Apr 02, 2014 21:40
31 марта на новой сцене Большого театра новосибирцы и Патрик Де Бана предложили свою версию Весны Священной. После этого спектакля, как мне кажется, можно возненавидеть всё человечество...
На сцене 2 бочки, по бокам каменные плиты, а сверху - дуга серого цвета (может тоже каменная). Эта дуга неподвижна, но её устремлённость чуть вверх создаёт впечатление чего-то смыкающегося (замкнутый круг). В центре двое - это близнецы Ибеджи, они в белом, с белыми волосами. Их танец прерывают появляющиеся люди, часть которых является воинами, а другая - жрецами. Но от всех них исходит одно - агрессия. И те, и другие жаждут крови, в то время как от Близнецов исходит спокойствие и умиротворение. Близнецы ближе к природному миру, они некое созидательное начало, людьми же движет инстинкт разрушения. Они кружатся вокруг Ибеджи как хищники, готовые наброситься на них и растерзать. Эта сцена была необыкновенно красивой: близнецы - мужчина и женщина - в центре этой дикой толпы, обнимаются, "скрещивают" свои тела. Но красота и гармония не могут выйти победителем, если толпа хочет жертвы...
Спектакль поднимает вопросы, на которые нет ответа: зачем человеку нужны жертвоприношения? Почему ему хочется жестокости? Откуда в человеке агрессия?
Как правило, когда зрители обсуждают этот спектакль, вспоминают отсылки к другим прочтениям вёсен. У меня же возникло впечатление о цитировании (сознательном или нет, не имею понятия) хореографа, который, насколько я знаю, вёснами не занимался. Джон Ноймайер. В один из моментов, когда женщина-близнец на мгновение "застывает", я "увидела" Русалочку. В принципе это сходство можно развить и дальше. Тема: люди и "неземные" существа есть и у того, и у другого хореографа. Удивляться здесь не стоит: Патрик учился в Школе при Гамбургском балете под руководством Дж. Ноймайера.
На золотомасочную премию номинированы 3 Весны: Вальц, Багановой и де Баны. Я видела все три. Новосибирцы произвели очень хорошее впечатление. Понравились костюмы, сценография, труппа, исполнители главных ролей Анна Одинцова и Роман Полковников. Интересной показалось и сама интерпретация.
Может быть не совсем внятным был финал... Возможно, Де Бана проявляет гуманность, самого жертвоприношения нам не покажут, всё оборвётся на объятиях близнецов и воздетых к небу руках женщины. Может быть небеса смилуются, может быть что-то произойдёт, и выбранная жертва останется живой. Хотя может и нет. Вдруг это просто её прощальный жест...
театр Новосибирский оперы и балета,
"Весна священная",
фестиваль "Золотая Маска",
Де Бана Патрик,
балет,
театральный сезон 2013-2014