Манон: естественность, но не порок

Jun 23, 2014 10:00

Гастроли Английского Королевского балета в Москве - настоящее событие для тех, кто любит балет, театр, искусство.
Я смотрела "Манон" 21 июня утром.

Либретто

Состав:
Манон - Лорен Катбертсон
Де Грие -  Мэтью Голдинг
Леско - Риойчи Хирано
Г.М. -  Гэри Эйвис
Любовница Леско - Клэр Кэлверт
Мадам - Кристин МакНелли
Надзиратель стражи - Томас Уайтхед
Предводитель нищих - Пол Кей
Куртизанки - Мелисса Хэмилтон, Лора МакКаллох, Оливия Каули, Лара Тюрк (так на сайте Большого, а в программке Терк)
Господа - Валерий Христов, Кента Кура, Валентино Цукетти
Клиенты - Джонатан Хоуэлс, Эрико Монтес, Андрей Успенский, Эрик Андервуд, Джеймс Уилки
Пожилой господин -  Филипп Мосли

Оркестр Большого театра
Дирижер - Мартин Йейтс

Сценарий Кеннета Макмиллана по роману Аббата Прево Хореография Кеннета МакМиллана
Художник-постановщик - Николас Георгиадис
Художник по свету - Джон Б. Рид
Оркестровка и аранжировка Мартина Йетса (2011 г.)
(Оригинальная оркестровка (1974 г.) была сделана Лейтоном Лукасом при участии Хильды Гаунт)

Англичане превратили меня в зрителя-ребёнка, который смотрит на что-то красивое и искренне радуется. Именно так я смотрела спектакль: по-детски непосредственно, с восхищением "как красиво" или сочувствием "как её жалко" (в моём восприятии начисто отсутствовало стремление "анализировать" и уж тем более "проводить сопоставительный анализ" состояния труппы Большого и Ковент Гарден). А восхищаться "как красиво" было от чего: сцена Большого, хорошая труппа, красивые декорации и костюмы, замечательный, очень тонко чувствующий дирижёр Мартин Йейтс и парящая над всем этим великолепием Лорен Катбертсон!!!

Её Манон была лёгкой, ИЗЫСКАННОЙ и очень непосредственной. Она такая молодая и такая красивая, что для неё совершенно естественно, что за ней ухаживают разные мужчины. Она отвечает взаимностью на чувства де Грие, искренне наслаждается его любовью, но... она так же искренне готова принимать дорогие подарки от Г.М. Для неё всё это так естественно! Почему надо всё усложнять??? Она хочет и любви де Грие, и красивой жизни благодаря Г.М.
Вспоминаю фильм "Сердцебиение" с Катрин Денёв по произведению Франсуазы Саган "Сигнал к капитуляции". Главная героиня - Люсиль - принимает любовь (и сама его по-своему любит) взрослого мужчины Шарля, который обеспечивает ей ту жизнь, которой она и хочет жить. Но затем она увлекается молодым юношей Антуаном, который может подарить ей только свою любовь, больше у него ничего нет. Я сейчас не вспомню, кто именно, но кто-то из героев говорит Люсиль фразу: "Ты должна выбрать". А она очень естественно отвечает: "Почему?". Почему она должна выбрать между богатым, умным, опытным Шарлем, с которым ей интересно и очень хорошо, и любовью к молодому Антуану? Она хочет быть и с тем, и с другим!!!
Манон в исполнении Лорен Катбертсон тоже не хотела выбирать. Будь её воля, она бы любила и де Грие, и Г.М. Она получала бы от одного настоящее чувство, от другого - дорогие подарки, и дарила бы им свою красоту, молодость, любовь, которой у неё много!!! Но при этом ни одного намёка на вульгарность, порочность и прочую низость. Нет, к этой Манон это не имеет никакого отношения. Для неё любить, получать удовольствие и дарить удовольствие - очень естественно. Она не задумывается о правильности/неправильности своих поступков, она вообще ни о чём не задумывается. Она живёт порывом, чувствами и самим желанием жить! Такую Манон нельзя осудить... Она вызывает восхищение своей молодостью, искренностью, изяществом (последнее не передать никакими словами!!!)
Но жизнь жестоко разбивает её мечтания. Мужчины эгоистичны, считают женщин предметом купли-продажи и хотят быть их единоличными обладателями. Манон в III действии - женщина, (хотя и сохранившая воспоминания о былой привлекательности и изяществе), но пережившая тяжёлые испытания и жестоко наказанная за свои желания...
Лорен Катбертсон восхитительна не только своим образом, очень тонким и таким "французским-французским", но и техническим исполнением всяких разных хореографических штучек. Наш любимый Макмиллан и в "Манон" напридумывал разных сложных поддержек с де Грие, поддержек в борьбе (с надзирателем), не говоря уже о вариациях Манон, в которых Лорен показала отточенность движений, изящество и чувство стиля (которое также не опишешь словами, это то, что просто есть у балерины и ты это видишь).



фото с сайта Большого театра

Де Грие Мэтью Голдинга потрясением не стал (мне нравится, когда и язык тела, и выражение лица вместе "работают" на образ). Игра же Голдинга  - на любителя. Но если не обращать внимания на этот аспект, то, конечно, партнёр он крепкий и надёжный.

А вот в ком явно живёт драматический актёр - так это Риойчи Хирано (брат Манон, Леско). Как он изображал пьяного, шатаясь-покачиваясь и умудряясь при этом виртуозно и партнёршу на руках носить, и самому прыгать! Ну а сколько страданий он изобразил, когда его, несчастного, закованного (явно после пыток) заводят в квартиру де Грие, где Леско, всё-таки нехороший тип, и будет застрелен.

И, конечно же, шикарный Г.М. в исполнении Гэри Эйвиса. Мужчина, от которого "пахнет" деньгами и красивой жизнью. Он - собственник по натуре, не терпящий отказа, властный, эгоистичный, порочный и не прощающий обиды. Очень яркий и запоминающийся образ!

Англичане привезли в Москву роскошный спектакль: по хореографии, оформлению и исполнению (как всеми солистами, так и артистами корды). Вся труппа королевского балета задала очень высокую планку, которой очень трудно будет соответствовать.
А я очень счастлива, что я это видела!!!


"Манон", Катбертсон Лорен, Макмиллан Кеннет, балет, театральный сезон 2013-2014, Королевский балет "Ковент-Гарден"

Previous post Next post
Up