Mar 29, 2014 01:07
Друзья, текст для класса критики. Обсуждаем Екатеринбург)))
***
Фестиваль "Золотая маска" продолжает знакомить любителей балета с самыми интересными (по мнению экспертов) постановками сезона. На сей раз в Москве увидели работы Вячеслава Самодурова "Вариации Сальери" и "Cantus Arcticus" ("Песни Арктики").
Вячеслав Самодуров закончил Академию русского балета имени А.Я. Вагановой, блистал на сцене Мариинского театра, был премьером Национального балета Нидерландов, Королевского балета Великобритании. Сегодня он один из самых интересных российских хореографов и художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета. Его прошлые работы - "Amore Buffo" и "Минорные сонаты" уже выдвигались на соискание национальной театральной премии. Две новые работы в общей сложности имеют 8 номинаций, в том числе дважды - "лучшая работа хореографа".
"Вариации Сальери" поставлены на музыку Антонио Сальери "26 вариаций на тему Испанской фолии". Фолия - народный танец и танцевальная песня португальского происхождения. Первоначально фолия была карнавальным танцем, шумным, с переодетыми в женщин мужчинами (название буквально означает "безумие"). Позже фолия стала темой для инструментальных вариаций, к которым обращались многие композиторы, Сальери в их числе.
Балет Самодурова - это, конечно, не безумные карнавальные переодевания, но юмора и игры в нём хватает. Сам хореограф отмечает, что этот балет - его «представление о том, какие изменения переживает классический балет и как он воспринимается в современном мире". "Вариации Сальери" - это 26 красивых дуэтов, ансамблей и соло, исполняемых в классическом стиле, но без строгого академизма, а кокетливо и очень свободно. Танцовщики меняют центр тяжести, вольно размахивают руками, могут неклассически сделать прогиб назад, кривить ноги, хлопать себя по пяткам и порой небалетной походкой уйти за кулисы. Заигрывания мужчины и женщины, желание женщины ускользнуть, кокетливый отказ от поцелуя, изображение обиды от этого нестерпимого отказа (вплоть до попытки схватить "гордячку" за горло), заигрывания из-за кулис - всё это создаёт фривольное настроение и аромат придворной жизни. Действо происходит на фоне красного задника, на котором периодически отбрасываются изящные тени тех, чья жизнь - это танцы, кокетство и увеселения.
Вторая работа хореографа - во многом противопоставлена первой. Музыкальной основой "Cantus Arcticus" ("Песни Арктики") стал Концерт для птиц с оркестром Эйноюхани Раутаваара (с использованием птичьего пения). В самом начале на сцене некая стена (она прозрачная, но многое отображает как зеркало), разделяющая женщину от мужчины, мужчину от женщины. Что это? Корка льда или преграда, отделяющая человека цивилизации от природной гармонии? Стена затем поднимется, чтобы танцовщики слились с природой. Их движения плавные, они словно птицы. Они не думают о мирских заботах, они естественны. Но Арктика - довольно холодная и пустынная, здесь может быть одиноко, поэтому лучше держаться в группе или хотя бы вдвоём (балет наполнен именно групповыми и дуэтными танцами). Определить северное географическое положение позволяет не только название спектакля, но музыка финского композитора, которая рисует в воображении картины суровой северной природы, с закатами, отдающими розовым светом, льдами, птицами, белыми медведями. Костюмы танцовщиков - розовые и голубые - в целом соответствуют арктической цветовой гамме. А игра света на заднике создаёт подобие Северного сияния.
Хореограф представил два мира - мир игр при дворе и мир природы. Зрители с интересом познакомились и с его постановками, и с екатеринбургской труппой, в которой особенно ярко выделялись Елена Воробьёва и Андрей Сорокин. А что думает золотомасочное жюри об этих мирах, узнаем совсем скоро.
класс театральной критики,
"cantus arcticus",
фестиваль "Золотая Маска",
Самодуров Вячеслав,
"Вариации Сальери",
балет,
театр Екатеринбургский оперы и балета,
театральный сезон 2013-2014