился Седлец. Изначально храм был романским (а каким же еще - в XII-то веке?), но позже его перестроили в готическом стиле. Во время гуситских войн собор был сожжен гуситами вместе с толпой католиков, искавших в нем спасения. Собор восстановили только в начале XVIII века, когда везде царило барокко. Получилась «обароченная готика». Но недолго она радовала людей. Уже в 1783 году монастырь пал жертвой религиозных реформ императора Иосифа II Габсбурга, который позволил сохранить только те монастыри, где было что-то полезное: больница, или школа, или хотя бы большая библиотека. Остальных бездельников решительно разогнали. А с храмом сделали странную вещь: его РАССВЯТИЛИ. Ну, новый храм ОСВЯЩАЮТ, а тут произвели обратное действие. Я даже не знала, что такое в принципе возможно! Интересно, как это вообще делается?
(Кстати, Иосиф II был очень деятельным и продуктивным монархом, типичным представителем эпохи Просвещения, рационально и материалистически настроенным. В частности, в приступе экономии он изобрел многоразовый гроб. У этого шедевра ритуального искусства было откидывающееся дно. Гроб с покойным опускали в могилу, дно раскрывалось, покойник оставался в земле, а гроб поднимали, и его можно было использовать повторно. Император даже своих августейших родственников стремился хоронить таким эффективным способом. Очень странно, но этот прогрессивный обычай почему-то не прижился.
Справедливости ради надо сказать, что разумные идеи у Иосифа II тоже возникали. И немало. Да вот хоть лишние монастыри разогнать! И еще один пример приведу. Те, кто ездил по дорогам Чехии, наверняка замечали огромное количество яблонь и других плодовых деревьев, растущих вдоль обочин. Все эти деревья - ничьи, то есть государственные, собирай кто хочет. Этот обычай ввел Иосиф. В неурожайный год, когда население жестоко страдало от голода, он распорядился сажать плодовые деревья вдоль основных дорог за государственный счет - для всех, чтобы голодный крестьянин хотя бы яблоками наелся, если больше нечем.)

Но вернемся к упраздненному монастырю. В его помещениях позже поселилась табачная фабрика. Она до сих пор существует буквально вплотную к собору. Сейчас принадлежит компании Филип Моррис. И там же есть музей табака, который можно посетить.
А собор потом не раз реставрировали, перекрашивали... При коммунизме он стоял заброшенный, и только недавно его окончательно отреставрировали и в 2009 году открыли общественности. Как я понимаю, теперь он снова РЕ-ОСВЯЩЕН... ПЕРЕОСВЯЩЕН... в общем, опять стал нормальным костелом. А в летнее время по ночам тут та-а-акое бывает! Ночные экскурсии по собору при свечах с последующим прослушиванием григорианского хорала. Я уже страшно хочу! Если попаду на это мероприятие, непременно расскажу.

Собор, конечно, шикарный! Огромный, пятинефный, длиной аж 87 метров, очень строгий. Он называется «katedrála», но вообще-то это не совсем так: никакой епископской кафедры тут нет. Его считают кафедральным только с архитектурной точки зрения. Потому что у него за алтарной частью находится полукруглая галерея с капеллами, по-научному ее называют «деамбулаторий», что означает всего-то, что алтарь можно обойти сзади. Оказывается, таких архитектурно-кафедральных храмов в Чехии всего 4 штуки. Еще один - это святой Вит в Пражском граде (вот как раз он во всех смыслах КАФЕДРАЛЬНЫЙ), третий - в городе Колине, это собор святого Бартоломея, мы его видели только снаружи, он был на реставрации, но он просто обалденный! (Надо бы туда еще разок съездить.) А четвертый - это не менее обалденная святая Барбора все в той же Кутной Горе, и о ней речь впереди.

Храм внутри:












А вот здесь как раз детишки стоят за алтарем, в том самом "деамбулатории":


В соборе нас ждала замечательная экскурсоводка, а я имела пару восхитительных диалогов с современными дремучими атеистическими детками. Не могу не пересказать! :)

1) С блондинкой Викторкой - мы вместе рассматривали подаренные папой римским на ПЕРЕОСВЯЩЕНИЕ очень пышные раки с мощами святого Феликса и святого - не-помню-кого. Тела святых одеты в красивые одежки, а вместо лиц - что-то типа гипсовых масок:



Это святой Феликс:


А это второй, святой не-помню-кто:


Викторка: А что, там внутри действительно мертвец или просто кукла?
Я: Там мощи, настоящие останки святого.
Викторка (обходит раку сбоку, со стороны макушки, видит за маской кусочек черепушки и убегает с воплями): А-а-а-а! Там настоящий мертвец!!!
Я (безуспешно ей вдогонку): Это вообще-то не просто мертвец, а святыня...

2) С Фредериком. Стоя внизу и задрав головы вверх, мы рассматривали орган:


Детишки высказались, что это якобы штука для управления колокольным звоном. Пришлось вмешаться:
Я: Здесь нет колоколов. Колокола - снаружи, на колокольне, в них звонят, когда зовут людей на мессу. А здесь - трубы (и дальше бла-бла-бла про устройство органа). На органе играют во время мессы.
Кто-то из детей: А я бы не смог играть на органе. Там несколько клавиатур - это трудно.
Я: Не забудь еще, что там не только руками, но и ногами играть нужно!
Фредерик (недоверчиво): Как это - ногами?
Я: Там внизу есть специальная клавиатура для ног.
Фредерик попытался это изобразить телом, но стоя у него вышло плохо, и он как-то не очень поверил. Но призадумался. Через пару-тройку часов, уже на совсем другой экскурсии и с другим экскурсоводом мы зашли в королевкую часовню. Там тоже был орган, но маленький и внизу, и все его детали были хорошо видны. Видно, Фредерика вопросы извлечения звуков из органа все-таки беспокоили, потому что он пристал к экскурсоводке:
Фредерик: А что, это правда, что на органе ногами играют?
Э.: Да. Вон, видишь клавиатуру для ног?
Фредерик (с абсолютно круглыми глазами поворачивается ко мне): Так вы мне тогда ПРАВДУ сказали???!!!
У меня падает челюсть. Экскурсоводка катается от смеха.

Ох, уж эти современные дети! Темный народ. Никакими экскурсиями не прошибешь. :)

Кстати, об органе. Орган в этом соборе стоит на хорах не напротив алтаря, как обычно, а сбоку, в трансепте. Я сначала не могла понять, почему такие шикарные и просторные хоры пропадают впустую:



Но потом все выяснилось. Мы поднялись туда, и экскурсоводка быстро и наглядно объяснила, что в этом длиннющем храме очень плохая акустика - слишком долгое эхо. Она просто-напросто повернулась к алтарю - и ка-а-а-к запоет на весь собор! Что-то очень католическое и на латыни. Наверное, кусок какого-то псалма. Я аж вздрогнула. Вот это голос! После того, как она замолчала, эхо было слышно 9 (девять) секунд. Понятно, что с такой акустикой музыка превратилась бы в кашу. А сбоку эхо гораздо меньше.

Вот еще фото разных частей собора - просто так.
На полотне, которое рассматривают детишки, изображено сожжение собора гуситами:



Одна из боковых капелл:



А по этой лестнице мы поднимались на хоры:



Ой, я, как обычно, погрязла в разных любопытных деталях...
В общем, продолжение про Кутну Гору следует.

Прогулки за привидениями, Цветы жизни aka дети

Previous post Next post
Up