Вообще-то это безобразие, что я про Кутну Гору до сих пор не писала. Мы там были бесконечное количество раз, потому что ездим через нее в нашу деревню. Как обычно в таких случаях, казалось, что успеется написать, все-таки мы там еще не все-все-все посмотрели...
Но довольно откладывать. Тем более, сейчас появился очень удачный повод - недавно, 12 апреля, класс моего сына ездил в Кутну Гору на экскурсию - изучать готику, а меня учительница опять попросила помочь пасти этих тараканов, и я опять не отказалась.
А неплохо звучит: пятиклассники поехали в Кутну Гору изучать готику, а? Дело в том, что у них в классе весь этот год идет некий проект - знакомство с разными архитектурными стилями. Дети время от времени ездят на экскурсии, рассматривают лучшие образцы этих стилей живьем, а потом пишут курсовую работу. Вот же везет людям! :)
Эти дети в больших количествах будут фигурировать на моих фото (все фото - кликабельные):
![](https://lh6.googleusercontent.com/-cLzGjaoHvr4/UXWja3JlbWI/AAAAAAAAAks/kwaOp5Dsrp8/s400/100_3054.JPG)
Но я включу в пост и другие снимки города, от наших прежних посещений. Некоторые из них такие интересные, что просто грех их прятать. Например, в прошлом октябре мы показывали Кутну Гору моей московской подруге, и это была натуральная ожившая сказка: золотая осень, туман и загадочный старинный город.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-3Uf_Daa4VQw/UXWjkHi68eI/AAAAAAAAAk0/4RrWsDfKBSg/s400/100_2185.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-bFT5BSdm0RQ/UXWjrE96kQI/AAAAAAAAAk8/F2pDUTPhLhI/s400/100_2190.JPG)
Изучать готику в Кутной Горе - это, конечно, очень правильное решение. Ибо где же еще, как не там?
Если очень кратенько обратиться к истории города, то сказать надо следующее: прежде всего, довольно долго это вообще был не город! А просто кучка горняцких слободок вокруг серебряных месторождений. Серебро здесь добывали (а по-чешски «кутали», потому и Кутна Гора) с незапамятных времен, что и понятно: оно тут чуть ли не на поверхности лежало. В XIII веке кутногорское серебро составляло треть добычи всей Европы. В то время здесь разразилась натуральная серебряная лихорадка, люди стекались к шахтам толпами. Около 1300 года король Вацлав II объявил добычу серебра и чеканку монет королевской монополией. Он пригласил в Кутну Гору лучших специалистов из Италии и построил монетный двор, который и до сих пор называется «Влашским», т. е. итальянским. На этом дворе стали чеканить знаменитый пражский грош. В начале XIV века Кутна Гора получила, наконец, статус города, и город этот рос и богател как на дрожжах. Именно на кутногорские деньги осуществлялись многочисленные полезные нововведения солнца нашего чешского - Карла IV. Его сын, Вацлав IV, перестроил Влашский двор в королевскую резиденцию и проводил там много времени. Но уже тогда месторождения начали иссякать, добыча серебра падала. А потом начались гуситские войны, от которых город серьезно пострадал. Еще лет сто дела шли ни шатко ни валко, но в XVI веке с притоком ценностей из новооткрытой Америки цены на европейское серебро упали, чеканка гроша прекратилась, и стало ясно, что лучшие дни Кутной Горы остались в прошлом.
В средневековые серебряные шахты сейчас можно спуститься на экскурсию. К сожалению, мы еще этого не сделали. Но как только - так сразу об этом расскажу.
Наша школьная экскурсия началась не с самого города, а с его предместья, которое называется Седлец (Sedlec). Именно там при местном кладбищенском костеле Всех святых находится скандально известная часовня-костница.
Вот костел на кладбище:
![](https://lh5.googleusercontent.com/-UcwuhgohYtA/UXWjzrhdntI/AAAAAAAAAlE/9vVUhsC-WL0/s400/100_2949.JPG)
Там среди могил нашлась и такая вот неожиданная:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-FpI5O56v3V4/UXWj5QtHTXI/AAAAAAAAAlM/52Knu799-sk/s400/100_2986.JPG)
"К. Х. Гладков. 1925 - 01.07.1945" Звезда и почему-то автомобильный руль. Русский на католическом кладбище. И погиб уже после окончания войны. Может, автокатастрофа? Или на мине подорвался? Или от ран так и не оправился? Могилка, кстати, вполне ухоженная и с подснежниками.
Костница находится в подземной части костела. Сколько моих знакомых ее посещали - практически каждый первый в ужасе восклицает что-то типа: «Это кощунство! Они там все с ума посходили!..» И т. п. Ну еще бы! Они там вот такое увидели:
![](https://lh5.googleusercontent.com/-M49UGuP0-YQ/UXWkAo5pU0I/AAAAAAAAAlU/40h9lCOtm9g/s400/100_3002.JPG)
А я вот не соглашусь, что это кощунство. Наоборот!
И вообще. Если ТАКАЯ часовня неприемлема, я бы с удовольствием выслушала альтернативные предложения, основанные не на эмоциях, а на имеющихся реалиях. Давайте же разберемся спокойно. Итак, дано:
- Население Кутной Горы в начале XIV века - около 70 тыс.чел. (Сравните: сейчас население города чуть превышает 20 тыс., а тогда это был второй город в стране после Праги!) Но потом эпидемия чумы в одночасье съела 30 тыс. человек, а гуситские войны - еще 10 тыс. Итого 40 тыс. человек - больше половины населения города! - легли в могилы.
- Площадь кладбища - 3,5 га.
- Кремация у католиков запрещена (тогда была).
Что мы имеем через 300-400 лет? Город растет и развивается, ему нужна земля, и 3,5 га старинного кладбища с уже давно заброшенными могилами - это слишком большая роскошь.
Что делать? Просто так снести старое кладбище было бы лучше? Но ведь крупные кости (в основном черепушки и бедренные-берцовые-тазовые) за это время еще не разложились. Они вообще тыщу лет в земле лежать могут. Выкинуть их на помойку? Или, как уже почти в наши просвещенные и культурные дни поступили
в Нижборе - переработать тонны древних костей на костный уголь? ЭТО не кощунство?!
По-моему, куда приличнее собрать все эти кости в освященном месте - часовне при кладбище. Естественно, не навалом накидать, а разложить аккуратненько, с полным уважением к останкам. Ну, а что там люстры всякие и декорации на стенах из костей - это же понятно. Это типичное барочное мировоззрение: все (буквально ВСЕ!) должно выглядеть красиво и декоративно. Вот и.
Вообще, таких часовен-костниц разной степени художественности в католическом мире существует довольно много. Я еще давным-давно видела нечто похожее в Польше, в Силезии. Там, на стыке Польши, Чехии и Германии, с незапамятных времен очень много воевали, и древние кости буквально крестьяне на полях выкапывали. А местный священник собирал их в часовне. Еще один виденный нами образец посткладбищенского искусства -
костница в Хальштатте, в Австрии (ссылку на свой пост о ней даю, но мерзкий Радикал, где я тогда хранила свои фото, часть из них нагло сожрал; прошу прощения). Но смысл был тот же: земли мало, кремировать нельзя.
Ну, а если я кого-то так и не убедила, можете расслабиться: кости в кутногорской часовне долго не пролежат. Они уже сейчас от старости постепенно рассыпаются в пыль. Еще сколько-то лет пройдет - и не над чем будет ахать и возмущаться. Останутся только фото.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-v1CdoSYoFJA/UXWkIoSGHxI/AAAAAAAAAlc/tacJlMlRO9w/s400/100_2991.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-uGDXGbt15Gc/UXWkQhv3kiI/AAAAAAAAAlk/F37zpTqvdW0/s400/100_2992.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Qbg_NeERhlM/UXWkYEd9d6I/AAAAAAAAAls/KASNrip8a8A/s400/100_2999.JPG)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-WoE7DxJ52rQ/UXWkguDhCXI/AAAAAAAAAl0/gsfains_htU/s400/100_3001.JPG)
Второе важное здание в Седлеце - это кафедральный собор «Nanebevzetí» Девы Марии и святого Иоанна Крестителя (ах, люблю это чешское «на-небо-взятие» - и обычно не перевожу, и так ясно, что это «вознесение»; кстати, это чисто католическое явление, у православных догмат о телесном вознесении Марии после смерти на небо и последующем короновании не принят, вместо этого говорят об успении Богородицы). Между прочим, этот собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отдельно от исторического центра Кутной Горы, который тоже внесен. И он (собор) того стоит.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Uep7WouFIvo/UXWknd9Mv0I/AAAAAAAAAl8/MXeMwJTNJT8/s400/100_2951.JPG)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-J0Ayn0fpyHs/UXWktHOA14I/AAAAAAAAAmE/Fj9C6A1dApA/s400/100_2956.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-VoXVQi6dN1Y/UXWkygIIJNI/AAAAAAAAAmM/4ih0TWvPWro/s400/100_2958.JPG)
Этот собор был частью цистерцианского монастыря, заложенного в XII веке. Легенда говорит, что заложил его оломоуцкий епископ Йиндржих Здик. Однажды он заночевал здесь на пути из Оломоуца в Прагу и увидел во сне ангела, который показал епископу монахов в белых одеждах, повелел построить на этом месте монастырь и дать ему название от седла, которое епископ положил под голову как подушку. Так и появился Седлец. Изначально храм был романским (а каким же еще - в XII-то веке?), но позже его перестроили в готическом стиле. Во время гуситских войн собор был сожжен гуситами вместе с толпой католиков, искавших в нем спасения. Собор восстановили только в начале XVIII века, когда везде царило барокко. Получилась «обароченная готика». Но недолго она радовала людей. Уже в 1783 году монастырь пал жертвой религиозных реформ императора Иосифа II Габсбурга, который позволил сохранить только те монастыри, где было что-то полезное: больница, или школа, или хотя бы большая библиотека. Остальных бездельников решительно разогнали. А с храмом сделали странную вещь: его РАССВЯТИЛИ. Ну, новый храм ОСВЯЩАЮТ, а тут произвели обратное действие. Я даже не знала, что такое в принципе возможно! Интересно, как это вообще делается?
(Кстати, Иосиф II был очень деятельным и продуктивным монархом, типичным представителем эпохи Просвещения, рационально и материалистически настроенным. В частности, в приступе экономии он изобрел многоразовый гроб. У этого шедевра ритуального искусства было откидывающееся дно. Гроб с покойным опускали в могилу, дно раскрывалось, покойник оставался в земле, а гроб поднимали, и его можно было использовать повторно. Император даже своих августейших родственников стремился хоронить таким эффективным способом. Очень странно, но этот прогрессивный обычай почему-то не прижился.
Справедливости ради надо сказать, что разумные идеи у Иосифа II тоже возникали. И немало. Да вот хоть лишние монастыри разогнать! И еще один пример приведу. Те, кто ездил по дорогам Чехии, наверняка замечали огромное количество яблонь и других плодовых деревьев, растущих вдоль обочин. Все эти деревья - ничьи, то есть государственные, собирай кто хочет. Этот обычай ввел Иосиф. В неурожайный год, когда население жестоко страдало от голода, он распорядился сажать плодовые деревья вдоль основных дорог за государственный счет - для всех, чтобы голодный крестьянин хотя бы яблоками наелся, если больше нечем.)
Но вернемся к упраздненному монастырю. В его помещениях позже поселилась табачная фабрика. Она до сих пор существует буквально вплотную к собору. Сейчас принадлежит компании Филип Моррис. И там же есть музей табака, который можно посетить.
А собор потом не раз реставрировали, перекрашивали... При коммунизме он стоял заброшенный, и только недавно его окончательно отреставрировали и в 2009 году открыли общественности. Как я понимаю, теперь он снова РЕ-ОСВЯЩЕН... ПЕРЕОСВЯЩЕН... в общем, опять стал нормальным костелом. А в летнее время по ночам тут та-а-акое бывает! Ночные экскурсии по собору при свечах с последующим прослушиванием григорианского хорала. Я уже страшно хочу! Если попаду на это мероприятие, непременно расскажу.
Собор, конечно, шикарный! Огромный, пятинефный, длиной аж 87 метров, очень строгий. Он называется «katedrála», но вообще-то это не совсем так: никакой епископской кафедры тут нет. Его считают кафедральным только с архитектурной точки зрения. Потому что у него за алтарной частью находится полукруглая галерея с капеллами, по-научному ее называют «деамбулаторий», что означает всего-то, что алтарь можно обойти сзади. Оказывается, таких архитектурно-кафедральных храмов в Чехии всего 4 штуки. Еще один - это святой Вит в Пражском граде (вот как раз он во всех смыслах КАФЕДРАЛЬНЫЙ), третий - в городе Колине, это собор святого Бартоломея, мы его видели только снаружи, он был на реставрации, но он просто обалденный! (Надо бы туда еще разок съездить.) А четвертый - это не менее обалденная святая Барбора все в той же Кутной Горе, и о ней речь впереди.
Храм внутри:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-1Aq5CkojBqI/UXWk8SZLhpI/AAAAAAAAAmU/64NaCH2Lg40/s400/100_2961.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-qk1U7JRBmHg/UXWlB1EXpVI/AAAAAAAAAmc/hTmcgoT4uQ4/s400/100_2965.JPG)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-e8v9JBeVB4E/UXWlJKPj4mI/AAAAAAAAAmk/cZ9PY65ExUQ/s400/100_2966.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-FxBefoLzh-U/UXWlQ5H2i4I/AAAAAAAAAms/QCEfdjwV4Co/s400/100_2980.JPG)
А вот здесь как раз детишки стоят за алтарем, в том самом "деамбулатории":
![](https://lh3.googleusercontent.com/-McxlgAL3SD4/UXWld3g-8RI/AAAAAAAAAm0/CG6YBMobF5k/s400/100_2983.JPG)
В соборе нас ждала замечательная экскурсоводка, а я имела пару восхитительных диалогов с современными дремучими атеистическими детками. Не могу не пересказать! :)
1) С блондинкой Викторкой - мы вместе рассматривали подаренные папой римским на ПЕРЕОСВЯЩЕНИЕ очень пышные раки с мощами святого Феликса и святого - не-помню-кого. Тела святых одеты в красивые одежки, а вместо лиц - что-то типа гипсовых масок:
![](https://lh3.googleusercontent.com/-QKQPCyZ9H-Y/UXWlp5Pi6dI/AAAAAAAAAm8/cEKNDtnwZlc/s400/100_2981.JPG)
Это святой Феликс:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-CqABZQnVDYg/UXWlwahr82I/AAAAAAAAAnE/cB8g28OtImw/s400/100_2976.JPG)
А это второй, святой не-помню-кто:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-wUBbarH3QA4/UXWl4KnAUdI/AAAAAAAAAnM/8x3KK_v12n0/s400/100_2977.JPG)
Викторка: А что, там внутри действительно мертвец или просто кукла?
Я: Там мощи, настоящие останки святого.
Викторка (обходит раку сбоку, со стороны макушки, видит за маской кусочек черепушки и убегает с воплями): А-а-а-а! Там настоящий мертвец!!!
Я (безуспешно ей вдогонку): Это вообще-то не просто мертвец, а святыня...
2) С Фредериком. Стоя внизу и задрав головы вверх, мы рассматривали орган:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-USdkIIYsNHA/UXWmSXrPk1I/AAAAAAAAAns/38GW83EIoW0/s400/100_2975.JPG)
Детишки высказались, что это якобы штука для управления колокольным звоном. Пришлось вмешаться:
Я: Здесь нет колоколов. Колокола - снаружи, на колокольне, в них звонят, когда зовут людей на мессу. А здесь - трубы (и дальше бла-бла-бла про устройство органа). На органе играют во время мессы.
Кто-то из детей: А я бы не смог играть на органе. Там несколько клавиатур - это трудно.
Я: Не забудь еще, что там не только руками, но и ногами играть нужно!
Фредерик (недоверчиво): Как это - ногами?
Я: Там внизу есть специальная клавиатура для ног.
Фредерик попытался это изобразить телом, но стоя у него вышло плохо, и он как-то не очень поверил. Но призадумался. Через пару-тройку часов, уже на совсем другой экскурсии и с другим экскурсоводом мы зашли в королевкую часовню. Там тоже был орган, но маленький и внизу, и все его детали были хорошо видны. Видно, Фредерика вопросы извлечения звуков из органа все-таки беспокоили, потому что он пристал к экскурсоводке:
Фредерик: А что, это правда, что на органе ногами играют?
Э.: Да. Вон, видишь клавиатуру для ног?
Фредерик (с абсолютно круглыми глазами поворачивается ко мне): Так вы мне тогда ПРАВДУ сказали???!!!
У меня падает челюсть. Экскурсоводка катается от смеха.
Ох, уж эти современные дети! Темный народ. Никакими экскурсиями не прошибешь. :)
Кстати, об органе. Орган в этом соборе стоит на хорах не напротив алтаря, как обычно, а сбоку, в трансепте. Я сначала не могла понять, почему такие шикарные и просторные хоры пропадают впустую:
![](https://lh4.googleusercontent.com/-okeetbmpaww/UXWmXimAifI/AAAAAAAAAn0/AA9QAwCXRxE/s400/100_2967.JPG)
Но потом все выяснилось. Мы поднялись туда, и экскурсоводка быстро и наглядно объяснила, что в этом длиннющем храме очень плохая акустика - слишком долгое эхо. Она просто-напросто повернулась к алтарю - и ка-а-а-к запоет на весь собор! Что-то очень католическое и на латыни. Наверное, кусок какого-то псалма. Я аж вздрогнула. Вот это голос! После того, как она замолчала, эхо было слышно 9 (девять) секунд. Понятно, что с такой акустикой музыка превратилась бы в кашу. А сбоку эхо гораздо меньше.
Вот еще фото разных частей собора - просто так.
На полотне, которое рассматривают детишки, изображено сожжение собора гуситами:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-uhv7yph0j3Q/UXWmAEgkZ0I/AAAAAAAAAnU/s5IKDxTPGYY/s400/100_2968.JPG)
Одна из боковых капелл:
![](https://lh5.googleusercontent.com/-djxL_DX_EAY/UXWmGozRAlI/AAAAAAAAAnc/gzfIu5rPdvs/s400/100_2982.JPG)
А по этой лестнице мы поднимались на хоры:
![](https://lh5.googleusercontent.com/-lWH__G3XJD0/UXWmM7jIgjI/AAAAAAAAAnk/JF-JyhlG0YA/s400/100_2984.JPG)
Ой, я, как обычно, погрязла в разных любопытных деталях...
В общем, продолжение про Кутну Гору следует.